Использование новых технологий. От формулировок ваших мыслей зависит, пой

От формулировок ваших мыслей зависит, пой

мут ли вас люди и окажет ли сказанное влияние

на этих людей. Вы можете использовать вашу

программу для работы с текстами, чтобы

почерпнуть оттуда новую информацию. Почти в

каждом текстовом редакторе есть тезаурус (пе

речень слов и их синонимов), доступный для

пользователя. Например, в пакете Microsoft

Word пользователь может выделить слово, на

жать на кнопку «Сервис», затем на «Язык», за

тем на «Тезаурус» и получить перечень синони

мов нужного слова. Для тренировки выберите

любое слово и взгляните на набор синонимов.

Затем сделайте выбор, который вы считаете

наиболее целесообразным для большей выра

зительности. Например, если вы выделите сло

во «трудный», то компьютер вам покажет тяже

лый, тяжкий и нелегкий. Если вы хотите боль

шего выбора, то выделите одно из тех слов,

которые предоставлены в дополнительном пе

речне. Если вы хотите сделать упор на то, что

обучение может быть трудным, можете исполь

зовать как наиболее точное слово тяжелый. По

адресу www.m w.com/thesaurus.html доступен

Merriam Webster’s online Collegiate Thesaurus.

Вы будете знать, что усилите ясность вашего со

общения, если вместо выражения «Он живет в очень

большом доме» вы скажете «Он живет в 14 комнат

ном особняке эпохи Тюдор». Или вместо выражения

«Я полагаю, профессор Морган справедливый педа

гог» вы скажете «Я полагаю, профессор Морган спра

ведливый педагог; она использует одинаковые стан

дарты для оценки всех студентов».

Развитие способности говорить

Более ясно

Способность говорить более ясно требует от нас

создания своего собственного рабочего словаря и

подбора слова из нашего активного словаря.

Создание словаря

Чем больше ваш словарный запас, когда вы гово

рите, тем большим выбором слов вы располагаете,

чтобы подобрать именно то слово, которое вы хоти

те. Чем больше ваш словарный запас, когда вы слу

шаете, тем больше вероятности, что вы поймете сло

ва, использованные другими.

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Часть 1 · Основы коммуникации

Мозговой штурм

Включите магнитофон и пого

ворите об учебном курсе, кото

рый вы прослушали, игре, в кото

рой вы участвовали, или фильме,

который вы просмотрели. Когда

вы подойдете к ключевому слову

или фразе, определите, будут это

слово или фраза достаточно спе

цифичны, точны и конкретны для

вашего сообщения, чтобы его по

няли. Если вы посчитаете, что

нет, быстро обращайтесь к своему

альтернативному словарному за

пасу и выбирайте более спе

цифичное, точное и конкретное

слово.

Один из путей увеличения вашего словарного за

паса — это изучение одного из многих руководств по

созданию словарей, стоящих на полках в большин

стве книжных магазинов, такого как Merriam

Webster’s Vocabulary Builder (Cornog, 1998). Вы мо

жете также ознакомиться со специальной рубрикой

Word Power в журнале Reader’s Digest. Изучая эти

ежемесячные издания и незнакомые слова, вы смо

жете увеличивать свой словарный запас не менее чем

на 20 слов в месяц.

Другой путь увеличения вашего словарного за

паса — записывать слова при чтении или употреб

ляемые в беседах с вами другими людьми. Напри

мер, предположим, вы прочли или услышали «Се

г о д н я я б ы л з а в а л е н т е л е ф о н н ы м и з в о н к а м и».

Если вы сначала запишете «завалить», а потом за

глянете в словарь, вы обнаружите, что это слово

означает засыпать сверху, покрыть. Если вы затем

скажете себе «Сегодня я был завален — засыпан —

телефонными звонками» — вы, вероятно, вспомни

те его значение и примените его в следующий раз,

услышав это слово. Если вы последуете этой прак

тике, вы скоро заметите увеличение вашего словар

ного запаса.

Мозговой штурм

Даже имея большой словарный запас, вы не ста

нете изъясняться лучше, если у вас не отработана

методика его использования. Один из путей подхода

к использованию на практике сундучка вашей памя

ти — это мозговой штурм, применяемый в учебе и

общении.

Мозговой штурм — некритичный, не содер

жащий оценки процесс выработки альтерна

тивы.

Мозговой штурм — это некритичный, не содержа

щий оценки процесс выработки альтернативы. Пред

положим, что некто спрашивает вас, насколько удоб

но использовать предварительную запись. Вы може

те сказать «Предварительная запись организована

отвратительно». Если вы не считаете, что слово от

вратительно выбрано верно, вы можете попытаться

употребить слова ужасно или из рук вон плохо. То

гда вы должны сказать: «Я имел в виду, что предва

рительная запись была организована из рук вон

плохо».

Ясная формулировка наших вербальных сообще

ний — тяжелая работа, но вы создаете свой словарь

и учитесь находить идеи; постепенно вы обнаружи

ваете, что вы подбираете самые точные слова, даже

не окончив предложения, если вам это нужно. На

пример, описывая поведение Майка, вы можете ска

зать: «Майк был так резок вчера — ну, я имею в виду,

что он поступил необдуманно». Или когда вы об

суждаете способности Полины, вы можете сказать:

«Я согласен, Полина сильный менеджер, но я ду

маю, что она так хороша, потому что всегда вежли

ва — она обращается с каждым именно так, как тому

нравится».

Когда вы спокойны и уверены в себе, ваша беседа

течет гладко, и это наиболее эффективный путь об

щения. Когда на вас давят, ваша способность выби

рать наилучшую форму для передачи мыслей, веро


Наши рекомендации