Нейропсихология нормы. проб лема ивдиввдуальных различий 13 страница

Результаты нейропсихологической диагностики показывают, что среди учащихся младших классов общеобразовательных школ значительно число де­тей, у которых трудности в обучении прямо или кос­венно связаны с наличием минимальных мозговых дисфункций. Варианты отклонений в развитии по­знавательных функций многообразны и определя­ются тем, в каких зонах и системах мозга имеют место изменения нормального морфогенеза. Тем не менее очень важно подчеркнуть, что нейропсихологичес-кая диагностика в случаях подобных отклонений не должна становиться некоей фатальной гипердиаг­ностикой, особенно в прогностическом отношении, когда определяются перспективы обучаемости ре­бенка в школе. Пластичность развивающегося мозга, удивительная способность психики ребенка к внут­ри- и межфункциональным перестройкам способ­ствует тому, что дефицитарность того или иного аспекта познавательной сферы оказывается преодо­лимой с помощью специальных коррекционных пси­холого-педагогических воздействий.

Вместе с тем, возможности коррекции откло­нений в развитии познавательных функций зависят от своевременности нейропсихологической квали­фикации имеющегося дефицита. Самые младшие дети, с которыми работали мы, — это дети 7-ми лет, обучающиеся в 1 или 2 классе. Поскольку к мо­менту нейропсихологическ-^го обследования они уже проучились определенное время в школе, трудности в обучении проявились у некоторых из них с доста­точной отчетливостью. По-видимому, целесообразна более ранняя диагностика, непосредственно пред­шествующая началу обучения. В этом случае можно выявить составляющие психических функций как сложившиеся у ребенка к началу обучения, так и запаздывающие в своем развитии, определить соот­ношение сильных и слабых звеньев в познавательных процессах, сформулировать прогноз успеваемости. Своевременная ранняя диагностика и профилакти­ка трудностей в обучении поможет предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недоста­точно сформированных познавательных функций,

Нейропсихологический подход к исследованию познавательных функций в младшем школьном воз-

расте (и его значение для выявления причин школь­ной неуспеваемости) было бы ошибочно считать универсальным и самодостаточным. Несмотря на широкие возможности синдромного анализа в опре­делении причин, характера и степени выраженности дефицитарности и на значительную прогностичес­кую ценность результатов, нейропсихологическое обследование все-таки фиксирует состояние позна­вательных функций в определенный момент време­ни Это придает известную «статичность» полученной картине, тогда как в реальности психика ребенка постоянно развивается. Тем не менее, в комплекс­ности, многомерности, динамичности нейропси хологического подхода заложена принципиальная возможность его применения к индивидуальной ди­агностике ребенка в динамике его развития в рам­ках лонгитюдного подхода

Предложенный в книге ракурс сравнительного нейропсихологического анализа особенностей позна­вательных функций у успевающих и неуспевающих младших школьников может оказаться перспектив­ным для понимания закономерностей отношений между характером морфо- и функциогенеза мозга и таким базисным психологическим образованием, как «зона ближайшего развития» ребенка.

ОЛ.КРАСОВСКАЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗРИТЕЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ*

Современные представления о психологическом строении и мозговых механизмах высших психических функций складывались в нейропсихологии прежде все­го на основе анализа нарушений этих функций у взрос­лых больных. Однако структура психических функций, их системные взаимоотношения и мозговая организа­ция изменяются в процессе онтогенеза. Это положе­ние, впервые получившее широкое развитие в трудах Л.С.Выготского (I960), объясняет тот факт, что поражение одной и той же зоны мозга у взрослого и у ребенка может иметь совершенно различную клини­ческую картину и динамику восстановления нару­шенных психических процессов. Так, известно, что поражение так называемых «речевых зон» левого полушария мозга у взрослых больных сопровождается афазией, в то время как в детском возрасте даже массивные поражения этих зон могут протекать без каких-либо дефектов речи, кроме того, у детей спе­цифические речевые нарушения нередко возникают при поражений правого полушария (О.L.Zangwill, 1960). Эти факты свидетельствуют о различной мозговой орга­низации речевой системы у детей и взрослых.

Представляет интерес изучение вопроса о том, в какой мере представления о неодинаковой моз­говой организации психических функций у детей и взрослых могут быть отнесены и к перцептивным процессам. Мы попытались обсудить это на основе нейропсихологичсского анализа зрительно-перцеп­тивных функций у детей с локальной патологией головного мозга.

Первые исследования в области патологии оп­тического восприятия при очаговых поражениях мозга в детском возрасте показали, что характер зри­тельных дефектов у детей зависит от стороны по­ражения мозга к, в целом, оказывается сходным с соответствующими нарушениями у взрослых боль­ных. Это прежде всего относится к таким расстрой­ствам зрительного гнозиса и оптико-конструктивной деятельности, которые характерны для поражений правого полушария мозга (М.Э.Порк, Э.Г.Симерниц-кая, 1974).

Наша задача состояла в более детальном иссле­довании этих нарушений- Применялись стандартные нейропсихологические методы, подробное описание которых дано А.Р.Лурия (1969). Остановимся на анализе нарушений зрительного предметного вос­приятия и оптико-конструктивных функций. Резуль­таты исследования этих двух различно зрительно афферентированных видов деятельности будут пред­ставлены раздельно. При предварительной апроба-

1 Проблемы медицинской психологии / Под ред А.Н.Леонтьеза, Е.Д Хомской, Е.Ю.Артемьевой. М,: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 17—87.

ции применяемых нами методик на группе здоро­вых детей была установлена доступность всех пред­лагаемых заданий.

С целью количественного определения выражен­ности зрительных гностических нарушений степень выраженности дефектов оптического предметного восприятия оценивалась в баллах от I до 5, в за­висимости от того, насколько успешно больной ре­бенок справлялся с узнаванием изображений разной степени сложности (реалистические, перечеркнутые, наложенные друг на друга фигуры и сюжетные кар­тины). При исследовании оптико-конструктивной деятельности использовались пробы на выполнение различных видов рисунка (самостоятельный рисунок, копирование с образца, дорисовывание начатого изображения). Оценка степени выраженности нару­шений рисунка проводилась также по 5-ти-балль-ной системе, в зависимости от степени сохранности копируемого или воспроизводимого по памяти структурного образа объекта.

Были проанализированы результаты нейропси-хологического исследования зрительного восприятия и о пти ко-конструктивной деятельности у 192 боль­ных в возрасте от 5 до 16 лет с различными очаговы­ми поражениями мозга. У 79 детей патологический процесс локализовался в левом полушарии; у 62 — в правом полушарии мозга; у 39 — были диагностиро­ваны поражения стволово-диэнцефальных структур мозга (опухоли III желудочка, хиазмально-селляр-ной области и др.) и у 12 — имело место субтенто-риальное расположение очага (опухоли мозжечка и IV желудочка).

Все исследованные больные были разделены на четыре возрастные группы: I — дошкольный возраст (5—7 лет), II — младший школьный возраст (8—10 лет), III — средний школьный возраст (11—13 лет) и IV — старший школьный возраст (14—16 лет). Анализ результатов проводился отдельно для каждой из ука­занных возрастных групп.

I. нарушения восприятия предметных

Наши рекомендации