Нейропсихология нормы. проб лема ивдиввдуальных различий 13 страница
Результаты нейропсихологической диагностики показывают, что среди учащихся младших классов общеобразовательных школ значительно число детей, у которых трудности в обучении прямо или косвенно связаны с наличием минимальных мозговых дисфункций. Варианты отклонений в развитии познавательных функций многообразны и определяются тем, в каких зонах и системах мозга имеют место изменения нормального морфогенеза. Тем не менее очень важно подчеркнуть, что нейропсихологичес-кая диагностика в случаях подобных отклонений не должна становиться некоей фатальной гипердиагностикой, особенно в прогностическом отношении, когда определяются перспективы обучаемости ребенка в школе. Пластичность развивающегося мозга, удивительная способность психики ребенка к внутри- и межфункциональным перестройкам способствует тому, что дефицитарность того или иного аспекта познавательной сферы оказывается преодолимой с помощью специальных коррекционных психолого-педагогических воздействий.
Вместе с тем, возможности коррекции отклонений в развитии познавательных функций зависят от своевременности нейропсихологической квалификации имеющегося дефицита. Самые младшие дети, с которыми работали мы, — это дети 7-ми лет, обучающиеся в 1 или 2 классе. Поскольку к моменту нейропсихологическ-^го обследования они уже проучились определенное время в школе, трудности в обучении проявились у некоторых из них с достаточной отчетливостью. По-видимому, целесообразна более ранняя диагностика, непосредственно предшествующая началу обучения. В этом случае можно выявить составляющие психических функций как сложившиеся у ребенка к началу обучения, так и запаздывающие в своем развитии, определить соотношение сильных и слабых звеньев в познавательных процессах, сформулировать прогноз успеваемости. Своевременная ранняя диагностика и профилактика трудностей в обучении поможет предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недостаточно сформированных познавательных функций,
Нейропсихологический подход к исследованию познавательных функций в младшем школьном воз-
расте (и его значение для выявления причин школьной неуспеваемости) было бы ошибочно считать универсальным и самодостаточным. Несмотря на широкие возможности синдромного анализа в определении причин, характера и степени выраженности дефицитарности и на значительную прогностическую ценность результатов, нейропсихологическое обследование все-таки фиксирует состояние познавательных функций в определенный момент времени Это придает известную «статичность» полученной картине, тогда как в реальности психика ребенка постоянно развивается. Тем не менее, в комплексности, многомерности, динамичности нейропси хологического подхода заложена принципиальная возможность его применения к индивидуальной диагностике ребенка в динамике его развития в рамках лонгитюдного подхода
Предложенный в книге ракурс сравнительного нейропсихологического анализа особенностей познавательных функций у успевающих и неуспевающих младших школьников может оказаться перспективным для понимания закономерностей отношений между характером морфо- и функциогенеза мозга и таким базисным психологическим образованием, как «зона ближайшего развития» ребенка.
ОЛ.КРАСОВСКАЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗРИТЕЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ*
Современные представления о психологическом строении и мозговых механизмах высших психических функций складывались в нейропсихологии прежде всего на основе анализа нарушений этих функций у взрослых больных. Однако структура психических функций, их системные взаимоотношения и мозговая организация изменяются в процессе онтогенеза. Это положение, впервые получившее широкое развитие в трудах Л.С.Выготского (I960), объясняет тот факт, что поражение одной и той же зоны мозга у взрослого и у ребенка может иметь совершенно различную клиническую картину и динамику восстановления нарушенных психических процессов. Так, известно, что поражение так называемых «речевых зон» левого полушария мозга у взрослых больных сопровождается афазией, в то время как в детском возрасте даже массивные поражения этих зон могут протекать без каких-либо дефектов речи, кроме того, у детей специфические речевые нарушения нередко возникают при поражений правого полушария (О.L.Zangwill, 1960). Эти факты свидетельствуют о различной мозговой организации речевой системы у детей и взрослых.
Представляет интерес изучение вопроса о том, в какой мере представления о неодинаковой мозговой организации психических функций у детей и взрослых могут быть отнесены и к перцептивным процессам. Мы попытались обсудить это на основе нейропсихологичсского анализа зрительно-перцептивных функций у детей с локальной патологией головного мозга.
Первые исследования в области патологии оптического восприятия при очаговых поражениях мозга в детском возрасте показали, что характер зрительных дефектов у детей зависит от стороны поражения мозга к, в целом, оказывается сходным с соответствующими нарушениями у взрослых больных. Это прежде всего относится к таким расстройствам зрительного гнозиса и оптико-конструктивной деятельности, которые характерны для поражений правого полушария мозга (М.Э.Порк, Э.Г.Симерниц-кая, 1974).
Наша задача состояла в более детальном исследовании этих нарушений- Применялись стандартные нейропсихологические методы, подробное описание которых дано А.Р.Лурия (1969). Остановимся на анализе нарушений зрительного предметного восприятия и оптико-конструктивных функций. Результаты исследования этих двух различно зрительно афферентированных видов деятельности будут представлены раздельно. При предварительной апроба-
1 Проблемы медицинской психологии / Под ред А.Н.Леонтьеза, Е.Д Хомской, Е.Ю.Артемьевой. М,: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 17—87.
ции применяемых нами методик на группе здоровых детей была установлена доступность всех предлагаемых заданий.
С целью количественного определения выраженности зрительных гностических нарушений степень выраженности дефектов оптического предметного восприятия оценивалась в баллах от I до 5, в зависимости от того, насколько успешно больной ребенок справлялся с узнаванием изображений разной степени сложности (реалистические, перечеркнутые, наложенные друг на друга фигуры и сюжетные картины). При исследовании оптико-конструктивной деятельности использовались пробы на выполнение различных видов рисунка (самостоятельный рисунок, копирование с образца, дорисовывание начатого изображения). Оценка степени выраженности нарушений рисунка проводилась также по 5-ти-балль-ной системе, в зависимости от степени сохранности копируемого или воспроизводимого по памяти структурного образа объекта.
Были проанализированы результаты нейропси-хологического исследования зрительного восприятия и о пти ко-конструктивной деятельности у 192 больных в возрасте от 5 до 16 лет с различными очаговыми поражениями мозга. У 79 детей патологический процесс локализовался в левом полушарии; у 62 — в правом полушарии мозга; у 39 — были диагностированы поражения стволово-диэнцефальных структур мозга (опухоли III желудочка, хиазмально-селляр-ной области и др.) и у 12 — имело место субтенто-риальное расположение очага (опухоли мозжечка и IV желудочка).
Все исследованные больные были разделены на четыре возрастные группы: I — дошкольный возраст (5—7 лет), II — младший школьный возраст (8—10 лет), III — средний школьный возраст (11—13 лет) и IV — старший школьный возраст (14—16 лет). Анализ результатов проводился отдельно для каждой из указанных возрастных групп.
I. нарушения восприятия предметных