Основные подходы к периодизации социализации
Теперь необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов.
Точки зрения:
1. Одни авторы -- их подавляющее большинство -- полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью.
2. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.
Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности:
-) Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации - дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.
-) Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделением первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) - период ее социальной зрелости.
-) Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации.
В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации: ( Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.)
1.Первый - младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе - общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
2. Второй -- детство (от 3 до 6--7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли -- мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци-ализации -- дошкольное образовательное учреждение.
3. Третий этап охватывает период от 6--7 до 13--14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто про-должает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.
4. Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13--14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче-ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других -- в 23--25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.
В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся -- учреждений образования и резко возрастающее -- социальной микросреды, товарищеского окружения.
5. Пятый этап охватывает временные рамки функционирования со-циально зрелой личности (от 20--25 до 35--40 лет). Он характеризу-ется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации -- производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо-вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио-нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, об-щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.
6. Шестой этап связан с возрастным периодом от 35--40 до 55--65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализа-ции чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.
Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.
7. Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.
На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации. (Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 232 с.)
При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам откло-няющегося поведения». (Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 - 141 с.)
Процесс социализации - есть продукт пересечения действия трех факторов: 1) врожденных механизмов; 2) социальных условий; 3) сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.
Для личности социализация выступает в качестве процесса осознания и соотнесения воздействий и требований с комплексом внутренних условий: а) желаниями, стремлениями, ценностными ориентациями, притязаниями, целями и планами (компонент «хочу» или хотения-интенции); б) потенциальными возможностями и способностями (компонент «могу»); в) наличными физическими и психическими качествами, опытом, чертами характера (компонент «имею») Эти компоненты в свое время выделил С.Л. Рубинштейн.[5]
Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация и интериоризация, а ее результативность, как правило, связывают со степенью самореализации. Недостающим звеном и является процесс самоопределения, синтезирующий в определенной пропорции, индивидуальной для каждой личности, взаимодействие объектной и субъектной составляющих и переводящих их потенциал в осознанное, целеуправляемое действие.
Проблема профессионального самоопределения, поскольку она лежит в русле теории социализации, полностью подчинена, как было показано выше, ее закономерностям и их специфике, определяемой состоянием конкретного общества, относительно которого она исследуется. Более того, здесь можно согласиться с утверждением о том, что профессиональное самоопределение представляет собой «...самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения «хочу – могу – есть - требуют» и становится способным принимать самостоятельно решения относительно важных целей, имеющих смысл для него и значение для общества».[6]
Следовательно, если отнестись к определению сущности профессионального самоопределения как той части жизненного самоопределения личности, в ходе которого индивид, выбрав основную сферу профессиональной деятельности, стремится, посвятив себя конкретному виду трудовой деятельности, совместить свои собственные интересы и способности с требованиями общества и занять конкретную позицию в рамках стратификационной структуры, то можно утверждать, что он не завершается актом выбора профессии.
В связи с этим, уточним временные рамки профессионального самоопределения. По всей вероятности, не совсем верно рассматривать его начало, как предлагает И.С. Кон, с проявления склонностей в детском возрасте. Во-первых, в силу того, что наглядно-образное мышление, свойственное этому периоду, делает основным механизмом вхождения ребенка в среду подражание. Во-вторых, профессиональное самоопределение предполагает определенный уровень самосознания, который только начинает складываться в детстве. Поэтому профессиональное самосознание целесообразно рассматривать, когда личность уже осознает свои цели, жизненные планы, ценности, психофизиологические особенности, свойства характера и то, чего ждет от него общество.
Таким образом, профессиональное самоопределение представляет собой еще и самостоятельный процесс осознания себя как профессионала, нахождения смыслов выполняемой деятельности. С точки зрения профессионализации, как утверждает А.К. Маркова, профессиональное самоопределение проявляется в определении человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализации.[7] При этом, сам период трудовой деятельности имеет достаточно четко разграничиваемые этапы. В частности:
• Этап адаптации к профессии - стадия, когда происходит первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий профессии, - соответствует этапу ассимиляции и представляет собой период становления молодого специалиста. Эта стадия, как указывает А. К. Маркова, может завершаться быстро - за первые 1-2 года или растянуться на годы и проходить болезненно.
• Этап самоактуализации в профессии - вторая стадия. На этом этапе происходит осознание человеком своих возможностей по выполнению профессиональных норм, начало саморазвития средствами профессии, осознанное усиление своих позитивных качеств и преодоление негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация в профессиональной деятельности. Этот этап профессионализации соответствует стадии автономности, а по срокам — периоду в 3-5 лет в течении которых можно судить, насколько человек состоялся как специалист, обладающий практическим опытом.
• Этап свободного владения профессией — третья стадия, характеризующаяся проявлением мастерства, гармонизации профессиональных качеств; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне определенных технологий, рекомендаций, разработок, инструкций. Это период самоутверждения в профессии, являющийся основой дальнейшего профессионального роста. По времени он может быть довольно длительным - от 10 до 20 лет рабочего стажа.
• 4-я стадия - стадия продуктивности, соответствующая уровню зрелого человека, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе, соотносится с уровнем суперпрофессионализма, по А.К. Марковой. Уровень суперпрофессионализма, в свою очередь, имеет три этапа развития:
• этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение своего опыта за счет личного творческого вклада, авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой профессиональной среды, иногда создание новой профессии;
• этап свободного владения несколькими профессиями и возможностями перехода, переключения от одной профессии к другой;
• этап творческого самопроектирования себя как личности-профессионала: формирования у себя новых психологических и профессиональных качеств (а не просто упрочения имеющихся качеств), самостроительства, самосозидания; достижения вершин («акме») в развитии своей личности.
Достигнуть уровня профессионализма может практически каждый человек. Уровень суперпрофессионализма также в принципе доступен каждому. При этом важно сознавать, что профессиональное творчество существенно влияет на образ и стиль жизни человека. В пределах уровней профессионализма и суперпрофессионализма человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней - овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции.
Профессиональный выбор есть лишь часть социального. Простраивая жизненные планы, человек включает осознанный выбор профессии в их структуру. С этой точки зрения, выбор профессии связан с установлением иерархии всей совокупности ценностей личности, проявляющихся в её мировоззрении и жизненной позиции. Отсюда, большая часть исследователей, разделяя такой подход, понимают под выбором профессии процесс осознанного включения человека во все сферы деятельности, осуществляемый посредством профессиональной деятельности.
Однако это не совсем точно, поскольку понятия «выбор профессии» и «профессиональное самоопределение», хотя и имеют одинаковые корни, но серьёзно различаются по целеполаганию. По всей вероятности, более близка к отражению реальной действительности, по своему концептуальному основанию, точка зрения, представляющая «выбор профессии» как весьма важную составную часть общего процесса профессионального самоопределения. В таком случае отметим как минимум, три этапа этого сложного социального процесса:
· выбор профессии – как формирование профессиональных предпочтений и осуществление намерений на основе предварительного, преимущественно социального представления (профессиональная ориентация);
· профессиональная подготовка – освоение специально организованной совокупности знаний, умений, навыков и оформление отношения к профессии на основе непосредственного соприкосновения со спецификой профессиональной сферы деятельности;
· включение в непосредственную трудовую деятельность, обретение собственного опыта и переосмысление своего выбора с позиций накопления опыта профессиональной деятельности.
Таким образом, весь процесс проходит путь от влияния «образа» профессии на человека, до влияния человека на профессию и изменения всей совокупности социальных отношений под углом зрения профессиональной деятельности. Профессия, как фактор самореализации личности, обеспечивая процесс профессионального самоопределения, выступает ещё и вектором соответствующего образа жизни, достижения желаемого социально – профессионального статуса. Собственно, именно он и служит ключевым объективным показателем профессионального самоопределения.
В процессе профессионального самоопределения, на его начальном этапе, складывается и реализуется определенная направленность личности. Но, и то и другое происходит только на основе (или во взаимодействии) с процессом идентификации
Для российских исследователей также характерна позиция, что профессиональная идентификации является механизмом «врастания» человека в профессию и профессиональную среду. Так Е.А. Климов, задавая критерии профессионального самосознания, выделяет такой компонент: «сознание своей принадлежности к определенной профессиональной .общности («мы -токари», «мы - металлурги», «мы - рабочие»)». Этот компонент .можно определить как «социальная профессиональная идентичность».[8]
Понятие «профессиональная идентификация», как и «идентификация» может отражать процессы интеграции и дезинтеграции на внутриличностном и межличностном уровнях. Поэтому следует выделять два уровня профессиональной идентификации:
- личностную, которая обеспечивает профессиональную самотождественность индивида как субъекта профессиональной деятельности;
- социальную, которая, за счет отождествления и разотождествления с другими социальными су6ъектами или группами, позволяет сформировать социальную и профессиональную позицию.
Таким образом, профессиональная идентификация личности - это процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными или идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи, помогающий в осуществлении выбора профессии и обеспечивающий стабилизацию профессиональной деятельности и профессиональное развитие. Конкретная идентификация с профессиональной ролью - это степень отождествления индивида с субъектом профессиональной деятельности.
Следовательно, идентификация предполагает возможность отождествления и разотождествления себя как личности и себя как субъекта деятельности, то есть сохранение разницы позиций в системе «Я». Данный процесс развернут во времени и результатом его является профессиональная идентичность личности, которая проявляется в единстве ее субъективных и объективных показателей.
В связи свыше изложенным материалом, необходимо уточнить само понимание профессионального самоопределения. Это многоаспектный, поэтапный, социально-детерминируемый процесс формирования социально-профессиональных ориентаций индивида, определяющих его профессиональный выбор, создающий мотивационную основу приобретения знаний, умений и навыков, способствующий его становлению в качестве субъекта конкретного вида профессиональной деятельности. Он является частью более широкого и полифункционального процесса – процесса формирования жизненных планов. Следовательно, он подчиняется всем его законам.
[1] Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 277.
[2] См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
[3] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 51.
[4] Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г.В. М., 1995. С. 686.
[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 619-620.
[6] Там же. С.6.
[7] См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
[8] Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. Москва–Воронеж, 1996. С. 74.