Конфликтология: история возникновения и методы исследования
А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова
ПсихологиЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебное пособие
Барнаул 2014
УДК 159.9:331.108.2
Рецензенты: канд. психол. наук, доцент ААЭП Д.В. Каширский;
канд. социол. наук, доцент кафедры математики АГАУ Н.А. Абакумова.
Сивцова А.В., Колмогорова Н.С.Психология и конфликтология: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2014. – 65 с.
Учебное пособие содержит общие теоретические сведения по темам дисциплины «Психология и конфликтология» (раздел «Конфликтология»), структурно-тематический план занятий, темы докладов и рефератов, задания для самостоятельного освоения дисциплины и выработки практических навыков, вопросы для самоконтроля знаний, вопросы к зачету и список литературы.
Предназначено для студентов дневного и заочного отделений по направлениям подготовки: 110400 – «Агрономия», 110100 – «Агрохимия и агропочвоведение», 110500 – «Садоводство», 250100 – «Лесное дело», 111900 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и призвано помочь им в организации самостоятельной работы по освоению основных теоретических положений дисциплины «Психология и конфликтология». Учебное пособие также адресовано студентам, изучающим дисциплины «Психология», «Общая психология», «Основы психологии», «Этика и психология деловых отношений», «Психология менеджмента», а также всем, кто стремится к личностному самопознанию и саморазвитию, желает получить теоретические и практические знания о том, как управлять конфликтами и находить возможности их оптимального разрешения.
Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования АГАУ (протокол № 10 от 25 ноября 2013).
© Сивцова А.В., Колмогорова Н.С., 2014
© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………. 4
1. Конфликтология: история возникновения и методы
Исследования………………………………………………………. 6
2. Сущность и структура конфликта………………………………… 9
3. Динамика конфликта………………………………………………. 11
4. Классификация конфликтов……………………………………….. 14
5. Причины конфликтов и типы конфликтных личностей………… 16
6. Стратегии поведения в конфликтной ситуации………………….. 18
7. Управление конфликтом…………………………………………... 19
8. Особенности поведения в конфликтной ситуации ……………… 21
9. Внутриличностные конфликты…………………………………… 23
10. Семейные конфликты……………………………………………… 25
11. Психология малых групп…………………………………………. 27
12. Конфликты в системе «руководитель-подчиненный»………….. 30
13. Стресс: признаки, причины, этапы развития……………………... 34
14. Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации…………………. 36
15. Самопознание и самосовершенствование………………………… 40
Задания к семинарским занятиям…………………………………. 42
Семинар 1: Становление психологии как науки. Физиологические
основы функционирования психики……………………… 42
Семинар 2: Внимание и познавательные процессы…………………. 44
Семинар 3: Психология личности……………………………………. 45
Семинар 4: Общепсихологическая характеристика деятельности… 47
Семинар 5: Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения 48
Семинар 6: Конфликт: сущность, типология, структура…………… 48
Семинар 7: Разрешение конфликтов, стратегии поведения
и методы саморегуляции в конфликтных ситуациях…… 49
Семинар 8: Особенности межличностного взаимодействия
в группах и коллективах…………………………………... 51
Темы докладов и рефератов………………………………………….. 52
Общие методические указания к выполнению контрольной работы…... 54
Темы контрольных работ ……………………………………………. 55
Вопросы к зачету……………………………………………………… 58
Литература…………………………………………………………….. 61
Приложение 1: Варианты контрольных работ………………………63
Приложение 2: Образец оформления титульного листа
контрольной работы (реферата)………………………….………….. 64
Введение
Одной из актуальных проблем российского общества является проблема качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, который в свою очередь рассматривается через призму компетентностного подхода. При этом преодоление разрыва между знаниями учащегося и его практической деятельностью является целью компетентностного подхода, а принципы, лежащие в его основе, должны в итоге сформировать самостоятельных, уверенных в себе личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
Конфликты представляют собой жизненную реальность, и их значение для людей возрастает в социальной, профессиональной и бытовой сферах деятельности, поэтому современному специалисту важна подготовленность и в области конфликтологии, и в области психологии управления конфликтными ситуациями.
Содержание пособия «Психология и конфликтология», учитывая компетентностный подход в образовательном процессе, призвано формировать у студентов компетенции необходимые для развития межличностных отношений, в том числе в будущей профессиональной деятельности. В пособии уделяется внимание формированию таких общекультурных компетенций как: способность к обобщению, восприятию информации, постановка целей и выбор путей её достижения, готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, и умение критически оценивать и адекватно воспринимать свои достоинства и недостатки, видеть возможности и направления личностного саморазвития и самосовершенствования. При этом представленные в пособии задания ориентированы на формирование умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий и действий окружающих людей, на использование социально-психологических методов в управлении своими психическими состояниями в общении.
В пособии дисциплина «Психология и конфликтология» раскрывается посредством содержания основных тем[1]:
1. Становление психологии как науки. Физиологические основы функционирования психики. Предмет и объект психологии. Становление предмета психологии. Основные классические и современные теории в психологии. Место психологии в системе наук, структура психологии. Система методов исследования в психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе, происхождение сознания. Возникновение и развитие сознания. Природа и структура человеческого сознания.
2. Внимание и познавательные процессы. Внимание: функции, виды, свойства. Ощущения: механизм возникновения, виды, свойства (пороги ощущений, адаптация, контраст, сенсибилизация, последовательные образы). Восприятие: виды, свойства (избирательность, осмысленность, константность, предметность, целостность, структурность), ошибки восприятия. Память: процессы (запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение), виды. Мышление: операции, виды, качества ума. Воображение: виды, формы, синтез. Интеллект и его развитие.
3. Психология личности. Теории личности: биогенетические, социогенетические, психогенетические. Структура личности (направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности). Типы и свойства темперамента. Структура и акцентуации характера. Задатки и способности. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера личности.
4. Общепсихологическая характеристика деятельности. Деятельность и закономерности её формирования. Основные виды деятельности. Общение: виды и формы. Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды речи. Группы: понятие, классификация. Межличностные отношения.
5. Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения. Возникновение и развитие конфликтологии. Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт. Противоречие как основа зарождения конфликта. Разнообразие подходов к описанию феноменологии конфликта: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер). Основные психологические аспекты природы конфликта (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Бёрн и др.). Методы изучения конфликтов.
6. Конфликт: сущность, типология, структура. Структура конфликта как совокупность основных его компонентов. Классификация конфликтов. Особенности внутриличностных, производственных и семейных конфликтов. Причины и предпосылки возникновения конфликта. Конфликтогены и их типы. Манипуляции как источник межличностных конфликтов. Неоднозначность представлений о функциях конфликта. Ошибочные действия руководителя как источник конфликта.
7. Разрешение конфликтов, стратегии поведения и методы саморегуляции в конфликтных ситуациях. Типы поведения людей в конфликте. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Принципы, которыми необходимо руководствоваться при разрешении конфликтов. Управление конфликтами.
8. Особенности межличностного взаимодействия в группах и коллективах. Средства профилактики конфликтных ситуаций. Правила противодействия возникновению конфликта. Поведение в условиях конфликта. Методы снятия психического напряжения в конфликтных ситуациях. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов.
Конфликтология: история возникновения и методы исследования
Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода (Анаксимандр, Гераклит, Платон, Геродот, Эпикур, Цицерон, Августин и др.). Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в религиозных течениях (христианство, ислам, буддизм). Тема борьбы добра со злом представлена в большинстве произведений культуры и искусства.
В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Мыслители-гуманисты высказывали свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира (Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, Ч. Дарвин и др.). Первые целостные концепции конфликта появились только на рубеже ХIХ-ХХ вв. Основные из них созданы в зарубежной политологии, социологии и психологии.
Политологические исследования конфликта представлены в теориях политических групп (В. Парето, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли); теориях политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс) и этнополитических теориях (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).
Изучение конфликтов в западной социологии можно разделить на исторические этапы: 1) вторая половина XIX в. – социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.) и марксистская теория (К. Маркс); 2) первая половина XX в. – функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс); 3) вторая половина XX в. – теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф) и общая теория конфликта (К. Боулдинг).
Исторические этапы изучения конфликтов в зарубежной психологии: 1) конец 50-х гг. XX в. – конец 50-х гг. ХХI в., когда конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций и изучался в рамках следующих направлений: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), социотропное (У. Макдугалл, С. Сигеле и др.), этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген), теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей), фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковиц, Н. Миллер), поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс), социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич), интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель, Э. Бёрн); 2) с конца 50-х гг. ХХI в. по настоящее время, когда конфликт получил непосредственное исследование как таковой и получили развитие новые направления исследования конфликтов: теоретико-игровой (М. Дойч), теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон), теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Исторические периоды изучения конфликтов в отечественной конфликтологии: 1) до 1924 г. – зарождение и развитие конфликтологических идей, конфликт изучается в рамках философии, права, искусствоведения, филологии, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление; 2) 1924-1992 гг. – зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук (отраслей конфликтологии); конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии, а также и в других науках, однако междисциплинарных работ нет; 3) с 1992 г. по настоящее время –конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, появляются первые междисциплинарные исследования, создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
Среди отечественных теорий психологии конфликта наиболее ценными являются исследования конфликтов социализации А. Рояк, Т. Драгуновой, подход Л. Петровской об общей методологии конфликта, подход к изучению внутриличностных конфликтов А. Леонтьева, В. Мясищева, А. Спиваковской и др.
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Объектом изучения конфликтологии являются различные конфликты, а предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения.
Методологические принципы исследования конфликтов:
1) общенаучные: развития; всеобщей связи; объективности; конкретно-исторического подхода; системного подхода; соблюдения законов диалектики (законы: единства и борьбы противоположностей; перехода от количественных изменений к качественным; отрицания отрицания); единства теории, эксперимента и практики в процессе познания.
2) конкретно-научные(принципы самой конфликтологии): · междисциплинарности – максимально-широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии; · принцип преемственности – использование всего научного знания, принятого в конкретной проблеме на сегодняшний день; · эволюционизма – учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании; · личностного подхода – выявление и учёт конкретных личностных особенностей всех лиц, участвовавших в конфликте; · поиска скрытого содержания – изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов.
Современная конфликтология считает, что: · конфликт является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений; · конфликт может протекать в разнообразных, в том числе и в конструктивных, формах; · существует реальная возможность управления конфликтами.
В конфликтологии используются методы и методики, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии, такие как: личностные опросники (уровень межличностной конфликтности человека, выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности); анализ документов (в целях ретроспективного анализа конфликтов); анализ деятельности (влияние конфликтной ситуации на процесс и результаты деятельности субъектов конфликта); анализ поведения участников; наблюдение (непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий); эксперимент (регистрация происходящих изменений в изучаемом явлении при активном вмешательстве в ситуацию со стороны исследователя с целью контроля одной или нескольких переменных); опрос письменный и устный (мнения опрашиваемых по поводу конфликтных ситуаций, отношение к конфликтам и их участникам, прогноз поведения людей в конфликтах и др.); социометрия (оценка межличностных внутригрупповых связей, выявление напряженных взаимоотношений в малых социальных группах).