Рекомендации по обработке и интерпретации результатов эмпирического исследования
Использование методов статистической обработки является обязательным требованием. Статистические показатели позволяют обеспечивать достоверность формулируемых на основе экспериментальных данных выводов. Методы обработки данных выбираются на стадии планирования эмпирического исследования. Данные протоколов заносятся в сводные таблицы после окончания исследования. Наиболее удобной формой хранения являются электронные таблицы, например, EXCEL. Использование компьютерных статистических программ ускоряет обработку материала и представляет в распоряжение исследователя такие методы анализа, которые в ручной обработке не могут быть реализованы. Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные идоступные: "Statistika", "Stadia", "Statgraphics", SPSS. Следует обратить внимание, что данные, собранные в сводных таблицах в тексте работы не приводятся (в случае необходимости помещаются в приложении). Протоколы, полученные в исследованиях, должны сохранятся до окончания работы (получения оценки) и в случае необходимости быть готовы к представлению комиссии (научному руководителю).
Так называемая «первичная статистическая обработка» не имеет самостоятельного значения. Расчет мер центральной тенденции (среднего арифметического, медианы, моды) и рассеивания (стандартного отклонения, размаха) позволяет осуществлять общую ориентировку в полученном массиве данных для принятия решения о целесообразности проверки статистических гипотез. Эти обобщенные данные приводятся в таблицах или используются при построении диаграмм.
При определении статистического критерия для проверки статистических гипотез необходимо учитывать:
1. Тип переменных (уровень измерения) - номинальный, порядковый, интервальный.
2. Вид распределения данных. Использование параметрических критериев возможно только в случае нормальности распределения, что определяет необходимость проверки распределения на нормальность (например, с помощью критерия Колмогорова-Смирнова - процедура, легко осуществимая в статистических пакетах Statistic, SPSS и др.). Для непараметрических критериев вид распределения значения не имеет.
Для выбора статистических критериев для обработки эмпирических данных можно использовать ряд пособий (например, Сидоренко Е.В., 2001).
Большинство исследовательских задач может решаться использованием достаточно ограниченного набора статистических критериев. Чаще всего в исследовании проверяются 3 типа статистических гипотез:
1. О сходстве или различии двух или более групп - используются критерии: парный Вилконсона, U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат, критерий Фишера, t-критерий Стьюдента. Сравниваться могут группы, различающиеся по какому-либо признаку, например, по возрасту, полу, социальному положению, социометрическому статусу и пр.; контрольная и экспериментальная группы по показателям зависимой переменной; одна и та же группа по показателям, полученным до и после воздействия. Например, в формирующем экспериментеили при опенке эффективности программы психологического (или иного) воздействия.
2. О статистической связи переменных – используются коэффициенты корреляции. Наиболее распространенными являются коэффициент линейной корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, четырехпольный коэффициент ассоциации Пирсона.
3. О структуре латентных переменных - выявляется факторным анализом. Полученные в ходе вычисления значения критериев приводятся, как правило, в табличной форме, например, таблицы интеркорреляций, и описываются в тесте работы.
Давая описание результатов статистической обработки, необходимо учитывать, что статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп, статистической связи и т.п.
Формулы и описание хода вычислений в тексте работы не приводятся. Достаточно указать используемые критерии и источник, в котором они описаны. Исключение могут составлять малоизвестные и редко используемые критерии, формулы которых должны быть представлены в тексте с обоснованием необходимости их использования. При приведении статистических показателей (критериев и коэффициентов) обязательно указывается уровень статистической значимости результатов с использованием одной из форм: различия значимы на 5%-м (1%-м) уровне значимости или (р<0.05). Результаты вычислении представляются в числовой (показатели центральной тенденции, разброса, значения критериев и коэффициентов с указанием уровня статистической достоверности) и графической (графики, полигоны, гистограммы, диаграммы, корреляционные графы и др..) форме. Детальное, сравнительное описание с указанием на различие, сходство, ссылки на статистическую значимость помогает анализу и обобщению результатов, обеспечивает доказательность выводов.
Интерпретация результатов и выводы завершают исследовательский цикл. При описании результатов эмпирической работы следует придерживаться ранее определенной последовательности задач. Сначала необходимо дать их общую оценку, а затем описывать полученные данные более детально. Показатели отдельных испытуемых в тексте работы могут не приводиться за исключением случаев, когда эти данные подвергаются анализу.
Стиль изложения может быть следующим. Сначала указывается на способ (метод, методику получения результатов) – результаты, полученные с помощью методики, представляются в таблицах, затем приводится анализ данных: «как видно из таблицы… испытуемые группы ... отличаются... «. Далее делается вывод, основанный на результатах анализа – «таким образом можно сделать вывод, что...». Важно помнить, что главной особенностью изложения результатов, является обоснованность и достоверность формулируемых выводов (получаемых новых знаний). Доказательность обеспечивается конкретными фактами, которые представлены в описании в качественной и количественной форме. В качестве иллюстраций формулируемых утверждений могут приводиться данные, оформленные в виде рисунков (диаграмм, гистограмм, корреляционных плеяд).
В тексте дипломного исследования необходимо привести данные о валидности исследования, в частности: валидности статистических выводов (установленни статистической значимости различий или связи между показателями (переменными)); внешней валидности (возможности обобщать результаты исследования, распространять выводы, полученные на эмпирической выборке, на всю генеральную совокупность); внутренней валидности (возможности с помощью используемых процедур получать достоверные выводы, для чего необходимо рассмотреть все возможности влияния других неконтролируемых факторов и исключить их) и т.п. Валидность методов количественных и качественных исследований - степень соответствия средства измерения тому, что подлежало измерению, задачам исследования.
Задача количественных исследований - определение частотного распределения выявленных факторов в изучаемой популяции. Задачей качественных методов является создание списка так называемых «гипотез существования», выявление списка интересующих исследователя факторов с разумной степенью полноты.
Статистические критерии валидности метода в количественных и качественных исследованиях различаются. В количественных исследованиях - проверка статистической значимости различий или связи между показателями (переменными). В качественных исследованиях фиксация факта, что количество новой информации, получаемой от каждого следующего замера незначительно.
Выводы – это краткое резюме всего содержания работы. Выводы приводятся в конце каждого раздела дипломной работы. В выводах дают оценку полученных результатов работы с учетом мировых тенденций решения поставленной задачи, излагают итоги исследования, оценивают результаты экспериментов, открытий, важных для решения практических вопросов, ставятся новые проблемы для дальнейшего их разрешения. На основании полученных выводов могут быть даны рекомендации, которые располагают после выводов, начиная с новой страницы.
Заключение. Заключение делается по работе в целом. В этом разделе в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, даётся оценка полученным результатам. На основании методолого-теоретического и эмпирического исследования поставленной проблемы подчеркивается ее актуальность, отмечается степень выполнения цели и задач исследования, подтверждается или опровергается рабочая гипотеза, оценивается практическая значимость работы (вклад ее автора в решение проблемы). При необходимости, определяется круг вопросов, требующих более глубокой разработки, и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Заключение помещают непосредственно после основного текста на 2-3 страницах. В заключении не допускается повторение содержания введения или основной части.
Приложение - необязательный раздел, объем которого не входит в расчет общего объема работы. В приложении дастся вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности, протоколы эксперимента, рисунки испытуемых и другие материалы, которые автор считает не обязательным приводить в тексте. Во всех приложениях, на которые даются ссылки в основном тексте, должна быть выдержана последовательность их расположения в соответствии с последовательностью текста. Приложения обозначаются буквами русского алфавита (приложение А и т.д.). Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь название, точно отражающее его содержание. Приложения должны содержать расшифровку всех использованных условных обозначений. Объём приложений не ограничен. Если он существенен, рекомендуется сброшюровать приложения отдельно от текста диплома.