Вопрос 3: Становление самосознания.
К концу раннего детства происходит зарождение самосознания, становление образа себя. К составляющим этого образа И.И.Раку относит: узнавание себя на фотографии, чувство собственности, чувство эмпатии, отношение к себе: «Я – хороший», «Я – красивый».
В развитии образа «Я» выделяется 4 этапа:
I период (1 – 1,5 года) – происходит начальное формирование перечисленных комплексов. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале (к 1.5 годам при специальном обучении), пользуется своим именем в общении. У 50% фиксируется чувство собственности «моя игрушка». У 20% отмечается полоролевая идентификация – «я – мальчик» или «я – девочка», у стольких же имеется знание о себе – «я – хороший». В этот микропериод у ребенка формируется в целом положительное эмоциональное отношение к себе.
II период (1,5 – конец 2 года) – у детей происходит дифференциация представлений:
· Все дети демонстрируют чувство собственности
· 90% безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии. Пример: американские психологи провели такой эксперимент: детей подвидили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, – следовательно, узнавали себя.
· 80% имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике
· 70% демонстрируют чувство эмпатии
III период (конец 2 года – начало 3 года) – у детей сформированы все элементы представлений о себе.
IV период (второе полугодие 3 года) – возрастает роль индивидуального опыта в ходе формирования образа себя. Обостряется чувствительность к успеху и неудачам, к оценкам со стороны взрослых.
Таким образом, к концу 3 года жизни ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность со своими собственными желаниями, а также свои возросшие возможности (например, по самообслуживанию).•Сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. Половая идентификация свидетельствует о том, что ребенок научился среди окружающих выделять мальчиков и девочек. Он знает, какие требования общество предъявляет мужчинам и женщинам. Социальное ожидание приводит к социальной готовности ребенка.
К 3-м годам задача психологического отделения от матери решена. Свидетельством этого становится местоимение «Я». Пример: Ребенку 2 года 4 месяца. Изучаем понятия "я" и "ты". Началось все с того, что ребенок, показывая на маму и папу, стал называть "мама", "папа", показала на себя и зависла. Недели 2 тренировались, но "Поля" сказать не может. Зато показывает на себя и говорит "я", я говорю "правильно, ты", она опять на себя – "ты", я – "нет, не ты, а я". Короче, запутались обе.
В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, полностью удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает кризис трех лет.
Вопрос 4: Кризис трех лет
Новообразованиями кризиса трех лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязания на признание со стороны взрослого.
Суть кризиса трех лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативнойсимптоматикой кризиса и комплексом положительных перемен.
Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса трех лет, характеризуется появлением так называемого семизвездия симптомов: негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта, обесценивания, деспотизма – ревности (Л.С. Выготский вслед за Э.Келер).
Негативизм – наиболее очевидный симптом наступления кризиса. Это – негативная реакция на предложение со стороны взрослых. Не следует путать с непослушанием. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение. Ребенок отказывается делать что-то только потому, что его об этом попросили. Ребенок поступает даже вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен взрослым, причем не всем, а определенным людям: одному из родителей, воспитательнице и др. Пример: мальчик хотел рисовать, ему разрешили. Хочется рисовать и хочется сделать наоборот. Он нашел выход: расплакался и потребовал, чтобы ему запретили. После исполнения этого желания с удовольствием принялся за рисунок. Пример: читают стихи наоборот: «я не ежик, у меня не восемь ножек, по дорожке я не побегу и т.д.». Из этих примеров видно, что меняется сама мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации сразу возникало желание сделать что-то, а сейчас ребенок способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не желанием, а отношением со взрослым. Мотив поведения уже находится вне ситуации.
Упрямство – такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. По сути ребенок требует, чтобы с ним считались как с личностью.
Строптивость – направлена против норм воспитания, сложившихся ранее. Строптивое отношение ко всему образу жизни, который сложился раньше.
Своеволие – тенденция к самостоятельности. Ребенок хочет все сделать сам.
Протест-бунт – ребенок воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание – ребенок начинает ругаться. Причем, обесценивается все: от игрушек до родителей.
Деспотизм-ревность – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим («ты никуда не пойдешь!»). В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью к младшим или старшим.
Второй комплекс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, делится на две группы.
1) Симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности изменения социальных отношений, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез (ночное недержание мочи); резкие затруднения речи, заикание; гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами).
2) осложнениями кризиса трех лет могут стать невротические и психопатические симптомы.
Главная особенность кризиса – перестройка социальных отношений. Все симптомы кризиса вращаются вокруг центральной оси «Я и окружающие люди».
1. Мотив негативного поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношении к вам.
2. Негативная реакция проявляется не в том, что ребенок отказывается от поступка, а в том, чтобы сделать «наоборот», т.е. проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят.
Таким образом, ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением к другим людям.
Впрочем, некоторые дети практически не обнаруживают негативных проявлений кризиса или быстро их преодолевают.
Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительных качественных новообразований личности ребенка. К ним относят «систему Я», потребность в реализации и утверждении собственного Я (Л.И.Божович), личное действие и сознание «я сам» (Д.Б.Эльконин), «гордость за достижения» (Т.В.Гуськова).
Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях:
1 к предметному миру;
2 к другим людям;
3 к себе.
Например, «гордость за достижения» проявляется следующим образом.
Во-первых, появляется стремление к достижению результата своей деятельности – дети долго и настойчиво манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного: дети обращаются за помощью к взрослому, ищут другие решения пути к конечной цели.
Во-вторых, достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату их деятельности вызывает у детей аффективные переживания, побуждающие с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки.
В-третьих, у детей появляется обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости и повышенной чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве, преувеличениях.
Взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать похвалы и тем самым утверждать себя. Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство гордости за свои достижения. Признание окружающих преобразуют его чувства, испытываемые раньше при достижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха-неуспеха. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореализации.