Эволюция проблематики профессионального самоопределения

В целом можно выделить следующие этапы развития пробле­матики профессионального самоопределения.

Конкретно-адаптационный этап. Главная задача — помочь кли­ентам «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-эко­номических бедствий и массовой безработицы; к сожалению, для современной России это весьма актуально и по сей день.

Диагностико-рекомендательный этап. В основе — «трехфактор-ная модель» Ф. Парсонса: изучение требований профессии к че­ловеку — первый фактор, исследование качеств человека с по­мощью тестов — второй фактор, сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии — третий фактор. При этом

Эволюция проблематики профессионального самоопределения - student2.ru Здесь и далее ссылки даются на список литературы, помещенный в конце

книги.

качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объектив­ного» выбора.

Искусственная «подгонка» человека и профессии. Возможны ва­рианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 1960— 1980-е гг. в СССР); уме­лая продажа себя на рынке труда (это, скорее, уже обман пред­приятий и государства в целом со стороны клиентов, прошедших подготовку на различных консультациях и тренингах; например, сейчас во многих магазинах имеется масса пособий по «эффек­тивному построению карьеры», основанной на «умелой продаже себя работодателю»); разработка методик с элементами манипу­ляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявля­ется интерес к «требуемым» профессиям) или такой вариант, когда «психологи-шабашники» по просьбе доверившихся им директо­ров школ проводят весьма сомнительные обследования старше­классников и после двух-трех занятий выдают целому классу реко­мендации о выборе профессии.

Последний вариант, с одной стороны, является компенсаци­ей почти полного отсутствия профориентационной работы во многих школах (по принципу: «Лучше такая помощь, чем вообще никакой»), но с другой стороны, главная задача таких психоло­гов-шабашников — это заработать деньги, ведь с учащихся и их родителей собираются немалые гонорары, и, чтобы отработать их, лучше просто подогнать результаты тестовых обследований под ожидания подростков, их учителей и родителей.

Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая проф-консулыпация. В отличие от диагностико-рекомендательной моде­ли профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессий, здесь все основано на учете из­менений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также на учете меняющегося клиента (оптанта). Важной особен­ностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улуч­шить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии и от измене­ний своих собственных способностей (по Е.М.Борисовой и К.М.Гуревичу).

Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет дина­мики общественных процессов. Сама профессия все больше начи­нает рассматриваться как средство для построения своего жиз­ненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации: «про­фессиональный и жизненный успех», «карьера», «образ жизни». Главная проблема здесь — понять, в каком обществе мы живем,

сориентироваться в данном социокультурном пространстве, что в условиях современной России сделать весьма непросто.

Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смысло­вого ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне проф­ориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессио­нального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «мо­ральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь стано­вятся: «совесть», «чувство собственного достоинства», «смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности», а также «идеал личностного и профессионального самоопределения». По­иск идеала своего развития — одна из самых ответственных и слож­ных проблем самоопределяющегося молодого человека. Недаром Э.Эриксон писал, что главная проблема подростка — это «поиск аристократии и идеологии» (Эриксон Э., 2000, с. 251), и если молодой человек не сможет для себя в этом разобраться, то он легко становится добычей всяких проходимцев, в том числе и политических проходимцев; далее Э.Эриксон рассуждает о фа­шизме и отмечает, что «Германия капитулировала перед юноше­ством, потерявшим свою идентичность» (там же, с. 335).

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

неясность вектора развития (изменения) общества. В таком «не­определенном» (или лучше сказать «недосамоопределившемся») обществе сложно определить и свое место. В такой ситуации важно формировать у клиента готовность к различным вариантам само­определения, а также готовность не только ориентироваться в реальном обществе, но и делать хоть какие-то попытки прогнози­ровать (по-своему) изменение общества;

неясность с идеалами личностного и профессионального самооп­ределения (к чему стремиться, с кого брать пример). Это прежде всего столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проб­лема «элиты» (элитарных ориентации). Хотя, как уже отмечалось, еще Э. Эриксон писал, что для подростка очень важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеоло­гию», чтобы обосновать свои жизненные выборы.

Наши рекомендации