Понятие, принципы и субъекты взаимодействия
О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними. Однако, поскольку термин "взаимодействие" традиционно используется для обозначения этой деятельности, нет смысла при дальнейшем изложении заменять его каким-либо другим.
Необходимость взаимодействия возникает не всегда. Если производство предварительного следствия является необязательным, и дело расследуется в полном объеме органом дознания, то о взаимодействии в рассматриваемом аспекте говорить не приходится. Главная цель взаимодействия - раскрытие преступлений. Поэтому, если преступление совершено в условиях очевидности и его требуется не раскрыть, а сразу расследовать, потребность во взаимодействии следователя с органом дознания может и. не возникать или выражаться лишь в разовых поручениях. .
Принципы взаимодействия.
1. Соблюдение законности. Обеспечивается четкой, правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором.
2. Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимодействия, как строгое соблюдение подследственности.
Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости взаимодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (неотложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Известно, что после определения характера события, требующего предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов: .
1) при выполнении неотложных действий до установленного, законом срока;
2) независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока - по указанию надзирающего прокурора;
3) по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).
3. Руководящая и организующая роль следователя, соответствующая его процессуальному статусу и ответственности за результат.
4. Целеустремленность взаимодействия, обусловленная решением конкретных задач расследования и в конечном счете интересами установления истины по делу.
5. Плановость и динамичность взаимодействия. Согласованность совместной деятельности обеспечивается ее планированием. Но по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и дополняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодействующих субъектов, привлечь новые силы и средства.
Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из ряда элементов. Первый из них - анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей.
Необходимость в совместной деятельности определяется следователем на основе имеющихся в его распоряжении доказательств и иных данных, учета следственной ситуации и состояния процесса расследования. Определяются им и субъекты взаимодействия: те или .иные службы правоохранительных и иных органов, конкретные лица. Наиболее часто к совместной деятельности, привлекаются сотрудники уголовного розыска, служб по борьбе с организованной преступностью и с преступлениями в области экономики, криминалистических подразделений органов внутренних дел, ГИБДД, различных ведомственных и административных инспекций и др.
Второй элемент - оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы.
Третий элемент - корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.
Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:
1) изложение следственных и розыскных версий;
2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, - по каждой из выдвинутых версий;
3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;
4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем;
5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);
6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости);
7) исполнители по каждому пункту плана.
Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны.
1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил).
2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.
3. Расследование сложных уголовных дел. Это прежде всего многоэпизодные, групповые дела, дела об организованных преступных сообществах, а также нераскрытые преступления прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.
Формы взаимодействия
В зависимости от правовой регламентации различают процессуальные и не процессуальные формы взаимодействия. Последние иногда именуют организационно-тактическими.
Процессуальные формы взаимодействия: оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий; розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством; работа со сведущими лицами; образование следственно-оперативных групп.
По сложившейся практике органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий - следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.
Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т. п.).
Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:
а) привлечение специалистов к участию в следственных действиях;
б) производство судебных экспертиз (причем следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы);
в) назначение и производство ревизий.
Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа. Эту форму характеризуют следующие черты:
- проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;
- все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем, разработки единого плана;
- каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;
- работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками - информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.
Типичный состав СОГ - следователь, один или несколько оперативных сотрудников соответствующей специализации. Ситуация может потребовать включения специалиста, кинолога, однако они, как правило, привлекаются в разовом порядке.
СОГ работает под руководством следователя. Он отвечает за расследование дела в целом, за своевременность постановки задач перед субъектами взаимодействия, за полноту использования представленных ими материалов.
В практике существуют следующие виды СОГ:
1)для осмотров мест происшествий.
2) для работы "по горячим следам".
3) по раскрытию определенных видов опасных преступлений: краж, разбойных или бандитских нападений, половых преступлений и др.
4) по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными сообществами.
5) по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав СОГ носит переменный характер;
6) по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет.
От следственно-оперативных групп нужно отличать бригадный метод, когда работает бригада следователей, создаваемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей могут быть приданы и оперативные сотрудники, но в состав бригады они не входят и взаимодействие с ними чаще всего носит разовый характер.
Численность следственно-оперативных групп и бригад следователей может быть самой различной: от двух-трех до нескольких сот участников, как это было, например, при расследовании массовых беспорядков на юге страны. Для каждого вида СОГ характерны свои тактические особенности взаимодействия. Они определяются кругом участников, задачами и др.
Наконец, еще одной эффективной процессуальной формой взаимодействия служит оперативно-тактическая комбинация, о которой речь уже шла ранее.
Не процессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:
1) со сведущими лицами: консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в помощи следователю как при подготовке тех или иных следственных действий и др.;
2) с оперативными сотрудниками:
1. Оперативная информация, ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому преступлению:
- сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;
- сведения о действиях различных лиц по сокрытию преступлений;
- сведения о действиях или намерениях совершить действия, препятствующие расследованию;
- данные о лицах - носителях указанных сведений и вещественных образованиях, которые могут стать источником этих сведений.
Использовать эту информацию возможно двояким путем: непосредственно и путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства (опосредованно).
Опосредованное использование оперативной информации заключается прежде всего в поиске путей придания ее источникам процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.
2. Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:
- при решении произвести обыск, выемку, наложить арест на имущество и т. п.;
- для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки и уточнения показаний на месте, освидетельствования и т. п.
3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная либо непосредственно оперативным сотрудником, либо с помощью специалиста.
Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности непосредственно оперативным сотрудником информация может быть получена путем исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и снятия информации с технических каналов связи.
Более сложно использовать в доказывании результаты предварительных исследований материальных объектов, впоследствии, как правило, фигурирующих по делу в качестве вещественных доказательств. Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству экспертиза может быть проведена только по возбужденному уголовному делу, а исследование материальных объектов как раз и проводится для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказаться от его возбуждения.
Лекция 24. Общие положения криминалистической методики