Печатается по: Лидия Гинзбург. О лирике. М., 1997. С. 8 – 18, 149 – 152.

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

Нравственный человек

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать,
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...


Печатается по: Н. Некрасов. Стихотворения и поэмы. М., 2002. С. 95 – 96.

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

Ассаргадон

Ассирийская надпись

Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?

Деянья всех людей – как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах – как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.

Как сообщают комментаторы Н.С. Ашукин и др., «Ассаргадон, вернее, Асархаддон – ассирийский царь (680 – 669 гг. до н.э.). В Нар-эль-Кельбе (Сирия) сохранилась высеченная на скале надпись о его победах. Сидон – древний финикийский город, разрушенный Ассаргадоном. Элам – древнее государство, расположенное к юго-востоку от Ассирии».

Печ. по: Валерий Брюсов. Собр. соч. в семи томах. М., 1973. Т. 1. С. 144, 590.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Стихи к Сонечке

В мое окошко дождь стучится.Скрипит рабочий над станком.Была я уличной певицей,А ты был княжеским сынком. Я пела про судьбу-злодейку,И с раззолоченных перилТы мне не рупь и не копейку, —Ты мне улыбку подарил. Но старый князь узнал затею:Сорвал он с сына орденаИ повелел слуге-лакеюПрогнать девчонку со двора. И напилась же я в ту ночку!Зато в блаженном мире — том —Была я — княжескою дочкой,А ты был уличным певцом! Печатается по: Марина Цветаева. Соч. в 3 тт. М., 1990. Т. 1. С. 473 – 474

АННА АХМАТОВА

...И на ступеньки встретитьНе вышли с фонарем.В неверном лунном светеВошла я в тихий дом. Под лампою зеленой,С улыбкой неживой,Друг шепчет: «Сандрильона!Как странен голос твой…» В камине гаснет пламя;Томя, трещит сверчок.Ах! кто-то взял на памятьМой белый башмачок И дал мне три гвоздики,Не подымая глаз.О милые улики,Куда мне спрятать вас? И сердцу горько верить,Что близок, близок срок,Что всем он станет меритьМой белый башмачок. Печатается по: Анна Ахматова. Соч. в 2 тт. М., 1986. Т. 1. С. 53 Меня покинул в новолуньеМой друг любимый. Ну так что ж!Шутил: «Канатная плясунья!Как ты до мая доживешь?» Ему ответила, как брату,Я, не ревнуя, не ропща,Но не заменят мне утратуЧетыре новые плаща. Пусть страшен путь мой, пусть опасен,Еще страшнее путь тоски...Как мой китайский зонтик красен,Натерты мелом башмачки! Оркестр веселое играет,И улыбаются уста.Но сердце знает, сердце знает,Что ложа пятая пуста! Печатается по: Анна Ахматова. Соч. в 2 тт. М., 1986. Т. 1. С. 47

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление …………………………………..…………………3

Автор, повествователь, рассказчик, персонаж ..……………..5

Образ автора и лирическое произведение.

Понятие о лирическом герое …………………………………23

Автор и драматическое произведение ……………………….29

Приложение:

Михаил Зощенко. Честный гражданин (письмо в милицию).34

Лидия Гинзбург. Из книги «О лирике»……………………….36

Николай Некрасов. Нравственный человек …………………39

Валерий Брюсов. Ассаргадон ………………………………40

Марина Цветаева. «В мое окошко дождь стучится…» ……41

Анна Ахматова. «И на ступеньки встретить…» …………….42

«Меня покинул в новолунье…»…………..42

[1] Цит. по: Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора // Научн. докл. Высш. шк. Филол. науки. 1966. № 1. С. 32,34, 37, 38.

[2] Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 199.

[3] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 166, 179, 180, 15, 14. Тем, кто в качестве дополнительного чтения станет знакомиться с этим большим трудом, советуем обратить особое внимание на с. 14 - 22, 162 – 166, 179 - 180.

[4] термин М.М. Бахтина, вошедший в литературоведческий обиход после выхода его книги «Проблемы творчества Достоевского» в 1929 г.

[5] Примеры взяты из исследования Н.А. Кожевниковой «Речевые разновидности повествования в советской прозе» (дисс... канд. филол. наук). М., 1973.

[6] Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи. М., 1979. С. 50.

[7] Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 177.

[8] Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе. // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1979. С. 191.

[9] Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 222 - 223.

[10] Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 45.

[11] Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 53.

[12] Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С. 34. Ср. другое определение сказа: «Рассказ, ведущийся в резко характерной манере, воспроизводящий лексику и синтаксис носителя речи и рассчитанный на слушателя, называется сказом». – Корман Б.О. Изучение тексте художественного произведения. М., 1972. С. 34.

[13] Корман Б.О. Указ соч. С. 34.

[14] Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 410 - 411.

[15] Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. С. 411 – 413.

[16] См. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 81 – 95.

[17] Успенский Б.А. Семиотика искусства. С. 35, 40 - 41.

[18] Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 144.

[19] Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С.145.

[20] Упомянутые здесь стихотворения вы найдете в Приложении к этому пособию.

[21] Тынянов Ю.Н. . Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 118 – 119.

[22] Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 16

[23] Белый Андрей. Пепел. М., 1929. С. 7.

[24] Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 113.

[25] См. Корман Б.О. Анализ текста художественного произведения. М., 1972. С. 88 – 98.

[26] Там же. С. 106.

[27] Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 118.

[28] См., например: Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ – ХХ вв. М., 1994; Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994; Шмид В. Нарратология. М., 2003.

[29] Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989. С. 388 - 391.

[30] См.: Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. Ред.-сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М., 1996.

Наши рекомендации