Вопрос 5. нормальная линия развития.

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в обшении и других жизненно важных потребностей.

Вопрос 6. Патология развития:

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им; лишения любви. Слишком раннее отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

Тема 3.

Раннее детство.

( от 1 года до 3 лет).

План:

1) Развитие психических функций: речь, восприятие, действие и мышление.

Эмоциональное развитие.

Кризис 3 лет.

4) Развитие жизненного мира.

5) Патология развития.

В раннем детстве наступает следующий этап – психологическое отделение от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Вопрос 1. Развитие психических функций:

А) речь - быстрый переход на уровень развития возможен только в благоприятных условиях (при полноценном общении ребенка со взрослыми);

- если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется;

- к 3 годам усваиваются все основные звуки языка;

- самое важное изменение в речи ребенка- то, что слово приобретает для него предметное значение;

- в раннем возрасте быстро растет пассивный словарь- количество понимаемых слов;

- к 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы;

- понимает и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий;

- в 2-3 года возникает понимание речи- рассказа;

- к 3 годам активный словарь достигает 1500 слов;

- предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов;

- к 3 годам интенсивно растет и активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым;

- к 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка;

- речевая активность ребенка резко возрастает между 2-3 годами (общается с помощью речи не только с близкими, но и с другими взрослыми;

- часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность;

- ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе.

Б) Восприятие.

Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

- Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией- тем, что они непосредственно воспринимают;

- до 2 лет дети вообще не могут действовать без опоры на восприятие;

- в раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения нет;

- к концу раннего детства у ребенка появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле;

- в этот период в процесс активного восприятия включается память;

- важная характеристика восприятия в этом возрасте - его аффективная окрашенность (наблюдаемые предметы « притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию);

- аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству;

- в раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие;

В) Действие и мышление:

- мышление в этот возрастной период принято называть наглядно – действенным (это аналог сенсомоторного интеллекта), оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком;

- на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность;

- мыслить для ребенка раннего возраста – значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия;

- мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности;

- на последних этапах деятельности ребенка прослеживается активное вмешательство мышления, организующего целенаправленные действия;

- мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций;

- благодаря внешней деятельности совершенствуются и сами предметные действия, приобретают обобщенный характер, происходит перенос освоенных действий в другие уровни;

- проявляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослых как образцы;

- ведущая деятельность в этот период – предметно–манипулятивная;

- проявляется игра с сюжетом ( режиссерская игра), в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом;

- для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Наши рекомендации