Самоконтроль по ситуационным задачам.

1. Как бы Вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:

1) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения.

2) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии.

стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии. в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом.

Ответ:

1) Способность понимать других людей, умение строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения – это проявления житейского опыта человека, не имеющие под собой научных знаний, умений и навыков. Поэтому студенты психологических факультетов от непсихологов по данным основаниям не различаются.

2) Данный факт обусловлен несколькими моментами: 1. на факультеты клинической психологии очень часто поступают молодые люди, имеющие проблему в психическом развитии, стремящиеся решить ее в процессе обучения. Погружение в профессию, требующую большого внутреннего ресурса, приводит к обострению проблем психического характера. 2 знакомство с различной симптоматикой психического нездоровья обусловливает излишнее самокопание и обнаружение данных проявлений у себя.

3) Данный факт скорее относится к житейской психологии: очень часто человек бывает хорошим психологом «по жизни» - «схватывает» специфические черты характера окружающих, подмечает наиболее важные стороны индивидуальности. Психолог-профессионал должен знать закономерности развития психического, уметь обсуждать проблемы человека, особенности его характера на научном языке с использованием понятий. При этом целостность человеческого характера, его уникальность теряется за формулировками.

2. Известномунемецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Как можно понимать данный афоризм?

Ответ: Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

Умение различать подходы к пониманию психологии, ее предмета в рамках различных отраслей и направлений; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации научного и житейского психологического знания.

Рекомендации по выполнению НИРС.

1. Специфика отраслей психологической науки.

2. Специфика современного научно-психологического познания.

3. Соотношение психологической науки и психологической практики.

4. Классики психологии о роли и месте общей психологии в системе психологических наук.

Рекомендованная литература по теме занятия.

основная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

1. Тема №2 «Становление предмета психологической науки»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Анализ литературных источников по теме «Становление предмета психологической науки»

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. Каким образом менялся предмет психологической науки? Что выступало фактором, обусловливающим смену предмета науки?

2. Как можно охарактеризовать понятие «тенденции развития»? В чем состоит роль тенденций развития науки?

3. Дайте характеристику предмета психологической науки на разных этапах ее становления.

4. Каким образом различаются научная школа и научное направление в психологии?

5. В чем состоит принципиальное разногласие между Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным во взглядах на природу психического?

6. Оцените вклад каждого из направлений психологии в современное состояние науки.

7. Закономерно ли сосуществование многих направлений и школ в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?

8. Какое направление наиболее узнаваемо?

9. По каким высказываниям определяли направление науки?

Наши рекомендации