Глава 3.§1. Тактико-Технические Характеристики танка Т-34
Введение
Многие ещё в детстве смотрели кино про Вторую Мировую войну и видели там
Т-34.Многие книги и те же кинофильмы создают ореол идеала данного танка. С первых часов войны танки Т-34 приняли участие в боях и показали непревзойдённые боевые качества. «Немцы ничего не знали об этих новых танках и не были готовы к встречи с ними» [1]. В учебнике «История Отечества» под редакцией Загладина Н. В. за 11 класс говорится: «Было налажено производство…танков (Т-34 и КВ), не уступавших немецким. Однако оснащение ими войск и, главное, обретение навыков их использования были неудовлетворительны» [2] ,но по каким именно причинам, совсем неясно.
С детства я увлекаюсь историей, коллекционированием и сборкой моделей военной техники, в особенности, танков. Данные боевые машины поражают своеобразной красотой, они – венец технологий ,да и их разработкой занимались единичные страны: СССР (Россия),Великобритания, США ,Швеция и т.д.
Я уже не раз показывал свою коллекцию на уроках истории, проводя по ним наглядный исторический отчёт не только боя, но и эпохи, а потому имею серьёзный опыт в этом вопросе.
Выбор, сборка, покраска моделей похоже на изготовление на заводе, всё нужно делать аккуратно, подобрать материал и основу спецклей, краску и инструмент, а также помещение, так краски и клей имеют стойкий запах, а «следы производства» занимают всю комнату.
Для исследования я посетил танковый музей в Кубинке, там представлено более 300 разных боевых машин, многие из которых изготовлены в единственном экземпляре. В интернете нашёл воспоминания: Отто Кариуса, немецкого танкового аса и Ария Семёна, мехвода Т-34; в них они описывают Т-34 не как танка, а как врага или товарища. Также использовал книгу «Первые Т-34»,где очень хорошо показаны история, производство, состояние командования и экипажей танка Т-34.
Для меня кажется странной такая завеса тайны над символом Великой победы, стоящим памятником почти в каждом городе. Так и совсем можно забыть, почему он там стоит. Что кстати уже происходит: в селе Калинино [4] я видел послевоенный Т-54 (Т-54-2 1949 года) на постаменте погибшим в Великой Отечественной войне, что крайне удивляет. Те, кто забывает прошлое, не учтут их ошибки, и как следствие совершат их вновь, не построив будущее.
Цель моей работы:Развенчать мифы о Т-34 и показать его реальный вклад в историю
Предмет исследования: танк Т-34,аналоги и наследники
Объект исследования:история, производство, применение, конструкция машины победы, а также влияние на аналоги и на наследников.
Гипотеза исследования – Т-34 - прекрасная машина, её конструкция стала основой для машин последующих серий, а также повлияла на танкостроение всего мира. Т-34- прежде всего друг и товарищ солдата в бою, её экипаж, а не табличные данные бронепробития орудия и защиты, ведь без экипажа и солдат данная машина бесполезна, какой бы мощной она не была.
Методы исследования – 1.Теоретический. 2.Эмпирический. 3.Практический.
Задачи:
1. Проанализировать теоретический материал по данной теме;
2. Познакомиться с танком Т-34 и машинами на его базе, а также сравнить с аналогами;
3. Собрать модели Т-34 двух основных модификаций ( 1943 года и Т-34/85),су-122,
Т-5 Пантеры и Т-4 Длинная рука (аналоги немцев), Шерман «Светлячок» (аналог англичан) и наследников Т-34:Т-55, Т-62, Т-72,STRV 103B,М 48 «Паттон 3»,а также предшествинников:Т-26,Т-35;
4. Сравнить их и сопоставить все данные.
Основными методами данного исследования являются:
· анализ и синтез;
· моделирование;
· сравнение;
Ожидаемые результаты: владение сведениями о легенде ВМВ-Т-34 а также его показ в истинном свете.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
1. Общее ознакомление (просмотр информационных источников);
2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
3. Посещение тематического музея и личное ознакомление с Т-34 и аналогами;
4. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
5. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
6. Построение масштабных моделей, поиск иллюстрированного материала по теме исследования;
7. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
8. Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов.
Глава 1.§1.Чтобы понять, зачем был создан Т-34,нужно увидеть историческую ситуацию. Основными танками СССР в 30-е годы были Т-26(лёгкий),Т-28(средний) и Т-35(тяжёлый).Несмотря на их серьёзную разницу в размерах и весе, они имеют одну общую черту- противопульное бронирование, а также по модели можно заметить их громоздкость, угловатость и клёпаную броню, которая была уязвима для пулемётов и противотанковых орудий: они крайне малы, дешевы и очень эффективны.(Приложение 2) Эти уязвимости подтвердили войны с Испанией, а также Советско-финская война 1939- 1940 года. Нужно было срочно что-то менять.13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, нижеследующего содержания:
- Тип — колёсно-гусеничный по типу «Кристи», с приводом на 6 колёс.
- Вооружение — 1×45-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1×76-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й должен иметь зенитную установку пулемёта.
- Боекомплект — 130—150×45-мм или 50×76-мм снарядов, а также 2500—3000 патронов.
- Бронирование — корпус лоб — 25, коническая башня — 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°.
- Скорость — на гусеницах и колёсах одинаковая: максимальная 70 км/ч, минимальная 7 км/ч.
- Экипаж — 3 человека.
- Запас хода — 300—400 км.
- Двигатель — БД-2 мощность 400 л. с.[5]
Михаил Ильич Кошкин, харьковский конструктор танка понимал, что нужен танк мощнее, и создал А 32 с пушкой 76 мм (45 мм имеет малое действие ОФС) и противоснарядным бронированием с рациональными углами наклона (любой Т-34 их имел), (Приложение 2,3) и дизельным двигателем. Но чтобы принять его на вооружение, танку надо 1600 км испытательного пробега. Тогда Кошкин сам сел за рычаги и повёз танк в Москву (асфальта и хороших дорог не было, скоростной танк был в самый раз). Танк в Москве одобрили (Приложение 1),однако эта была половина нужного пробега .Увы ,в поездке холодной осенью на своём танке конструктор серьёзно заболел пневмонией и умер ,но танк пробег получил. На его место пришёл Александр Морозов, тоже талантливый конструктор, разработавший Т-64.
Танк имел огромный список недоработок, решение которых требовало нескольких лет, которых уже не было. Испытание стрельбой показало очень низкую снарядную стойкость швов, то есть, броня цела, а вот “нитки” нет. Неудобное расположение боеукладки давали перезарядку 2-3 выстрела в минуту (как у 122 мм), что крайне неудовлетворительно. Очень тесная башня, как и весь танк (приложение3). Мне посчастливилось сидеть в танке, в который я, по сути, не помещался. Также была очень “тяжёлая” коробка и бортовой фрикцион (усилие в 30 кг), что делало управление сложным, трансмиссия тоже была крайне ненадёжна. Из танка по отчётам и интервью танкиста (приложение3) совершенно ничего не видно, прицелы некачественные, триплексы ненадёжны и не прочищаются без выхода из танка. Так как люки обязательно задраены, танк загазовывается , в нём темно и плохо работает вентилятор. .В нём всё крайне неудобно и очень тесно, я лично сидел в башне большего размера (образца 1943года), но и там нужно быть 150 см ростом, чтобы было удобно . Таков был только опытный образец. Несмотря на то, что опытные танки сделаны всегда лучшими, они имеют много детских болезней. Это значит, что в серии будет только хуже, так как собирать танк будут рабочие, а не конструкторы.
Глава 1.§2. На заводе ЗИС, ГПЗ, СТЗ, ХТЗ в 1940 году началось производство. Но не гладко оно шло, по состоянию на 08.1940 должны заводы 300 машин, а по факту ни одной, а 43 построенные были в ужасном качестве, их возвратили на завод. Был огромный список проблем, требующий срочного решения, но ни времени, ни ресурсов для этого не было. Однако всё-таки проблемы решались, и к 1943-1944 году танк стал гораздо дешевле и проще, начальные модели были ужасны на вид, но постепенно качество улучшилось (это наблюдается и в моей коллекции). Появились новые рабочие и станки. Многое модернизировали, но кое-что осталось, а именно:
· Тесно;
· Командир-наводчик перегружен обязанностями (исправлено в Т-34/85, где были разделены командир и наводчик;
· Нет кормового пулемёта (поворачивать башню назад опасно и долго);
· Отсутствуют элементарные удобства, плохо работает вентилятор (я заметил, что везде торчат рычаги и прочие части, за которые цепляешься и ударяешься);
· Плохо работают бортовые фрикционы (в последствии данная проблема была решена);
· Плохое качество оптики, танк слеп (зелёные маленькие триплексы, их малое количество, нет возможности их чистить, не выходя из танка)[23];
· Первая модификация с пушкой Л-11 имеет невыносимые условия работы экипажа и недальнобойное короткое орудие;
Однако есть и плюсы, а именно:
· Простота в сравнении с союзными и немецкими аналогами (они сложны в ремонте и непросты в обслуживание), использование (есть случай применение Т-34 венгерскими демонстрантами в 2006[7](приложение 3),а некоторые страны Африки ,а также ДНР имеет Т-34 на вооружении), простота танка даст освоиться любому;
· Многие недостатки и “детские болезни” вскоре исправили;
· Их очень много сделано (больше 30000);
· Мощный калибр орудия, достойный ОФС и каморный боеприпас (за исключением Л-11);
· Большая скорость(45-50 км/x) и достойная броня для такой скорости, танк достаточно сбалансирован в характеристиках, что было новинкой;
· Массированное применение оказывает сильное психологическое действия на противника;
Существует много разных модификаций Т-34:
· Опытные образцы А-32;
· Т-34 1940 с пушкой Л-11;
· Т-34/57 с пушкой ЗИС-2 57 мм, танк-истребитель;
· Т-34 1941 года, новая пушка Ф-34;
· Т-34 1942-44 годов, более упрощённый вариант 1941 с увеличенной башней, одна из представленных моих моделей (приложение 2);
· Т-34 бетонированный , 1943 год, бетон с целью увеличения брони, одна из моих моделей (приложение 2);
· Т-34/85 1943 года с Д5Т от СУ-85,пушка Д5Т неудобна и не прижилась;
· Т-34/85 с обычной ЗИС С-53 85 мм; лишился многих недостатков, сталвенцом
Т-34 в 1944 году. Он получил новое орудие с большим действием ОФС и ББС. Одна из моих моделей(приложение 2), сидел лично, башня стала заметно просторнее;
· Pz.Kpfw Т-34 747 (г), захвачены немцами, имеют комбашенки и немецкие пулемёты
· СУ-122,штурмовая установка со 122 мм гаубицей(приложение 2);
· СУ-85,истребитель танков с 85 мм пушкой и СУ-100 со 100 мм пушкой;
Глава 2.§1.Чтобы танк воевал, внутри нужен экипаж, а чтобы он воевал хорошо, его нужно обучить и им нужно командовать. И с тем, и с другим было крайне много проблем в 1940-1941 году. Как применять новую технику, советское командование не ведало, система механизированных корпусов была сложной и совсем негибкой, к тому же в бою не испытана. Что не скажешь про немцев: за плечами вся Европа, и опыта им теперь не занимать. Ознакомимся с таблицами отработки моточасов на 29 марта 1941,таблицой состава 8 и 32 танковой дивизии, их сведения об образовании[3, с.62-63]
Месяц 1940 года | Отработано моточасов | Всего | |||||
0-5 | 5-10 | 10-15 | 15-20 | 20-25 | Свыше 25 | ||
Август | |||||||
Сентябрь | |||||||
Октябрь | |||||||
Ноябрь | |||||||
Декабрь | |||||||
Итого | |||||||
Образование | 8-я танковая дивизия | 32-я танковая |
Высшее | ||
Среднее | ||
7-9 классов | ||
3-6 классов | ||
Малограмотные | ||
Неграмотные | - |
Большая часть дивизии - это командование, техники-механики и экипажи этой техники, а их образование в большей части как у учащихся начальных классов. Было бы странно, если бы ученики смогли без каких-либо потерь полностью освоить ремонт, управление и командование столь сложной техникой. Многие не видели даже автомобилей, а также удивляет полное отсутствие технической литературы на 1941 (ГАБТУ ставило срок июль 1941,а это начало войны), то есть, инструкции как таковой к танку нет. Поэтому использование танков по большей части было с неоправданно большими потерями, так за первые 3 месяца потеряно 1303 Т-34 (Т-90 всего выпущено не более 1000).В дальнейшем ситуация менялась не сильно, о чём свидетельствует сама доктрина, в которой танк был одноразовым на 3 минуты боя. Как отмечает немецкий танковый ас Отто Кариус, различалась и тактика и способ ведения войны:
- Как командир танка давал вам команды - руками, голосом или через переговорное устройство?
- У нас имелось радио. А вот у наших противников связь была намного хуже. Как с точки зрения техники, так и по профессионализму персонала. Если бы было по другому, то мы бы проиграли войну уже в 1942-м году. Ну и конечно у русских были проблемы в руководстве и в поведении отдельных членов экипажа танка. Я ни разу не видел, чтобы русский командир танка выглядывал из люка во время боя. Это было нашим счастьем и несчастьем нашего тогдашнего противника. [22]
Стоит добавить, что качество обучения и тактика советских войск в целом хуже, чем у противников и союзников, но ситуация улучшалась, что можно заметить по уменьшению количества поломок на танках, поставляемых по Ленд-Лизу.
Глава 3.§1. Тактико-Технические Характеристики танка Т-34
Масса, т — 25,6 -32;Экипаж, ч — 4.Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-Радист, Механик-Водитель.5 человек, на Т-34-85 (появился наводчик);Длина корпуса, мм — 5920;Ширина корпуса, мм — 3000; Высота, мм — 2405;Орудие 76 мм - Л-11(1940),Ф-34(1941),85мм - Д5Т(1944),ЗИС-С-53(1944)Бронирование Градусы наклона измерены по отношению к вертикали.Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°;Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°;Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°;
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°;Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°;
Маска орудия, мм/град. 40;Борт башни, мм/град. 45 / 30°; Ходовые качества: Мощность двигателя, л. с. — 500; Максимальная скорость, км/ч — 54 (По другим данным — 48); Запас хода по шоссе, км — 300; Удельная мощность, л. с./т — 19,5;Преодолеваемый подъём, град. — 36°;[11]
Танк Т-34 прославился не сразу. Как было отмечено в прошлой главе, потери к октябрю были ошеломляющие, но вот в мемуарах немецких ничего на счёт мощи танков не сказано. И это так, в начале войны из-за причин необученности экипажей и командования, плохого качества, а также фактора неожиданности и плохой разведки, профессионализма и опытности противника. Т-34 были брошены на обочинах из-за поломок и недостатка горючего, а в бою быстро уничтожались из-за плохого обучения и неудобства танка, к тому же танку не помогала пехота и артиллерия, а они “боги войны, без них никак. Армаду танков потеряли, и немцы их не заметили.
Но потом всё изменилось. Во время битвы за Москву СССР поднял уровень обучения, а также освоил новые танки Т-60 и упростил Т-34. Тяжелейшим испытанием для страны стала битва за Москву, оставившая легенду о 28 панфиловцах, а победа в этом сражении показала всем возможность победить. И тогда в мемуарах и рапортах появились “непобедимые” Т-34 и страшная русская зима.
Причины победы, по моему мнению:
· Героизм русский солдат и тыла;
· Новый опыт советского командования;
· Недооценка немцами многих факторов, а именно:
(a) Суровая русская зима, которая не дает возможности хорошего снабжения и обогрева ни одной стороне
(b) Героизм армии, а также опыт ведения войн и грамотное командование у СССР
(c) Укрепление тыла у СССР, который обеспечивал фронт невероятными силами и темпами.
Всё это говорит о безграмотности немецкого командования, которое данные причины не учло, и оправдывали это зимой и «неуничтожимыми» Т-34. PaK 36 37мм действительно не пробивала Т-34 в лоб, но другие места уязвимы, к тому же у немцев были и более мощные орудия Pak38 5 см,Pak40 7,5 см и Flak 36/37 8,8 см
В дальнейшем разработаны новые тактики ведения боя на Т-34, поэтому его использовали год от года успешнее. Примером послужил бой под Мценском 6 октября 1941, где батальон Т-34 остановил танковую дивизию немцев. Особенно стоит отметить победу в битве под Прохоровкой, одной из самых массовых танковых битв, где скорость и мощь пушки помогли одержать победу над новыми танками «Пантера», «Тигр», а также Pz-4 с длинноствольной пушкой. Т-34 с помощью скорости заходили в тыл достаточно медлительных машин врага и били врага в уязвимые места: корма башни (повреждение боеукладки, ранения 3 членов экипажа в башне), корма танка (поломка двигателя, поджог), таран(блокировка башни, орудия, повреждение ходовой и контузия экипажа от сильного удара).
Т-34 стал надёжным боевым товарищем. На фото в приложении 3 можно наблюдать, как едут на нём верхом, а на танке есть поручни. Танк защищает солдат от пуль, мин и снарядов, позволяет очень быстро довезти до врага с минимальными потерями, мощное орудие и броня даёт не только реальную (подавит пулемёт, зачистит ДЗОТ и ДОТ), но и серьёзную психологическую поддержку, а массированная атака танками воодушевляет солдат, вызывая панику в тылу противника. Стоит отметить, что союзники и немцы по-другому шли в бой с танками, идя рядом или прячась за ними, что не спасало от мин и снарядов, разрывающихся рядом, однако у них были телефоны на корме танка, что позволяло проще связываться с танком и обеспечивать взаимодействия между родами войск.
Танк прославился не только в боях ВОВ, но и во время войны с Японией и переходом через Большой Хинган, где показал высокую надежность на марше, во время Корейской войны доставил много проблем танкам “Чаффи” американских сил.
Т-34 и СУ-100 на его базе внесли решающий вклад во время Кубинской революции в борьбе с американскими войсками и даже кораблями! По легенде Фидель Кастро лично уничтожил из СУ 100 вражеский корабль! Танк поставлялся во множество стран: Китай, Вьетнам, Корея, Египет и др.
Хочется отметить своеобразную красоту форм танка, в Т-34-85 последней модификации совместили всё, чего хотел Кошкин. В музее стоит особая машина из колонны «Дмитрий Донской», освященная церковью. Стоит отметить, что танковая колонна «Дмитрий Донской» была создана по инициативе московской патриархии на пожертвования верующих и передана в 1944 г. танковым войскам СССР, что делает машину не только народной, но и святой:
«Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского»
30 декабря 1942 года Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий.[24]
Глава 3.§2.Т-34 после великих сражений дал много потомков как при своём производстве, так и после снятия с вооружения. На его основе В-2 ,дизельного двигателя из Т-34, сделали семейство основных советских танковых двигателей вплоть до В-46 на танке Т-72 и В-92 на Т-90.Рациональные углы и литьё брони как способ увеличения защиты без увеличения массы перешла на многие танки ВМВ (“Пантера”,”Шерман”) и на послевоенные танки очень многих стран(Т-55,Т-62,”Паттон” и др), позволяя делать сложные формы брони, как на модели Т-34-85, Т-55, Т-62, Т-72,Паттон 3. (Приложение 2)Такая схема позволяет тонким и лёгким подкалиберным снарядом рикошетить, а также за счёт угла увеличивается табличное значение брони без увеличения толщины и массы брони, например, на “Тигре” прямые 100мм защищали максимум от 76 мм, а на ИС-3 110 мм со скошенной как Т-34 бронёй защищали от любого орудия союзников и Вермахта, не считая 128мм у Германии, хотя разница только в угле и 10мм. На основе Т-34 построено много прекрасно зарекомендовавших себя машин, такие как истребители танков СУ-85 и СУ-100,наследовав от Т-34 надёжность и простоту производства.
Заключение:
Итак, проанализировав теоретический материал по теме, посетив музеи…, изготавливая модели танков…, я пришел к следующим выводам:
· Т-34 вначале был не доработанным, имел множество “детских болезней, но позже большая часть проблем была решена;
· В начале войны использование танка было неудачным из-за плохо обученных экипажей и техников и неграмотного командования;
· Т-34 имеет очень сбалансированные и высокие характеристики брони, подвижности и вооружения, но он был слеп и малоудобен для экипажа;
· Благодаря простоте, заложенной в него конструктором и будущим упрощениям танк быстро развернули в производстве и стали успешно производить;
· Т-34 - надёжный друг и товарищ солдата в бою, его простота не утруждает техников по ремонту, его мощь привлекала противника настолько, что он ставил трофеи на вооружение, хотя это и грозило уничтожением своими по ошибке;
· Орудие 76 и 85 мм в целом имели на своё время достаточные характеристики пробития и действия ОФС;
· Броня в 45 мм не очень достаточна (таблично пробивалась 50 мм немецкой пушкой), однако лучше, чем у аналогов, а её расположение под углом открыла новую тенденцию в танкостроении;
· В-2 дизельный двигатель надежен и стал родоначальником семейства, это был прорыв в танкостроении, по сравнению с бензиновым он был экономичнее, мощнее и не так сильно горел.
Итак, развеял ли я миф о танке Победы надеюсь, что лишь отчасти. По версии «Дискавери» Т-34 - лучший танк на планете[12]. Он часть Великой победы, без него мы проиграли бы эту войну. Он был достоин аналогов у противника и у союзников, а в сфере размаха производства и устрашения ему равных нет. Он до сих пор воюет и показывает себя, как великолепная машина. Многие танкисты говорят, что их танк лучший, какой бы он не был, ведь танк – это ,прежде всего, его смелый экипаж, его командование и конструкторы, без них он бесполезен, , без его усилий эта машина могла так и остаться на бумаге. Можно иметь всё самое лучшее, как “Тигра 2” с самой мощной бронёй и пушко , но этот танк ненадёжный, трудный в производстве, его трудно чинить, ему не хватает топлива, снарядов и подвижности, и в итоге он стоит в канаве, пока мимо проезжает Легендарный Т-34.Благодаря данной работе частично развеян «туман» и «ореол» вокруг Т-34 и его применения, лично я познакомился не только с Т-34 и другими танками, но и другими интересными историческими феноменами, такими как: недостаток образования в СССР в 30-40 гг. , танки на народные пожертвования от РПЦ, как акт единения народа пред смертельной опасностью, героизм конструктора, умершего за свой танк и героизм экипажей, ведущих машины в бой и защищающих солдат на танке в «ад» войны. Но это далеко не всё, ещё много боёв с его участием не изучено, а аналоги и наследники каждый достоин отдельного исследования.
Источники и литература:
Литература:
1. Военная техника,В. А. Дыгало, В. Г. Шимановский, И. П. Шмелев, Ю. В. Шокарев.2005,Росмэн-Пресс, энциклопедия с.116
2. История России, ХХ - начало ХХI века, 11 класс, Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А., 2009.с.216
3.Первые Т-34 Автор: Уланов Андрей, Шеин Дмитрий Владимирович Редактор: Пернавский Г.Издательство: Tactical Press, 2013 г.
Интернет-ресурсы
4. http://zavodfoto.livejournal.com/3616111.html
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34
6. https://tanksdb.ru/article/modifikacii_t-34/
7. https://www.youtube.com/watch?v=Tqzh0ouBq40 https://www.youtube.com/watch?v=wBODYXOK-ks
8. https://www.youtube.com/watch?v=9M0xcISGBjA (видео взято в целях испльзования фотоматериалов)
9. https://www.youtube.com/watch?v=UoUwouC9e3I (видео взято в целях испльзования фотоматериалов)
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B5_(2006)
11. https://www.youtube.com/watch?v=O3l77aphIC8
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D0%A4%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE
13. http://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-34/#-__-34
14. https://www.youtube.com/watch?v=OCQdfWUTsiM
15. http://www.magput.ru/?id=10&viewprog=11313
16. http://www.newsler.ru/society/2015/09/08/v-kirove-tankistyi-vsex-pokolenij-vstretyatsya-u-pamyatnika-t-34
17. https://military.wikireading.ru/15428
18. http://www.uhlib.ru/voennaja_istorija/tanki_vtoroi_mirovoi_soyuzniki/p1.php
19. http://ww2history.ru/other_T_34.html
20. http://www.megane-club.ru/forum/index.php?showtopic=3137&pid=59365&mode=threaded&start=
21. http://www.teatrskazka.com/Raznoe/SbornikBoevyhDokumentov/Issue21/Issue21_03.html
22. http://frontstory.ru/memoirs/germany/otto-carius/
23. http://iremember.ru/memoirs/tankisti/ariya-semen-lvovich-mekhanik-voditel-tanka-t-34/
24. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_(%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0)#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F