Тема 11. Предварительное и судебное следствие: социально-психологические характеристики
Социально-психологические характеристики предварительного и судебного следствия. Проблема точности показаний свидетелей, доверие к свидетелю, технологии ведения допроса (Л.Б. Филонов). Показания ребенка в суде (П. Экман).
Тема 12.Психологические особенности суда присяжных
Моделирование коммуникации и групповых процессов в суде присяжных. Особенности убеждающей коммуникации в суде присяжных. Психологические «миссии» участников суда присяжных: ресурсы, технологии, ограничения. Соотношение норм принятия решения в обыденной жизни и в суде присяжных (Г. Гарфинкель). Социально-психологические характеристики участников судебного процесса: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, потерпевший, свидетели, присяжные. Социально-психологический портрет судьи в суде присяжных (А.В. Магун, И.А. Краснопольский). Присяжные заседатели как индивидуальности и как группа. Атрибуция ответственности за преступление (К. Муздыбаев, Е.О. Голынчик) и принятие решения присяжными заседателями (А.В. Магун).
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Структура психологии права.
2. Основные области западной психологии права.
3. Основные проблемы первых психолого-правовых исследований.
4. Характеристика основных подходов к изучению правосознания.
5. Характеристика основных видов справедливости.
6. Специфика атрибуции ответственности в правовом контексте.
7. Основные особенности процесса и результата правовой социализации в России.
8. Характеристика детерминант преступного поведения.
9. Основные теории агрессии.
10. Виды криминального межличностного конфликта.
11. Параметры криминальной субкультуры.
12. Социально-психологические характеристики преступной группы.
13. На какие вопросы отвечает судебно-психологическая экспертиза?
14. Отличия состязательной модели правосудия от инквизиционной.
15. Специфика восстановительного правосудия
16. Различия коммуникативных ситуации на стадии предварительного и судебного следствия.
17. Факторы, влияющие на точность показаний свидетелей.
18. Особенности убеждающей коммуникации в суде присяжных.
19. Как соотносятся между собой нормы принятия решений в обыденной жизни и в суде присяжных?
20. Характеристика групподинамических процессов в ходе вынесения вердикта присяжными заседателями.
21. По выбранным критериям опишите и проанализируйте три ситуации правонарушения или преступления, в которых вы были: а) правонарушителем; б) свидетелем правонарушения; в) жертвой правонарушения.
22. Сравните по выделенным критериям социально-психологические исследования российского суда присяжных в конце XIX в. и в конце XX – начале XXI вв.
23. На основе анализа литературы выделите и опишите признаки перерастания межличностного конфликта в криминальный конфликт.
24. На основе анализа литературы выделите и опишите критерии зараженности группы криминальной субкультурой.
25. На основе анализа литературы выделите и опишите социально-психологические характеристики преступной группы несовершеннолетних правонарушителей.
26. Сравните социально-психологические характеристики неформальной молодежной группы («дворовой компании») и преступной группы.
27. На основе анализа литературы опишите тактики ведения допроса на стадии предварительного следствия.
28. На основе анализа литературы опишите приемы и техники ведения допроса на стадии судебного следствия (в частности, приемы активизации памяти свидетелей).
29. На основе анализа литературы опишите специфику коммуникации и коммуникативного воздействия в суде присяжных.
30. На основе анализа литературы опишите специфику групповой дискуссии присяжных и принятия ими решения на стадии вынесения вердикта в судебном процессе.