Обобщенное описание психологических факторов риска

Как видно из результатов диагностики, семейные отношения в группе обратившихся в семейную консуль­тацию и развитие детей в этих семьях имеют целый ряд психологических особенностей. Диагностический этап работы строился так, чтобы психолог, приступая к тера­певтической работе с семьей, получал как можно более полную информацию о всей системе внутрисемейных отношений. Обобщая все полученные данные, можно представить описание психологических факторов риска, создающих повышенную готовность перерастания отдель­ных невротических форм в устойчивые клише невроти­ческого поведения.

В семьях исследованного контингента выявлены осо­бенности психологического климата, главными из кото­рых является конфликтность в таких сферах, как спло­ченность, информативность, организованность и отношение к детям. Причем четко выявляется заострение на вполне осознаваемой значимости супружеских отно­шений, которая контрастирует с повышенной значимо-





стью детско-родительских отношений, проявляемой на осознаваемом уровне в субъективных данных. В отноше­нии к детям проявляется большая противоречивость, нео­днозначность и непоследовательность. Супружеские ком­муникации, показавшие особенности внутрисемейного взаимодействия, обнаруживают ригидность форм взаи­модействия, ослабление способности к эмоциональной и когнитивной децентрации, использование диффузно­го и неточного языка взаимодействия, несоблюдение договорных условий в совместной деятельности, исполь­зование псевдосоглашений вместо содержательного и искреннего анализа затруднений во взаимодействии. Все это приводит к понижению способности семьи, к разре­шению и выходу из конфликтных ситуаций; объектив­ный анализ содержания конфликтных ситуаций и поиск совместных способов выхода из них подменяется нега­тивной оценкой партнера как причинного фактора создав­шегося конфликта в семейном взаимодействии. Мотива­ция воспитания отличается преобладанием неосознаваемых компонентов, которые приводят к искажению воспита­тельных родительских позиций, принимающих характе­ристики неадекватности, негибкости и непрогностично-сти. Вся совокупность дисгармоний как в супружеских, так и в родительских отношениях приводит к своеобраз­ным искажениям в самом ходе психического развития детей, формируя специфический феномен «закрытия «Я», выражающийся в особенностях самосознания и са­мооценки детей. Общий ход развития ребенка приобре­тает дисгармоничный, конфликтный характер, связан­ный с фиксацией негативной фазы критического периода дошкольного развития. Все это не только вызывает спе­цифические искажения в деятельности и поведении де­тей, но и определяет изменение места ребенка в системе семейных отношений. Ребенок вытесняется из семейной

целостности (о чем свидетельствует повышенная значи­мость супружеских отношений в психологических состав­ляющих семейного климата) и вместе с тем остается повышенно зависимым и непосредственно эмоциональ­но связанным с родителями. Происходит закрепление зависимой и «закрытой» позиции ребенка в системе се­мейных отношений.

Длительное, в течение ряда лет, действие этих пси­хологических факторов вызывает возникновение и зак­репление дезадаптированного, неправильного поведения детей. Наконец, заострение описанных тенденций вызы­вает острый внутрисемейный кризис, выражающийся в сфере эмоционального реагирования у взрослых и детей повышенной тревожностью, в сфере личностного само­сознания родителей — осознанием самих себя как не­состоявшихся в своих родительских и супружеских ро­лях, что еще больше дезадаптирует детей, вызывая усиление неправильного поведения. Острый семейный кризис становится побудительной причиной обращения за психологической помощью.

Хорошо известно, что все семейные отношения свя­заны по принципу круговой причинности, перечислен­ные выше факторы, вызывающие повышенную готов­ность к приобретению неврозов, связаны по принципу негативной обратной связи («порочный круг»). Дезадап­тированное поведение детей усиливает дисгармонию в родительском отношении, что немедленно сказывается и в повышенной напряженности в сфере супружеского взаимодействия, и наоборот.

Вся эта совокупность явлений и представляет собой факторы, вызывающие повышенную готовность к пере­растанию отдельных невротических реакций у детей в клинически оформленные и устойчивые формы невро­тического реагирования и поведения.

Таким образом, психологические факторы риска носят комплексный характер, образуя определенную си­стему факторов, связанных взаимопричинной связью. Кроме того, факторы риска подразделяются на острые и хронические.

Такое понимание факторов риска определяет ком­плексность и этапность психотерапии, эффективное применение которой означает создание условий для пе­рестройки семьей всей системы негативных психологи­ческих факторов, для реконструкции «порочного круга» негативных связей внутри системы психологических фак­торов.

Глава VI

УСТАНОВОЧНЫЙ

И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ

БЛОКИ: ПРОЦЕСС ПСИХОТЕРАПИИ

§ 1. Установочный блок

Наши рекомендации