Профессиограмма и психограмма юридической деятельности

Обобщенные профессиографические стороны:

1) Поисковая подструктура – сбор исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач.

2) Реконструктивная подструктура – текущее и завершающее обобщение собранной в процессе профессиональной деятельности информации: выдвижение на базе ее анализа, синтеза и специальных знаний, рабочих гипотез (версий).

3) Коммуникативная подструктура – состоит в получении необходимой информации посредством общения (консультации, опросы, допросы, судебные прения, что наделяет юриста особыми правами и обязанностями).

4) Социальная подструктура – обобщает общественную составляющую в деятельности прокурора, следователя, судьи и т.д. как организаторов борьбы с преступностью (профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника).

5) Организационно-управленческая подструктура – мобилизация специалистов (себя) на реализацию программы (плана) исходя из определенных правил и процедур и включает целенаправленное на них (себя) воздействие.

6) Удостоверительная подструктура – помогает заключить полученную информацию в специальную, законом предусмотренную форму (протокол, постановление, приговор и т.д.), которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством всему процессу познания.

Эффективность юридической деятельности зависит от степени эффективности функционирования у юриста тех или иных психических процессов, состояний, развитости определенных свойств и качеств – слагаемых его психограммы.

Поисковая деятельность включает:

- нормальную работу органов чувств;

- качественное восприятие профессионально значимой информации и наблюдение;

- повышенное внимание к малозаметным особенностям изучаемого объекта.

В реконструктивной деятельности отражаются такие интеллектуальные особенности, как:

- развитое воображение;

- большой объем памяти;

- аналитическое и концептуальное мышление;

- высокий уровень интуиции.

Эффективность коммуникативной деятельности будет во многом зависеть от умений:

- хорошо понимать внутренний мир собеседника, его текущее психологическое состояние, особенности, мотивы;

- устанавливать и поддерживать психологический контакт с собеседником, оказывать на него психологическое влияние;

- эффективно слушать, использовать речевые и неречевые (невербальные) средства общения;

- разрешать (по возможности – предупреждать) конфликтные ситуации;

- быть устойчивым к отрицательным психическим состояниям (преодолевать высокую эмоциональную напряженность труда, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени).

Говоря о социальной подструктуре :

- умение осуществлять психологический анализ криминальных событий, писем, заявлений и жалоб граждан;

- правильно, доступно и понятно разъяснять суть правовой нормы;

- хороший образовательный уровень, широкий кругозор, эрудиция;

- владение риторическими навыками (приходится выступать).

Организационно-управленческие функции (планирование, стимулирование, контроль) предъявляют повышенные требования к таким качествам юриста-руководителя как: развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность, профессионализм и др.

Удостоверительная деятельность, помимо опыта составления деловых бумаг и документов, включает формирование и развитие специальных умений, необходимых для:

- обоснования и правильной формулировки решения в нормотворческой и правоприменительной практике;

- правильного толкования смысла сообщений, содержащих правовую информацию;

- перевода устной речи (часто весьма безграмотной и беспорядочной) в письменное изложение (документирование различных актов).

Наши рекомендации