Проективные, графические и графологические тесты
Помимо психологических опросников, для оценки типа личности кадровики могут использовать и другие виды тестов: графические, пси хографические, рисуночные, цветовые, которые также находят приме нение в практике кадрового менеджмента.
Так, проективные тесты (к которым относятся рисуночные, цвето вые и некоторые другие) отличаются от всех остальных. Эксперты от дают дань их преимуществам перед традиционными диагностическими опросниками, где испытуемому предлагается внушительный пере чень вопросов, требующих конкретных ответов: «да» либо «нет». Та кие тесты дают более верные с математической точки зрения резуль таты, однако при этом пропадают своеобразные качества личности, ее самобытность. Проективные тесты, напротив, предоставляют возмож ность лучше узнать субъективные свойства характера личности, по знакомиться с личными манерами человека говорить, применять те или иные образы и т. д., поскольку дают возможность работать с бес сознательными установками личности. Однако следует учитывать, что ответы на задания проективных тестов допускают весьма широкий охват значений, и потому сведения, добытые посредством проективных тестов, не могут быть восприняты в качестве заключительных Часть этих тестов основывается на солидных научных изысканиях и ни при каких условиях они не применяются серьезными психологам в отрыве от сбора различных биографических сведений о тестируемом, от детальной личной беседы и от данных по другим тестам. Задача «проективных» методик — дополнить другие сведения о человеке. Но использованные обособленно, они легко могут привести к серьезным погрешностям. Поэтому идеальный принцип работы с такими мето диками — применение их в батарее тестов. И, как уже не раз упомина лось в этой книге, результаты должны интерпретироваться опытным психологом,который рассматривает эти ответы как проекции на не определенные ситуации устойчивых особенностей индивида.
Ознакомившись с методиками нижеприведенных тестов, вы наверняка догадаетесь, чего от вас ожидают, и, соответственно, без труда сможете приспособить ответ с выгодой для себя. Такие тесты, по сути, универсальны и, располагая сведениями об их решении, «подтасовать» результаты проще простого: нужно выучить верные комбинации цветов и вероятные значения и символы фигур, которые могут показать вас в лучшем виде, а это отнюдь не сложно. Но опять же, стоит ли?
Кстати, если вам заблаговременно известно решение такого теста, неплохо будет даже оповестить об этом интервьюера. Поверьте, за признание вы получите дополнительный балл как человек прямой и открытый, а сам факт знания таких методик будет расценен как одно из свойств всесторонне развитой личности.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера, наряду с тестами Айзенка и Кеттелла, входит в тройку самых популярных. Эта методика создана на предположении о том, что цветовые предпочтения способны отображать эмоциональное состояние, мотивационную сферу, специфику отношений с другими людьми, склонность испытуемого к деятельности определенного рода, а также его функциональное состояние и наиболее постоянные свойства характера.
Преимущества данного метода заключаются в том, что за короткий промежуток времени (время проведения — менее 10 минут) он способен дать глубокую и обширную, причем свободную от преднамеренного контроля тестируемого, характеристику его психологического состояния.
Существует два варианта теста Люшера: полный и сокращенный. Полный состоит из трех частей. В первой части тестируемый располагает в порядке привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвета. Во второй части упорядочиваются восемь классических цветов (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый). В третьей, финальной, части тестируемый выбирает попарно: сначала среди основных четырех цветов, затем среди четырех оттенков каждого из ключевых четырех цветов.
На практике чаще всего применяется сокращенный, или малый, тест Люшера, созданный на основе второй части полного теста. В отличие от сокращенного полный тест Люшера основан на более сложной теоретической модели эмоционального состояния, так называемом
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
эмоциональном кубе. За счет увеличения длительности испытания и применения способа вынужденных предпочтений результаты, полученные с помощью полного теста Люшера, могут быть более точными и дифференцированными. Однако полный тест Люшера является более дорогим и пока еще мало доступен большинству отечественных психологов. Сокращенный тест, который входит в состав полной версии, значительно проще и может использоваться без особых трудностей. При этом степень его достоверности тоже довольно высока.
Как уже упоминалось ранее, малый тест представляет собой стандартные восемь цветных карточек, которые по возможности надлежит показывать тестируемому при естественном освещении, но при этом избегая яркого солнечного света.
Часто возникает вопрос, насколько важно соответствие имеющегося цветового комплекта стандарту. Опыт показывает, что всевозможные нюансы, например изменение освещенности, которое искажает цвет первоисточника, бесспорно, оказывают некоторое воздействие на цветовые предпочтения тестируемого. Из-за этого диагностическая точность может немного снизиться, но остается довольно релевантной. В крайних случаях со зрелой аудиторией может работать даже вариант «по представлению», то есть когда тестируемым только дают перечень названий цветов.
В ходе испытания во избежание неверных результатов необходимо соблюдение четырех следующих указаний.
♦ Испытуемый обязан придерживаться предлагаемых стандартных цветовых стимулов, ему не разрешается воображать себе, скажем, более темный или более понравившийся цвет.
♦ Каждый цвет нужно выбирать особо. Ни в коем случае не позволяется выбирать два или несколько цветов одновременно в качестве прекрасной цветовой композиции.
♦ Тестируемый должен свободно решить, который из предложенных цветов ему симпатичен или же не нравится, при этом не стоит его подгонять с ответом или направлять наводящими вопросами.
♦ Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они годятся для определенного вида одежды или занавесок.
Важно знать, что, начиная со школьного возраста, всякий может выбрать тот цвет, который ему нравится больше. Исключением может стать редкая категория личностей, страдающих глубоким расстрой-
ством цветовосприятия, а также неспособные к контактам психически больные.
Если принятие решения дается нелегко, можно подумать о том, какой цвет в таком случае симпатичен менее других.
ПРИМЕЧАНИЕ
Стоит учитывать, что данная методика отображает в первую очередь текущее психологическое состояние тестируемого. Поэтому к сожалению, можно говорить о том, что этот тест не всегда используют обоснованно.
Характерной чертой теста является диагностика не особенностей личности, а ее состояния.
Исследования показывают, что через какое-то время человек может разложить тест абсолютно по-другому. Но в том случае, если выбор цвета регулярно повторяется, можно говорить о субъективных свойствах личности и более или менее устойчивых качествах. Если же цветовые предпочтения часто меняются, можно считать, что тестируемый характеризуется эмоциональным непостоянством, неустойчивостью настроения, значительной зависимостью поведения от переживаний.
Инструкция
Процедура тестирования следующая. Эксперт, проводящий испытание, перемешивает цветные карточки размером 8 х 8 см (если карточки иных размеров, то тест не считается действительным, но психологу лучше об этом не говорить — как минимум он может просто огорчиться) и раскладывает их цветной поверхностью вверх на чистый белый лист бумаги. (Цветные карточки, используемые в этом тесте, имеют особые оттенки: зеленый больше похож на зелено-синий, красный — на оранжево-красный, фиолетовый ближе к красно-сире-нево-фиолетовому.) Специалист предлагает тестируемому остановить свой выбор на одном из восьми предложенных цветов, который симпатичен более всего.
ПРИМЕЧАНИЕ
Предпочтение отдается именно цвету. Не стоит сопоставлять его с любимым цветом одежды или глаз.
Итак, тестируемому необходимо выделить максимально предпочитаемый цвет из восьми. Выбранную карточку следует отложить, перевернув цветной поверхностью вниз. После этого специалист, который проводит тестирование, предлагает выбрать самый приятный из
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты 105
оставшихся семи цветов. Выбранную карточку нужно также положить цветной поверхностью вниз справа от первой. Операция повторяется. Проще говоря, тестируемому необходимо отобрать цвета по степени привлекательности. После чего кадровик переписывает номера карточек в разложенном порядке. Через несколько минут снова выкладывает карточки цветной поверхностью вверх и проделывает то же самое: как правило, такая операция повторяется 2 раза. При этом тестируемый не должен пытаться вспомнить порядок раскладки в первом выборе и намеренно изменять предшествующий порядок. Нужно выбирать цвета таким образом, как будто это делается впервые.
Первый выбор в цветовом тесте говорит о желаемом состоянии, второй — о реальном.
Все цвета, по Максу Люшеру, состоят из 4 основополагающих и 4 дополнительных.
Основополагающие цвета: синий, сине-зеленый, оранжево-красный
и светло-желтый.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основополагающие цвета должны занимать главным образом первые пять позиций.
Дополнительные цвета — фиолетовый, коричневый, черный, серый (нулевой (0)) - говорят об отрицательных тенденциях: беспокойстве, стрессе, опасениях.
Значения этих цветов приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Значение цветов в тесте Люшера
#№| | Название цвета | Предпочтение цвета | Отвержение цвета |
Синий | Жажда гармонии, стремление к доверию, пониманию, состраданию, отсутствию конфликтов, товарищеским отношениям; любовь, привязанность, безмятежность | Нарушение отношений, одиночество, тревога | |
Зеленый | Склонность к самоутверждению, росту положения, власти, почтению, популярности, превосходству, уверенности, самостоятельности, напористости, обороне | Дефицит популярности, принуждение, унижение, оскорбление, неспособность дать отпор |
|№ | Название цвета | Предпочтение цвета | Отвержение цвета |
Красный | Стремление к достижениям, успеху; активность, натиск, деятельность, борьба, наэлек-тризованность | Перевозбуждение, раздражение, слабость, изнеможение, защита | |
Желтый | Стремление к изменению, выходу, избавлению, расслаблению; ожидание, упование на везение, жизнерадостность, избегание проблем | Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие | |
Фиолетовый | Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, жажда нравиться, вызывать к себе интерес, производить впечатление, получать похвалы | Сдерживание эмоций, рациональность, контроль, скромность, стремление быть неприметным | |
6 | Коричневый | Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, эротическому удовлетворению, нездоровое состояние, подавленность, утомление, голод | Отрицание физических нужд, слабости, самоограничение |
Черный | Стремление к разрушению, враждебность, злобность, неприятие, протест, несогласие | Отрицание и сдерживание враждебности и злобности | |
Серый | Стремление избежать участия, «потеряться», маскировка, утаивание | Активное включение в ситуацию |
Синий цвет выбирают, как правило, представители специальностей, (в которых важны рассудительность, акцент на содержательной, смыс-ловой части информации, эстетической и этической сторонах деятельности, влечение к кабинетной манере работы без причастности к обширной сфере контактов. При наличии довольно хорошо развитых умственных способностей к ним можно причислить научных работников, теоретиков, искусствоведов, словесников, литераторов. В противном случае это канцелярские работники, а также исполнители тех видов работ, где не требуется брать на себя ответственность.
Зеленый цвет, как правило, выбирают люди, которым присуще формально-логическое мышление, базирующееся на цифровой знаковой
106 1 (лава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
системе, и которые стремятся к точным наукам. Этот тип личности, которому свойственны черты педантизма, интровертизма, ригидности, зачастую останавливает свой выбор на профессиях, требующих кропотливости и точности. В свободное время могут заниматься рисованием, выпиливанием, шитьем, вязанием или конструированием.
Красный цвет - цвет лидеров, предприимчивых, целеустремленных натур, склонных к риску. Очень часто этот цвет выбирают руководители, администраторы и различные активисты.
Желтый цвет избирают те, чья профессия связана с обширным общением разного уровня. Выбор отдается тем типам работы, где нет формализма и приветствуется свободный выбор действий.
Фиолетовый цвет любим детьми, подростками, а также личностями со своеобразным и нестандартным типом мышления. Личности, предпочитающие этот цвет, избирают специальность зачастую на уровне сублимации нереализованных желаний (педагогика, искусство), а также исходя из оригинальности иерархии ценностей (психология, философия, психиатрия, нетрадиционные методы лечения, астрология).
Если основополагающие цвета размещаются от первой до пятой позиции, то подразумевается, что эти нужды относительно удовлетворены. Если далее (с шестой по восьмую), то предполагается наличие какого-либо конфликта, смятения, недовольства.
1-я позиция отображает средства достижения цели (например, выбор синего цвета скажет о намерении действовать уравновешенно, без лишних усилий).
2-я позиция расскажет о цели, которой желает достичь тестируемый.
3-я и 4-я характеризуют выбор цвета и отображают ощущение подлинной обстановки, в которой пребывает тестируемый, или же образ действий, на который его вынуждают обстоятельства.
5-я и 6-я отражают равнодушие к цвету, нейтральное отношение
к нему.
7-я. и 8-я позиции говорят об отрицательном отношении к цвету, желании сдерживать какие-либо нужды, мотивы, настроение, отображаемые данным цветом.