Проективные, графические и графологические тесты

Помимо психологических опросников, для оценки типа личности кадровики могут использовать и другие виды тестов: графические, пси хографические, рисуночные, цветовые, которые также находят приме нение в практике кадрового менеджмента.

Так, проективные тесты (к которым относятся рисуночные, цвето вые и некоторые другие) отличаются от всех остальных. Эксперты от дают дань их преимуществам перед традиционными диагностическими опросниками, где испытуемому предлагается внушительный пере чень вопросов, требующих конкретных ответов: «да» либо «нет». Та кие тесты дают более верные с математической точки зрения резуль таты, однако при этом пропадают своеобразные качества личности, ее самобытность. Проективные тесты, напротив, предоставляют возмож ность лучше узнать субъективные свойства характера личности, по знакомиться с личными манерами человека говорить, применять те или иные образы и т. д., поскольку дают возможность работать с бес сознательными установками личности. Однако следует учитывать, что ответы на задания проективных тестов допускают весьма широкий охват значений, и потому сведения, добытые посредством проективных тестов, не могут быть восприняты в качестве заключительных Часть этих тестов основывается на солидных научных изысканиях и ни при каких условиях они не применяются серьезными психологам в отрыве от сбора различных биографических сведений о тестируемом, от детальной личной беседы и от данных по другим тестам. Задача «проективных» методик — дополнить другие сведения о человеке. Но использованные обособленно, они легко могут привести к серьезным погрешностям. Поэтому идеальный принцип работы с такими мето диками — применение их в батарее тестов. И, как уже не раз упомина лось в этой книге, результаты должны интерпретироваться опытным психологом,который рассматривает эти ответы как проекции на не определенные ситуации устойчивых особенностей индивида.

Ознакомившись с методиками нижеприведенных тестов, вы навер­няка догадаетесь, чего от вас ожидают, и, соответственно, без труда сможете приспособить ответ с выгодой для себя. Такие тесты, по сути, универсальны и, располагая сведениями об их решении, «подтасовать» результаты проще простого: нужно выучить верные комбинации цве­тов и вероятные значения и символы фигур, которые могут показать вас в лучшем виде, а это отнюдь не сложно. Но опять же, стоит ли?

Кстати, если вам заблаговременно известно решение такого теста, неплохо будет даже оповестить об этом интервьюера. Поверьте, за при­знание вы получите дополнительный балл как человек прямой и от­крытый, а сам факт знания таких методик будет расценен как одно из свойств всесторонне развитой личности.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера, наряду с тестами Айзенка и Кеттелла, вхо­дит в тройку самых популярных. Эта методика создана на предполо­жении о том, что цветовые предпочтения способны отображать эмо­циональное состояние, мотивационную сферу, специфику отношений с другими людьми, склонность испытуемого к деятельности опреде­ленного рода, а также его функциональное состояние и наиболее по­стоянные свойства характера.

Преимущества данного метода заключаются в том, что за короткий промежуток времени (время проведения — менее 10 минут) он спосо­бен дать глубокую и обширную, причем свободную от преднамеренно­го контроля тестируемого, характеристику его психологического состо­яния.

Существует два варианта теста Люшера: полный и сокращенный. Полный состоит из трех частей. В первой части тестируемый распола­гает в порядке привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвета. Во второй части упорядочиваются восемь классических цветов (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый). В третьей, финальной, части тестируемый выбирает попар­но: сначала среди основных четырех цветов, затем среди четырех от­тенков каждого из ключевых четырех цветов.

На практике чаще всего применяется сокращенный, или малый, тест Люшера, созданный на основе второй части полного теста. В отличие от сокращенного полный тест Люшера основан на более сложной теоретической модели эмоционального состояния, так называемом



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




эмоциональном кубе. За счет увеличения длительности испытания и применения способа вынужденных предпочтений результаты, полу­ченные с помощью полного теста Люшера, могут быть более точны­ми и дифференцированными. Однако полный тест Люшера является более дорогим и пока еще мало доступен большинству отечественных психологов. Сокращенный тест, который входит в состав полной вер­сии, значительно проще и может использоваться без особых трудно­стей. При этом степень его достоверности тоже довольно высока.

Как уже упоминалось ранее, малый тест представляет собой стан­дартные восемь цветных карточек, которые по возможности надлежит показывать тестируемому при естественном освещении, но при этом избегая яркого солнечного света.

Часто возникает вопрос, насколько важно соответствие имеющего­ся цветового комплекта стандарту. Опыт показывает, что всевозмож­ные нюансы, например изменение освещенности, которое искажает цвет первоисточника, бесспорно, оказывают некоторое воздействие на цветовые предпочтения тестируемого. Из-за этого диагностическая точность может немного снизиться, но остается довольно релевантной. В крайних случаях со зрелой аудиторией может работать даже вари­ант «по представлению», то есть когда тестируемым только дают пе­речень названий цветов.

В ходе испытания во избежание неверных результатов необходимо соблюдение четырех следующих указаний.

♦ Испытуемый обязан придерживаться предлагаемых стандартных цветовых стимулов, ему не разрешается воображать себе, скажем, более темный или более понравившийся цвет.

♦ Каждый цвет нужно выбирать особо. Ни в коем случае не позво­ляется выбирать два или несколько цветов одновременно в каче­стве прекрасной цветовой композиции.

♦ Тестируемый должен свободно решить, который из предложен­ных цветов ему симпатичен или же не нравится, при этом не сто­ит его подгонять с ответом или направлять наводящими вопро­сами.

♦ Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они годятся для определенного вида одежды или занавесок.

Важно знать, что, начиная со школьного возраста, всякий может выбрать тот цвет, который ему нравится больше. Исключением может стать редкая категория личностей, страдающих глубоким расстрой-

ством цветовосприятия, а также неспособные к контактам психически больные.

Если принятие решения дается нелегко, можно подумать о том, ка­кой цвет в таком случае симпатичен менее других.

ПРИМЕЧАНИЕ

Стоит учитывать, что данная методика отображает в первую очередь теку­щее психологическое состояние тестируемого. Поэтому к сожалению, можно говорить о том, что этот тест не всегда используют обоснованно.

Характерной чертой теста является диагностика не особенностей личности, а ее состояния.

Исследования показывают, что через какое-то время человек может разложить тест абсолютно по-другому. Но в том случае, если выбор цвета регулярно повторяется, можно говорить о субъективных свой­ствах личности и более или менее устойчивых качествах. Если же цве­товые предпочтения часто меняются, можно считать, что тестируемый характеризуется эмоциональным непостоянством, неустойчивостью настроения, значительной зависимостью поведения от переживаний.

Инструкция

Процедура тестирования следующая. Эксперт, проводящий испы­тание, перемешивает цветные карточки размером 8 х 8 см (если кар­точки иных размеров, то тест не считается действительным, но пси­хологу лучше об этом не говорить — как минимум он может просто огорчиться) и раскладывает их цветной поверхностью вверх на чис­тый белый лист бумаги. (Цветные карточки, используемые в этом тес­те, имеют особые оттенки: зеленый больше похож на зелено-синий, красный — на оранжево-красный, фиолетовый ближе к красно-сире-нево-фиолетовому.) Специалист предлагает тестируемому остановить свой выбор на одном из восьми предложенных цветов, который сим­патичен более всего.

ПРИМЕЧАНИЕ

Предпочтение отдается именно цвету. Не стоит сопоставлять его с люби­мым цветом одежды или глаз.

Итак, тестируемому необходимо выделить максимально предпочи­таемый цвет из восьми. Выбранную карточку следует отложить, пе­ревернув цветной поверхностью вниз. После этого специалист, кото­рый проводит тестирование, предлагает выбрать самый приятный из



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты 105



Проективные, графические и графологические тесты - student2.ru оставшихся семи цветов. Выбранную карточку нужно также поло­жить цветной поверхностью вниз справа от первой. Операция повто­ряется. Проще говоря, тестируемому необходимо отобрать цвета по степени привлекательности. После чего кадровик переписывает номе­ра карточек в разложенном порядке. Через несколько минут снова выкладывает карточки цветной поверхностью вверх и проделывает то же самое: как правило, такая операция повторяется 2 раза. При этом тестируемый не должен пытаться вспомнить порядок раскладки в пер­вом выборе и намеренно изменять предшествующий порядок. Нужно выбирать цвета таким образом, как будто это делается впервые.

Первый выбор в цветовом тесте говорит о желаемом состоянии, вто­рой — о реальном.

Все цвета, по Максу Люшеру, состоят из 4 основополагающих и 4 до­полнительных.

Основополагающие цвета: синий, сине-зеленый, оранжево-красный

и светло-желтый.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основопо­лагающие цвета должны занимать главным образом первые пять по­зиций.

Дополнительные цвета — фиолетовый, коричневый, черный, серый (нулевой (0)) - говорят об отрицательных тенденциях: беспокойстве, стрессе, опасениях.

Значения этих цветов приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Значение цветов в тесте Люшера

#№| Название цвета Предпочтение цвета Отвержение цвета
Синий Жажда гармонии, стремление к доверию, пониманию, со­страданию, отсутствию кон­фликтов, товарищеским от­ношениям; любовь, привязанность, безмятежность Нарушение отношений, одиночество, тревога
Зеленый Склонность к самоутвержде­нию, росту положения, вла­сти, почтению, популярности, превосходству, уверенности, самостоятельности, напори­стости, обороне Дефицит популярно­сти, принуждение, унижение, оскорбле­ние, неспособность дать отпор  

|№ Название цвета Предпочтение цвета Отвержение цвета
Красный Стремление к достижениям, успеху; активность, натиск, деятельность, борьба, наэлек-тризованность Перевозбуждение, раз­дражение, слабость, изнеможение, защита
Желтый Стремление к изменению, вы­ходу, избавлению, расслабле­нию; ожидание, упование на везение, жизнерадостность, избегание проблем Разочарование, отчая­ние, подозрение, недо­верие
Фиолетовый Стремление к отождествле­нию, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, жажда нравить­ся, вызывать к себе интерес, производить впечатление, по­лучать похвалы Сдерживание эмоций, рациональность, кон­троль, скромность, стремление быть не­приметным
6 Коричневый Стремление к физическому комфорту, безопасности, от­дыху, эротическому удовле­творению, нездоровое состоя­ние, подавленность, утомление, голод Отрицание физических нужд, слабости, само­ограничение
Черный Стремление к разрушению, враждебность, злобность, не­приятие, протест, несогласие Отрицание и сдержи­вание враждебности и злобности
Серый Стремление избежать участия, «потеряться», маскировка, утаивание Активное включение в ситуацию

Синий цвет выбирают, как правило, представители специальностей, (в которых важны рассудительность, акцент на содержательной, смыс-ловой части информации, эстетической и этической сторонах деятель­ности, влечение к кабинетной манере работы без причастности к об­ширной сфере контактов. При наличии довольно хорошо развитых умственных способностей к ним можно причислить научных работ­ников, теоретиков, искусствоведов, словесников, литераторов. В про­тивном случае это канцелярские работники, а также исполнители тех видов работ, где не требуется брать на себя ответственность.

Зеленый цвет, как правило, выбирают люди, которым присуще фор­мально-логическое мышление, базирующееся на цифровой знаковой

106 1 (лава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




системе, и которые стремятся к точным наукам. Этот тип личности, которому свойственны черты педантизма, интровертизма, ригиднос­ти, зачастую останавливает свой выбор на профессиях, требующих кропотливости и точности. В свободное время могут заниматься рисо­ванием, выпиливанием, шитьем, вязанием или конструированием.

Красный цвет - цвет лидеров, предприимчивых, целеустремлен­ных натур, склонных к риску. Очень часто этот цвет выбирают руко­водители, администраторы и различные активисты.

Желтый цвет избирают те, чья профессия связана с обширным об­щением разного уровня. Выбор отдается тем типам работы, где нет формализма и приветствуется свободный выбор действий.

Фиолетовый цвет любим детьми, подростками, а также личностями со своеобразным и нестандартным типом мышления. Личности, пред­почитающие этот цвет, избирают специальность зачастую на уровне сублимации нереализованных желаний (педагогика, искусство), а так­же исходя из оригинальности иерархии ценностей (психология, фи­лософия, психиатрия, нетрадиционные методы лечения, астрология).

Если основополагающие цвета размещаются от первой до пятой по­зиции, то подразумевается, что эти нужды относительно удовлетворе­ны. Если далее (с шестой по восьмую), то предполагается наличие ка­кого-либо конфликта, смятения, недовольства.

1-я позиция отображает средства достижения цели (например, вы­бор синего цвета скажет о намерении действовать уравновешенно, без лишних усилий).

2-я позиция расскажет о цели, которой желает достичь тестируе­мый.

3-я и 4-я характеризуют выбор цвета и отображают ощущение под­линной обстановки, в которой пребывает тестируемый, или же образ действий, на который его вынуждают обстоятельства.

5-я и 6-я отражают равнодушие к цвету, нейтральное отношение

к нему.

7-я. и 8-я позиции говорят об отрицательном отношении к цвету, желании сдерживать какие-либо нужды, мотивы, настроение, ото­бражаемые данным цветом.

Наши рекомендации