Развитие отдельных перцептивных процессов.
Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения — более четкой дифференциации различных свойств внешних предметов.
Ощущения– это единственный канал, по которому информация из окружающего мира проникает в наше сознание. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Нарушение притока информации в раннем детстве (патологии ощущений) приводит к ослаблению психического развития. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой.
Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Развитие ощущений имеет в своей основе концентрацию возбуждений в корковых отделах анализаторов, ограничение их первоначальной генерализации путем выработки специальных дифференцировок.
Ощущения не единичны, это система. Сенсорная организация – это состав и структура ощущений, характерных для данного вида и данного индивида. Особенности сенсорной организации человека: в основном, у большинства людей. Ведущий анализатор – зрительный.
В сенсорной организации существуют индивидуальные различия:
1. различия ведущего анализатора. Есть люди с ведущим слуховым или моторным анализаторами.
2. различия порогов чувствительности.
Сенсорная организация человека влияет на развитие личности и её дальнейшую судьбу.
Депривация ощущений с детства негативно сказывается на личности и процессах сознания.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в целом, в совокупности их свойств и частей.
Восприятие развивается от элементарных ощущений через перцепцию и представления до симультанного (виртуального) целостного образа.
Восприятие основано на совместной работе органов чувств и синтезе отдельных ощущений в сложные комплексные системы, причем данный синтез не есть простая суммация. Это активный процесс, он предполагает:
- выделение из комплекса действующих признаков основных существенных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.
- объединение группа основных существенных признаков и сопоставление воспринятого комплекса с прежними знаниями о предмете.
Восприятие таким образом носит активный опосредованный характер, т.е. оно опосредовано опытом (апперцепция) и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Прошлый опыт обуславливает константность восприятия, которое позволяет вносить поправку к тем особенностям, которые может приобретать предмет при меняющихся условиях (ощущения могут быть различны, но восприятие одинаково).
Восприятие также носит обобщенный и предметный характер. Отдельные ощущения синтезируются и предстают в образе целого предмета.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Память развивается от примитивных форм констелляции возбуждений через мнемотехники вплоть до топологической памяти.
Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Существуют различные типологии памяти:
* по сенсорным системам — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память;
* по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
* по временным характеристикам — долговременная память и кратковременная память.
Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного требует волевых усилий. Произвольное (опосредованное) запоминание не заложено генетически, но развивается в процессе онтогенеза.
Развитие памяти в онтогенезе – не постепенный процесс. В своём развитии память проходит несколько стадий и форм. Нельзя сказать, что память ребёнка хуже, чем память взрослого. Наоборот, у детей гораздо лучше развита эйдетическая память. Однако существенное отличие памяти ребёнка и взрослого состоит в том, что запоминание у ребёнка носит по большей части непроизвольный характер, его трудно организовать, сделать избирательным.
Процесс развития произвольной памяти тесно связан с развитием опосредованного внимания и овладением речью. Развитие произвольной и непроизвольной памяти так же подчинено закономерности, выявленной А.Н. Леонтьевым («параллелограмм развития»). Ребёнок дошкольного возраста для запоминания не использует вспомогательные средства: если ребенку для запоминания слова предложить какой-то вспомогательный объект и проассоциировать его со словом, это не улучшит запоминания.
Школьный возраст является возрастом, когда ребёнок учится создавать логические связи между предметами, развивается опосредованное запоминание. Старшие школьники уже без труда устанавливают вспомогательные связи и могут создавать любые ассоциации между словом и предлагаемыми объектами. Также отличительная черта состоит в том, что они уже не нуждаются во внешних опорах для запоминания, и используют внутренние логические понятийные связи. Старшие школьники укладывают получаемую информацию в определенную структуру, кодируют её в определенные смысловые группы. Механическая непосредственная память преобразуется в словесно-логическую опосредованную.
Итак, память в своём развитии претерпевает коренные изменения: если на ранних этапах она является как бы продолжением восприятия, то с возрастом она всё более приобретает связь с процессами мышления.
Блонский в развитии памяти в онтогенезе выделяет несколько стадий:
· двигательная
· эмоциональная
· образная
· словесно-логическая
· память на мысли
140. Основные положения психологической концепции о поэтапном формировании умственных действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий — выдвинутое П.Я.Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В ней выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения.
• На первом этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Представление перед лицом учащегося развернутой структуры способа действия – ориентировочной основы действия (ООД). Критерии освоения ООД: 1) полнота ООД, 2) обобщение действия на другие условия, на другом материале, 3) степень усвоения, автоматизации.
Вырабатывается 3 типа ориентировки: репродуктивная, по объяснённому образцу, самостоятельная. Репродуктивная ориентировка неполная, без переноса, действие единично, обобщения не происходит. Ориентировка по объяснённому образцу: ориентировка полная, учитель даёт образец действия и осуществляет ориентирование; происходит частичный перенос; умственное действие может быть доведено до автоматизма, но в узких границах, так как при изменении условий действие не выполняется. Самостоятельная ориентировка: ориентировка полная, происходит широкий перенос на весь класс заданий этого типа.
• На втором этапе формируется мотивационная основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). Появляется желание решить задачу и осовить способ её решения.
• Третий этап — формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).
• Четвертый этап — “громкая социализованная речь”, когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.
• На пятом этапе (формирование действия во “внешней речи про себя”) происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.
• На заключительном, шестом, этапе речевой процесс “уходит” из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация).
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, “свертывается”. Этот процесс, описанный Л.С. Выготским, получил название интериоризации, то есть присвоения социально выработанных способов действий с предметами и поведения. Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов.
141. Воображение и его развитие в детском возрасте
Воображение – это отражение реальности в новых неожиданных связях и сочетаниях, преобразование и создание новых образов. Воображение существует только у человека. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прошлом опыте человека. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.
Функции воображения:
1. представить действительность в образах и с их помощью решать задачи.
2. регулировать эмоциональные состояния. Это механизмы защиты, например, сублимация.
3. участвовать в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.
4. формировать внутренний план действия.
5. планировать и программировать дейятельность.
Виды воображения:
1. активное – человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя мысленный образ.
2. пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли человека.
3. продуктивное – действительность сознательно конструируется человеком.
4. репродуктивное – ставится задача воспроизведения реальности в том виде, какова она есть. Также присутсвует элемент фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память.