Задачи изучения дисциплины. Министерство образования и науки Республики Казахстан
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
______________________________ «_____» ________________ 2011г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Практикум по психологии (часть 1)»
для студентов специальности: 5В050300 - Психология
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра социально – психологических дисциплин
Астана 2011г.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальности бакалавриата 5В050300 – Психология, типовой программы ст.преподавателем, магистром Бухаровой А.Б. и преподавателем, магистром Юзупановой М.Н.
Обсужден на заседании кафедры социально – психологических дисциплин
Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.
Зав. кафедрой к.б.н., доцент Кобланова С.А.
________________ «_____» _________________________ ________г.
Утвержден на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и
социальных наук
Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.
Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
________________ «____» ________________________ _________ г.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К
____________________________
Г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины«Практикум по психологии (часть 1)»
Специальность: 5В050300 - Психология
Форма обучения дневная
Код дисциплины PP 2208
Всего 3 кредита
Курс 2 Семестр 3
Лекции 30 часов
Практические – 7 часов
Семинарские - 8 часов
СРСП 23 часов
СРС 67 часов
Экзамен 3 семестр
Трудоемкость 135 часов
АСТАНА 2011
Данные о преподавателе курса: Бухарова Анара Болатовна, ст.преподаватель, магистр и Юзупанова Мария Николаевна, преподаватель, магистр.
Пререквизиты:философия, общая психология, высшая математика.
Постреквизиты:психодиагностика, математические методы в психологии, экспериментальная психология.
Характеристика дисциплины:
В рамках этого курса студенты-психологи получают знания об основных методах в психологии, истории становления этих методов, истории эмпирических методов, история развития проективных методов; приобретают умения правильного подбора методов, соответствующих целям и задачам исследования, правильного построения эксперимента, обработки и интерпретации результатов; овладевают навыками практического психолога-исследователя и навыками работы с конкретными методами и методиками.
Таким образом, знания, полученные в рамках данного курса, обеспечивают более высокий уровень практической подготовки студента как специалиста - поскольку дают представление об основных методах психологии, о правильном подборе методов, соответствующих целям и задачам исследования, правильного построения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.
«Практикум по психологии» - первый научный курс, который знакомит студентов с экспериментальными и математическими основами психологии. Следовательно, является необходимым для формирования профессиональной компетентности психолога-практика.
Цель преподавания дисциплины
«Практикум по психологии» является базовым курсом, целью которого является ознакомление студентов-психологов с основными методами психологической науки, способами работы с ними, их классификацией и особенностями применения, а также овладение знаниями и базовыми умениями научного изучения психологических законов экспериментальной работы.
Задачи изучения дисциплины
Основной задачей изучения дисциплины является - овладение знаниями и базовыми умениями научного изучения психологических законов экспериментальной работы.
Кроме этого в перечень задач изучения дисциплины входит:
- дать студентам и закрепить на практике знания об организации и планировании психологического эксперимента;
- ознакомление с историческими предпосылками развития практической и экспериментальной психологии;
- изучение методологических основ психологического исследования;
- составление методик, применяемых в психологических исследованиях;
- проведение на практике экспериментальных методик и их математическая обработка;
- приобретение профессиональных умений и навыков.
В результате изучения дисциплины «Практикум по психологии. Часть 1» студент должен приобрести:
- знания – об основных методах в психологии, истории становления этих методов, истории эмпирических методов, история развития проективных методов;
- умения правильного подбора методов, соответствующих целям и задачам исследования, правильного построения эксперимента, обработки и интерпретации результатов;
- навыки практического психолога-исследователя, навыки работы с конкретными методами и методиками.
Содержание дисциплины
Тематический план лекций
№ п\п | Наименование главных разделов курса | Количество часов | |||
Лекция | Практические и семинарские занятия | СРСП | СРС | ||
Понятие о методологии применительно к эмпирическому психологическому исследованию | |||||
Основные методы психологического исследования | |||||
Метод наблюдения в психологии | |||||
Метод измерения | |||||
Психологический эксперимент | |||||
Ощущение. Восприятие | |||||
Внимание. Память | |||||
Мышление. Воображение | |||||
Всего |
Наименование тем лекционных занятий и их содержание
№ тем | Темы и их объем в часах Контрольные вопросы | Цели и задачи занятий | Проблемные вопросы |
1. | Тема 1. Понятие о методологии применительно к эмпирическому психологическому исследованию (3 часа) 1. Введение в экспериментальную психологию 2. Понятие о методологии, методе, методическом приеме и методике 3. Общая и специальная методология науки 4. Гуманитарные и естественнонаучные влияния на развитие психологии | Знакомство с методологией психологического исследования, анализ гуманитарной и естественнонаучной парадигм применимо к психологическому исследованию | Соотношение гуманитарного и естественнонаучного влияния на развитие психологии Предпосылки развития методов и методологии психологического исследования |
2. | Тема 2. Общая характеристика способов получения первичных данных (6 часов) 1. Психологический анализ документов 2. Беседа и интервью 3. Экспертная оценка 4. Анкетирование 5. Личностные опросники 6. Тестирование | Знакомство и анализ основных методов психологического исследования | Сравнительный анализ контент-анализа, биографического метода и анализа продуктов деятельности Сходства и различия беседы и интервью Анкеты и тесты |
3. | Тема 3. Метод наблюдения в психологии (5 часов) 1. Понятие о наблюдении как исследовательском приеме и способе сбора эмпирических данных. 2. Возможности, ограничения и основные области применения наблюдения. 3. Классификация видов наблюдения. 4. Категории и единицы описания результатов наблюдения. 5. Основные способы фиксации данных наблюдения и формы отчета наблюдателя. 6. Планирование и организация наблюдения. | Знакомство с общей характеристикой и особенностями организации и применения метода наблюдения в психологических исследованиях | Анализ требований к организации наблюдения Карточка наблюдения и дневник наблюдения Анализ понятий «интроспекция» и «самонаблюдение» Проблема соотношения наблюдения и других методов |
4. | Тема 4. Шкалирование (4 часа) 1. Понятие психологического шкалирования 2. Типы измерительных шкал 3. Нольмерное шкалирование 4. Одномерное шкалирование 5. Метод многомерного шкалирования | Знакомство с основами измерения в психологических исследованиях | Анализ методов многомерного шкалирования Практика использования измерительных шкал в психологии |
5. | Тема 5. Психологический эксперимент (7 часов) 1.Понятие о психологическом эксперименте 2.Виды эксперимента 3.Планирование эксперимента 4.Экспериментальная выборка 5.Экспериментальные переменные 6.Виды валидности эксперимента 7.Этапы проведения эксперимента | Знакомство с основами организации психологического эксперимента | Социально – психологические проблемы психологического эксперимента Особенности психологического эксперимента Соотношение внешней и внутренней валидности Факторы угрожающие валидности эксперимента |
6. | Тема 6. Ощущение. Восприятие (1 час) 1. Общие проблемы изучения видов и свойств ощущений 2. Особенности восприятия, его отличие от ощущений 3. Общие задачи экспериментального исследования восприятия | Ознакомление с особенностями исследования свойств ощущений и восприятия | Измерение чувствительности Сравнительный анализ ощущения и восприятия |
7. | Тема 7. Внимание. Память (2 часа) 1. Основные свойства и виды внимания 2. Методы исследования свойств внимания 3. Основные понятия и положения 4. Специальные методы экспериментального исследования памяти | Ознакомление с особенностями диагностики свойств внимания и особенностей памяти | Особенности измерения внимания Корректурные пробы Специальные методы исследования памяти |
8. | Тема 8. Мышление. Воображение (2 часа) 1. Виды и операции мышления 2. Методы исследования мышления 3. Воображение. Экспериментальные методы исследования воображения | Ознакомлениес особенностями исследования мышления и воображения | Диагностика интеллекта Виды интеллекта Особенности измерения воображения |
Тематический план семинарских и практических занятий
№ | Темы и их объем в часах | Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов | Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий | Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе | Изучение учебно-монографической литературы |
Понятие о методологии применительно к эмпирическому психологическому исследованию (1 час) Практическое занятие по разработке научно – категориального аппарата исследования 1. Методология психологического исследования. 2. История зарождения методов психологического исследования. 3. Основные понятия психологического исследования. | Устный опрос | Глоссарий | Интернет-консультации | Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - Издательство: Питер, 2006. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. | |
Основные методы психологического исследования (2 часа)
| Доклад, взаимоопрос | Анализ примеров | Пресс-конференция | Бодалев А.А. Общая психодиагностика. Питер, 2002. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Кабаченко Т.С. Методика психологического воздействия. – М, 2000. Карандашев В. Н. - Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - Изд-во: Речь, 2004. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. | |
Метод наблюдения в психологии (2 часа) 1. Основные параметры наблюдения. 2. Схема наблюдения. 3. Формы фиксации и способы обработки данных наблюдения | Устный опрос | Анализ примеров | Интернет-консультации | Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Никандров В. В., Новочадов В. В. Метод тестирования в психологии. Учебное пособие. - Изд-во: Речь, 2003. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. | |
Метод измерения (2 часа) 1. Типы измерительных шкал 2. Нольмерное шкалирование 3. Одномерное шкалирование 4. Модель шкалирования Фехнера 5. Модель шкалирования Терстоуна 6. Многомерное шкалирование | Доклад, взаимоопрос | Анализ примеров, глоссарий | Пресс-конференция | Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. | |
Психологический эксперимент (2 часа) 1. Виды психологического эксперимента 2. Формирование выборки испытуемых 3. Зависимая и независимая переменная 4. Этапы психологического экспериментального исследования | Устный опрос | Письменный анализ примеров | Интернет-консультации | Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. | |
Ощущение. Восприятие (2 часа) Практическое занятие 1.Общие проблемы изучения видов и свойств ощущений 2.Особенности восприятия, его отличие от ощущений 3.Общие задачи экспериментального исследования восприятия | Устный опрос | Отбор диагностических методик. | Интернет-консультации | Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986. | |
Внимание. Память (2 часа) Практическое занятие 1. Основные свойства и виды внимания 2. Методы исследования свойств внимания 3. Основные понятия и положения 4. Специальные методы экспериментального исследования памяти | Устный опрос | Отбор диагностических методик. | Интернет-консультации | Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986. | |
Мышление. Воображение (2 часа) Практическое занятие 1. Виды и операции мышления 2. Методы исследования мышления 3. Воображение. Экспериментальные методы исследования воображения | Устный опрос | Отбор диагностических методик. | Интернет-консультации | Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986. |