Этические принципы деятельности политического психолога.

(в соответствии с уставом международной ассоциации политической психологии (ispp), принятом 31.8.1985., члены ispp могут заниматься политической деятельностью (принимать участие в предвыборных собраниях лидеров политических партий), но они обязаны при этом дать понять, что любые позиции или предпринимаемые ими действия не являются позицией или действиями, предпринимаемыми ispp).

(international society of political psychology. Constitution and by-laws. P.2.).

Главный принцип психолога состоит в том, что он сознательно и добровольно контролирует все моменты своей научно-практической деятельности. Он делает это во избежание создания опасности для политики, объекта и субъекта политики и самого себя (см.рис.12.1.). Это означает, что самоконтролю последовательно подвергаются его собственное поведение (5.2.), его отношения с объектом политики (государство, избиратели, жители, граждане (5.1.), с субъектом политики (политические лидеры, члены политических и государственных организаций (5.4.), c атрибутами политики (идеи, программы, планы, документы (5.3.).

5.1. Принцип ненанесения ущерба объекту политики

Исследования психолога должны быть направлены только на создание и осуществление адекватной политики, не имеющей целью моральное, экономическое, физическое подавление оппонентов субъекта политики.

5.1.1. Правило взаимоуважения психолога и объекта политики. Высказывания психолога не должны содержать оскорбительных намерений, рекомендаций, оценок, комментариев.

5.1.2. Правило безопасности действий психолога для объекта политики. Исследования психолога и его рекомендации не должны составлять основу опасности ни для кого из участников процесса.

5.1.3. Правило предупреждения неадекватных действий субъекта политики относительно объекта политики. Субъект политики не должен требовать, а политический психолог не должен позволять использовать результаты своей работы для нанесения ущерба объекту политики.

5.2. Принцип компетентности психолога

Политическим психологом является специалист, имеющий соответствующее его деятельности образование и квалификацию, а также опыт работы, подтвержденные государственными документами.

5.2.1. Правило обоснованности результатов деятельности психолога. Политический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками формулирования научных итогов своей деятельности.

5.2.2. Правило сотрудничества психолога и субъекта политики. Политический психолог и субъект политики должны информировать друг друга по всем моментам своего сотрудничества без скрытия действительных мотивов своей деятельности.

5.2.3. Правило профессионального поведения психолога относительно объекта политики. Политический психолог должен обладать способностями и навыками общения и взаимодействия с объектом политики.

5.3. Принцип беспристрастности психолога.

Практикующий политический психолог не должен быть руководителем, соруководителем, активистом какой либо политической организации, борющейся за власть.

5.3.1. Правило научности результатов деятельности психолога. Политический психолог в своих исследованиях или практических действиях может опираться только на научные знания, умения или навыки, за получение которых он получил соответствующий диплом.

5.3.2. Правило адекватности методов деятельности психолога относительно объекта политики. Политический психолог не должен использовать незаконные или аморальные методы получения информации или воздействия на субъектов и объектов политики.

5.3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом гласности. Высказывания, рекомендации, действия психолога не должны содержать причин или оснований, создающих любую форму опасности для людей, вовлеченных в политику.

5.4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога

Политический психолог ни в какой форме не должен разглашать полученных им конфиденциальных сведений о субъектах и объектах политики, если эти сведения могут быть приравнены к врачебной или государственной тайне.

5.4.1. Правило кодирования сведений психолого-характера. Все исследовательские материалы психолога должны содержать указания на исследуемого носителя психологических качеств в закодированной форме: число вместо имени и фамилии.

5.4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. Политический психолог хранит сведения психолого-политического характера о субъекте или объекте политики в месте и условиях, исключающих их неконтролируемое использование.

5.4.3. Правило корректного использования сведений психолого-политического характера, полученные политическим психологом, используются только лишь в тех целях, ради которых проводилось исследование.

При соблюдении настоящих принципов и правил деятельности психолога гарантируется профессиональная и личная безопасность субъектов и объектов политики, самого психолога, а адекватной политике не наносится ущерба.

Литература:

1. А.А.Крылов, А.И.Юрьев. Этические принципы и правила работы психолога. В кн. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А.Крылова. Л., 1990.

2. Юрьев А.И. Выводы из опыта исследований политической деятельности. Этический кодекс работы психолога. В кн. Юрьев а.и.системное описание политической психологии. Спб, 1996.

3. Введение в политическую психологию. Спб, 1992., 228 с.

Этический кодекс практического психолога в системе образования273

Принят на городской конференции педагогов-психолгов города Пскова

Общие положения

1.1. Настоящий этический кодекс практического психолога в системе образования (в дальнейшем - Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования.

1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально значимым качествам.

1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются:

- дети раннего и дошкольного возраста, учащиеся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем именуемые "ребенок";

- родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые "родители";

- учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые "педагог".

1.5. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект 1995 г.), Международных актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ "Об образовании", федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления образованием.

1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебно-воспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог не только не препятствует их желанию изучить кодекс, но и стремится максимально информировать участников УВП о его содержании.

1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.

1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и психологических служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются общественными профессиональными объединениями.

Наши рекомендации