Р. Беззаботный – заботливый

Q 1. Радикализм (тенденция мыслить аналитически, свободно) - консерватизм (ригидность);

Q 2. Независимость – стремление полагаться на собственные силы в отличие от людей, которые чувствуют себя зависимо.

Q 3. Обращенность на себя - связан с различными аспектами «Я-концепции» и варьируется от самоуверенности до невротичности.

Q 4. Напряженность – расслабленность.

40.Типы личности по Г. Айзенку.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности - по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

интроверсия – экстраверсия

нейротизм (нестабильность) – стабильность.

Айзенк выделяет 4 группы людей:

1. стабильный интроверт;

2. невротический интроверт;

3. стабильный экстраверт;

4. невротический экстраверт.

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Стабильный интроверт - спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Стабильный экстраверт - лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротический интроверт - тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Невротический экстраверт - ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

41.Развитие экспериментальной психологии в России.

В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии. В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Челпанов подвергает критике мнение Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент.

Совсем другую позицию занял профессор Новороссийского университета (Одесса) Н.Н.Ланге (1858-1921). Именно он в те годы выступал как главный оппонент Челпанова.

Он создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Работы Ланге ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии, которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением.

42.Критика аналитического метода Г.М. Челпанова.

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ(1862–1936), русский философ, логик, психолог.

Последней дореволюционной работой Челпанова Г.И. стала «Об аналитическом методе в психологии», основной задачей которой было разработать теорию субъективного метода в психологии как способа «установления отношения между отдельными психологическими переживаниями» с целью систематизации элементарных состояний сознания. Основная суть которого: от простейших элементов сознания — к простейшим состояниям. Исходность этого субъективного метода заключалась в том, что непосредственному наблюдению приписывалась неопровержимая достоверность. Являясь сторонником экспериментальной психологии Вундта, Челпанов Г.И. пытается интегрировать в аналитический метод в психологии интроспекцию или непосредственное наблюдение. Эксперимент предполагает максимальную объективность получаемой информации о состояниях сознания, основой которой, по мнению Челпанова, является самонаблюдение. В этом и заключается основная критика данного подхода. Психическая организация человека гораздо шире, чем полагал о ней Челпанов, огранивая ее лишь рамками сознания, которое открывается человеку через самонаблюдение. В современной экспериментальной психологии метод самонаблюдения считается слишком субъективным для построения системы объективных доказательств тех или иных психических явлений. Поскольку степень дифференциации и называния психических явлений и состояний у всех разная, что не позволяет распространять полученные результаты исследований на обширную выборку.

43.Моторная теория внимания Н.Н. Ланге.

Теория Н. Н. Ланге — уже собственно моторная. Внимание в ней — не особое состояние сознания, обеспечиваемое двигательным приспособлением организма, но «целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия»

По типу реакции, «улучшающей условия восприятия», Н. Н.Ланге предложил различать три вида внимания, в каждом из которых движение соответствующего типа играет ключевую роль.

1. Рефлективное вниманиепредставляет собой автоматическую настройку органов чувств в ответ на появление какого-либо значимого стимула. Это разнообразные мышечные реакцииорганизма: аккомодация хрусталика, позволяющая приспособить глаз к лучшему видению объекта, рефлекторный поворот головы в сторону источника звука и т. п.

2. Инстинктивное вниманиесвязано с определенной эмоцией,или «инстинктивным влечением», которое встраивается между ощущением и движением. Подобные эмоции вызываются видоспецифичным классом объектов и обычно влекут за собой ряд целесообразных движений. Однако об их цели познающий субъект не задумывается: эти д вижения наследуются им как представителем вида.

3. Волевое вниманиепредполагает, что цель познавательного акта, который предстоит осуществить, заранее известна познающему субъекту, но достижение ее не обеспечено врожденными видотипическими реакциями. Смысл этого акта в том, чтобы придать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Но усилить интенсивность образа можно только за счет движений, единственно доступных волевому управлению.

44.Рефлексы головного мозга по И.М. Сеченову.

Ещё в «Тезисах» к докторской диссертации Сеченов выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению головного мозга.

В Париже в лаборатории члена-корреспондента Санкт-Петербургской академии наук Клода Бернара (1862) Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки.

Опыты были продемонстрированы Сеченовым Бернару, в Берлине и Вене Дюбуа-Реймону, Людвигу и Э. Брюкке. Таламический центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром», а феномен центрального торможения — сеченовским торможением. Статья, в которой Сеченов описал явление центрального торможения, появилась в печати в 1866 году. По свидетельству Чарльза Шеррингтона (1900), с этого момента стало принятой доктриной предположение о тормозящем влиянии одной части нервной системы на другую, высказанное ещё Гиппократом, всеобщему признанию и научности этого предположения Гиппократа мешали представления о необходимости существования для этого всеобъемлющей системы тормозящих нервов, отсутствие которой доказал Сеченов открытием центрального торможения.

В том же году Сеченов опубликовал работу «Прибавления к учению о нервных центрах, задерживающих отражённые движения», в которой обсуждался вопрос, имеются ли в мозгу специфические задерживающие механизмы или действие тормозных центров распространяется на все мышечные системы и функции. Так была впервые выдвинута концепция о неспецифических системах мозга.

45.Условно-рефлекторная теория поведения И.П. Павлова.

Новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей.

Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

46.Рефлекторные механизмы невроза.

Идеи И.М. Сеченова о рефлекторной природе психической деятельности, развитые в учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и работы К.М. Быкова и сотрудников показали, что условно-рефлекторным путем может быть не только вызвана, но и изменена любая вегетативная функция, включая деятельность желез внутренней секреции, системы крови, а также проницаемость клеточных мембран, процессы обмена веществ, терморегуляция и т. д. Так возникло и сформировалось учение К.М. Быкова о функциональных взаимоотношениях между корой головного мозга и внутренними органами (кортико-висцеральная физиология). В дальнейшем было установлено, что с возникновением патологического состояния коры головного мозга развиваются висцеро-вегетативные расстройства. В общей патологии возникло новое направление — кортико-висцеральная патология, развивавшее представление о кортико-висцеральном генезе весьма многочисленной группы заболеваний человека, являющихся объектами психосоматической медицины.
Кортико-висцеральная теория позволила существенно продвинуться в понимании этиопатогенеза не только многочисленной группы функциональных заболеваний внутренних органов (секреторные расстройства отделов желудочно-кишечного тракта, желудка, печени, кишечника, поджелудочной железы, эндокринные расстройства типа сахарного диабета, тиреотоксикоза, импотенции и т. д.), но и болезней с органическими проявлениями (язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, атеросклероз, гипертоническая и гипотоническая болезнь, стенокардия, бронхиальная астма, инфаркт миокарда).
Принципиальный вклад в понимание структуры организма и различных аспектов его жизнедеятельности внес П.К. Анохин, сформулировавший в 1935–1970 гг. концепцию функциональных систем, согласно которой формирование и жизнедеятельность организма как системы происходит в процессе реализации его биологической программы при постоянном корригирующем влиянии среды. «Вопрос о соотношении физиологического и психологического является достаточно сложным для научного разрешения, но его изучение чрезвычайно важно для психосоматической медицины, для сближения интересов физиологии, психологии и медицинской практики».

47.Объективная психология В.М. Бехтерева.

В.М.Бехтерев (1857 - 1927) психиатр, психолог и неврапатолог. В 1885 году открыл при клинике Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии. В 1894 году открыл аналогичную лабораторию при военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Психиатрию и объективную психологию он включил в круг наук о мозге. для которых предложил термин “психоневрология”. Он хотел объединить различные разделы неврологии: нейрохирургию, нейропатологию, физиологию и психологию. В первый период своей деятельности он использовал объективные приемы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде он создал объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предложил новую систему понятий и новую терминологию. Психологическую деятельность он рассматривает как рефлекторную: внимание – рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность – симводические рефлексы и т.д. В 1907-1912 гг. выходит “Объективная психология”. В третьем периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии. Он сделал вывод о том, что именно соотносительная деятельность (совокупность сочетательных двигательных рефлексов). Он также развивал теорию социальной обусловленности поведения в “Коллективной рефлексологии”. Задачей коллективной рефлексолдогии было изучение способов и появления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Бехтерев эволюционист и материалист, но он скатывался в сторону механицизма и энергетизма.

48.Учение о доминанте А.А. Ухтомского.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе».

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

49.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы». Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.

50.Человек, как предмет познания по Б.Г. Ананьеву.

Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический” и в свое время явился новым словом в отечественной психологической науке. Этот подход предполагал системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека.

Уровни и стороны при характеристике человека (см. рис.1 и рис.2).

Рис. 1. Уровни характеристики человека Рис. 2. Стороны характеристики человека

Единство онтологии и генезиса в данном случае раскрывается в том, что каждый выше расположенный уровень возникает в условиях ниже расположенного, на его основе, включает его в себя, зависит от него и оказывает на него влияние. Причём главный механизм развития - это различные противоречия. (В частности, у Н.А. Некрасова: «Суждены нам благие порывы, /А свершить не дано ничего...»).

Следствия из этого: человеческих индивидов больше, чем личностей, а личностей больше, чем индивидуальностей. Слово «индивид» многозначно. Будем иметь в виду только те значения, которые учитывают биологическую природу человека. Индивид - это: а) отдельный представитель вида, б) особенное в нём («особь»), в) животный организм.

Многозначность слова «личность»: а) отдельный человек, б) особенное в нём, в) социальность человека, г) социальность, личное своеобразие и субъектность человека - как уровни интеграции его социальной природы. Многозначность слова «индивидуальность»: а) отдельный человек, б) единичное в нём, в) конкретность человека: его разноуровневость и разносторонность.


Наши рекомендации