По дороге в детский сад. и не только
—Сейчас мы придём из садика, я тебе налью вкусного супчика... Пашенька строго смотрит на маму:
—Только давай сегодня обойдёмся без скандалов.
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Особенно если выйти чуть раньше и идти чуть подольше. Можно поговорить, каким будет день и куда бежит во- он та рыжая собачка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике... А можно легко и непринуждённо проводить маленькие, но очень нужные уроки по правилам безопасности.
Предлагаем вам два варианта. Выбирайте, какой удобней для вас и вашего настроения.
Вариант первый. Приключенческий
Дети по утрам любят ходить неторопливо, по- хозяйски оглядывая слегка изменившийся за ночь мир. У них совсем иной отсчёт времени, и то, что для нас,- всего лишь дорога, в детском воображении может превратиться в большое путешествие.
Скажите ребёнку, что сегодня вы- исследователи (туристы, путешественники, экстремалы) и ваша задача – невредимыми добраться до намеченной цели. А значит, вам надо быть очень бдительными: разглядеть- заметить- преодолеть все опасности, все ловушки и капканы, которые встретятся по пути. Такой заход мигом разбудит детское воображение, и ребёнок будет уже не просто шагать рядом (и глазеть по сторонам), но и думать, охотно отвечать на ваши вопросы, задавать свои.
Варианты. Вы можете распределить роли: малыш - опытный путешественник, а вы - новичок. Новички ничего толком не знают и вечно всё путают. За ними нужен глаз да глаз! Малыш с удовольствием возьмёт над вами шефство, будет предупреждать, следить, опекать. Он почувствует себя важным и нужным человеком, без которого вам в пути не обойтись (а это и приятно, и полезно: учиться отвечать за кого- то). Когда надо переходить дорогу, «по ошибке» вы направитесь не к «зебре» (или подземному переходу), попытаетесь обойти автобус спереди, а трамвай сзади. Если ребёнок присоединяется к вашим глупостям, то вы теперь точно знаете, на что обратить внимание в ближайшее время, изучая технику безопасности.
Вы можете идти совсем другой, непривычной дорогой (прокладывать новый маршрут). Ребёнок поучится ориентироваться в пространстве, искать знакомые ориентиры, останавливаться и наблюдать, чтобы не заблудиться. (По дороге из детского сада делать это ещё полезнее: ребёнок должен знать дорогу к дому, причём не одну.)
А если вы ещё и назначите его главным в вашей связке, а сами превратитесь в новичка, в первый раз идущего этим маршрутом, обучение и закрепление правил безопасности пойдёт ещё быстрее.
Вариант второй. Ситуативный
Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы выучить или повторить с ребёнком всевозможные правила безопасности. Все сразу правила выучивать и повторять, конечно, не стоит, действуйте по ситуации. Вот бежит собачка - вы вспомнили, обсудили- повторили, можно ли махать палкой перед носом собаки. Проходите мимо неизвестной огромной лужи - измерьте палкой её глубину (смотри, под водой какая глубокая яма, просто провалиться можно!). Подошли к дороге: «Дай мне руку, я что- то забыла, как надо через дорогу переходить...» Малыш увидел на доме знакомую цифру: «Четыре!» - кричит. «Правильно. А у нас какой номер дома? А улица?»
Детвора - народ импульсивный, воспользуйтесь и этим. Вы идёте через скверик, и ребёнок вдруг делает скачок в сторону и лезет на дерево. Причём не обращает внимания, что нижние ветки подозрительно тонкие или сухие. Вместо того чтобы кричать «нельзя! ты куда полез!»- уцепитесь сами за сухую ветку. Пусть полюбуется, как она сломается, как вы рухнете на землю. И пусть это будет немножко понарошку, но маленький человек увидит наглядно, чем опасны сухие ветки, почему сначала надо подумать, как себя подстраховать.
Не старайтесь сделать (и выучить) всё сразу. Если малышу надоела ваша игра - не навязывайте. Каждый день, понемногу, «цепляясь» за случай - и результаты не заставят себя ждать.
Играйте. Обращайте внимание на то, что ребёнок НЕ знает. Чтоб поупражняться в следующий раз.
Что необходимо знать ребёнку- путешественнику:
· свой адрес; •■
· домашний номер телефона;
· номера телефонов мамы и папы;
· как переходить дорогу;
· как не свалиться в яму и как преодолевать другие препятствия;
· как позвать на помощь.
Почему нельзя:
· садиться в машину без родителей;
· пойти с незнакомым человеком;
· брать у незнакомцев угощение;
· ходить по безлюдной дороге, даже если это ближе, чем в обход.
Чем опасны:
· канализационные люки;
· железные заборы с острыми пиками наверху;
· стройки;
· бомжи, алкоголики и другие сомнительные люди;
· тёмные улицы;
· вода подо льдом.
Как вести себя:
· при встрече с животными;
· если ты потерялся;
· к кому можно и к кому нельзя обратиться (не к любому прохожему! подойти к ларьку, где несколько продавцов, к милиционеру);
· когда к тебе пристают (надо кричать: «Нет, ты не мой папа, нет!», «Не трогай меня, ты чужой... я с тобой не пойду!.. Нет!», «Нет, ты не мой брат! (сестра, мама, дедушка...)».
Этот список вы можете дополнять и расширять. Вы можете завести тетрадь (или файл в компьютере) и отмечать в ней, что пройдено, что повторено, что ещё предстоит узнать.
Как вы уже поняли, так можно играть (и заниматься) не только по дороге в детский сад, а в любой дороге.
Отправляясь в большое путешествие в неизвестное место, вам надо договориться:
1. Если потерялся (в большом магазине, например), стой на месте и жди: я тебя обязательно найду. С ребёнком постарше вы можете заранее решить, где вам встретиться, если вдруг потеряетесь. Просто, входя в магазин (или в кинотеатр, или в торговый, игровой центр), обратите внимание: «Вот главный вход, у этих дверей...», «Посмотри: в центре зала фонтан, если что - жди меня здесь...» 2. Не верь, если незнакомый человек скажет: «Пойдём со мной, вон там тебя мама ждёт, я отведу...» - с ним можно пойти? А если скажет, что «мама велела»? Проигрывайте заранее разные ситуации, в которые может попасть ребёнок. Вооружённый таким опытом, он не испугается, не растеряется. Он сможет вести себя грамотно.
Давно замечено: чем больше вариантов неприятностей проиграно - тем меньше встретится их в жизни ребёнка.
Гриша очень обижался, когда мама повторяла ему одно и то же всё время. Чуть ли не до слёз, он ведь уже в школу пошёл, а она ему, как маленькому, каждый день одно и то же: «На колодцы не наступай, из двора не выбегай...» Мама сама уже видела, что эти повторения не на пользу, мальчик считает, что они его унижают, и, может быть, в какой- то момент он из вредности сделает именно так, как нельзя.
А ведь так просто было сделать эти правила интересными:
· вместе сочинить «песенку безопасности»;
· сделать так, чтоб он сам эти правила внушал маме;
· попросить его повторить эти правила кому- нибудь из младших соседей;
· нарисовать картинки- правила и повесить их на холодильнике (или отнести в школу на выставку);
· и многое- многое другое, что способны придумать родители вместе с ребёнком.
МИНИ- ТЕСТ НА «ПОТЕРЯУСТОИЧИВОСТЬ»
Важно не только учить, но и убедиться в том, что ребёнок всё это запомнил и может вести себя в соответствии с выученными правилами.
«Потеряйтесь» в магазине и понаблюдайте, как малыш будет себя вести. Не доводите, конечно, его до отчаяния и, если видите, что совсем растерялся, срочно «найдитесь». Но в идеале ребёнок должен сделать всё, чему научился от вас: не бегать, не паниковать, а отойти в сторонку (но не уходить от этого места далеко) - и стоять и ждать. Или (если ребёнок старше шести лет) сориентироваться и подойти к месту встречи, о котором вы заранее договорились. И тоже ждать.
Хорошо, чтобы у него был мобильный телефон, но и кроме этого, чтобы он знал свой и ваш номер наизусть - если, потеряв телефон, придётся звонить с чужого.
Проверьте, как реагирует он на уговоры посторонних людей. Можете даже заранее договориться с кем- то (кого ребёнок не знает), чтоб чужой человек (добрый, симпатичный, располагающий к себе) пособлазнял его, пытаясь увести куда- то.
Совет:Не таитесь долго. И не проводите сразу две проверки (и теряться самой, и тётенек насылать). Ваша задача - не перепугать ребёнка, а научить его на практике пользоваться усвоенными знаниями. Не прошедший «тестирование» (закалку на прочность) ребёнок может сильно испугаться и запаниковать. А вот маленький стресс (и маленький первый испуг, который он сумеет победить, когда поймёт, что мама потерялась, он остался один) только пойдёт на пользу.
Если ребёнок сделал всё правильно - оцените это по заслугам, наградите, расскажите, вернувшись домой, как мужественно он вёл себя. Как правильно он себя вёл! Этот миг победы над страхом поможет ребёнку выйти победителем и из куда более сложной ситуации.
Глава 8
ЧЕМУ НАУЧИТ СНЕЖНАЯ ГОРКА
Идёт наша дочка из садика и жалуется:
—Я сегодня даже на качелях не покачалась. Все качались, только мне не давали...
—Так много желающих было?
—Мно- ого! (Начинает похныкивать.) Целая очередь. Все стояли... стояли...
—А ты бы тоже в очередь встала...
—Кончилась очередь! Мне даже очереди не хватило!!!
Во дворе нашего детсадика залили горку. Причём по всем правилам: ровную, широкую, с длинным пологим скатом. На ней ни колдобин, ни трамплинчиков - как раз для малышей. Теперь родители платят ежевечернюю дань: детки не желают уходить домой, пока вволю не накатаются. У горки вечерами всегда людно. Малышня катается, взрослые стоят- ждут- уговаривают. То одна, то другая мама не выдерживает (мороз, холодно, да и некогда, как всегда) и, выдернув детку из общей кучи, уводит (или уволакивает - у кого как).
Интересное место - ледяная горка. Здесь отношения взрослый- ребёнок как на ладони. Здесь можно понять и то, насколько родители понимают ребёнка, и как умеют договариваться с ним, и насколько у ребёнка родители в авторитете.
Здесь каждый ребёнок сосредоточен в первую очередь на себе, на своих внутренних ощущениях, и потому спонтанно выдаёт те самые реакции, которые в другое время, может быть, и сдержал бы. Мамы, кстати, тоже выдают, и тоже спонтанно. В основном - замечания.
Все замечания, которые обрушиваются на детские головы (и успешно пролетают мимо ушей), можно поделить на две группы: социально- адаптационные и воспитательно- карательные. (Да простят нам психологи эти произвольные термины!)
Первые явно предназначены не для детей - для взрослых, которые стоят рядом.
— Ты зачем её за руку тянешь, так нельзя!
— Не сиди на ступеньках, Вика, видишь, сколько народу ждёт! (По правде говоря, мелкий народец ждать не намерен и лезет на горку со всех сторон, кому как удобнее. Вика им нисколько не мешает.)
— Катя, осторожнее! Съезжай медленно, смотри, внизу дети!
— Алёша, не лезь! Сначала надо девочку пропустить! Алёша!!!
- Лиза, малышам уступать надо, ну разве так можно!
Лиза не слышит, Алёша девочку пропускать не желает, Катя, ясное дело, скатываясь, не сможет притормозить. Апофеозом всего становится фраза: «Не визжи! Ты мешаешь. Разве можно так громко кричать?!»
Пожалуй, мамы и бабушки втайне понимают сами, что слова их - только слова, и говорят- то их, в сущности, не для детей, а друг для друга (так принято?). Словно соревнуются, кто воспитанней и культурней. Этакая компенсация за «недо- воспитанность» ребёнка; мол, я понимаю, что моя детка неправильно ведёт себя... Не подумайте чего, я хорошая мама, я исправляюсь, я культурная, ну честное слово!!!
Второй блок замечаний несколько иной. Они выдают искреннюю родительскую обеспокоенность: как бы не вышло чего. Как бы дитя не споткнулось, не грохнулось, не разбило себе нос.
— Оля! Оля- а- а! Не стой наверху, слазь, тебе говорю... свалишься...
— Павлик, не смей так кататься, упадёшь!
Вот две девочки сцепляются и едут «лежачим паровозиком». И тут же две мамы хором кричат:
- Ты куда лёжа едешь, куда!!!
- Сию минуту прекрати, сколько тебе говорить!
Родители на самом деле волнуются, как бы не вышло чего...
И почему- то не замечают, что выходит- то как раз из- за них.
Девчушка съезжает вприсядку и боком, перепуганная бабушка кричит: «Оленька, осторожнее! Я кому говорю... О- о- оля! Ты меня слышишь?! Оля... сейчас упадёшь!» Оля слышит, оглядывается и тут же теряет равновесие - бац! - падает. (Оглушительный рёв.)
Вот мальчишка пробует прокатиться стоя. Раз у него получилось, а потом резво вмешалась мама: «Илья! Сядь сейчас же! Не смей!!!» Илья спотыкается и валится в рыхлый снег. Благо, окрик сразил его в самом низу.
Некоторые родители, наоборот, подначивают своих, по их мнению, слишком осторожных детишек.
Я думаю, если бы озабоченные мамы и прочая родня перестали так заботиться о безопасности детей, то и неприятностей, и ушибов было бы наамного меньше.
Ребёнок знает, на что он способен
Если присмотреться, легко увидеть, что дети лезут на горку по- разному и по- разному скатываются с неё. Как умеют и как понадёжнее. На корточках, например, ребёнок поехать не рискнёт, пока не освоит катание «на пузичке» и «на попе». И в кучу не полезет за просто так. У детей прекрасно действует инстинкт самосохранения. Каждый ребёнок знает, на что он способен, знает свой предел, и переходят его лишь самые бесшабашные и самые пугливые дети. Но и им одёргивания и бесконечные замечания пользы не принесут. Наоборот.
Нужно не дёргать ребёнка, а дать ему освоиться на горке!
А если вы хотите предостеречь, то скажите, как надо с горки съезжать, а не как нельзя. Так понятнее малышу.
«Не опускай голову! Серёжа, голову не опускай!» - твердит, как заведённая, мама. А что, ведь действительно сапожком въедут.
Вопрос для родителей: а как лучше сказать, чтоб ребёнок услышал? Правильно: «Серёжа, подними выше голову!» А если он не послушался вас и опять носом около льда? Правильно, вы отводите в сторонку и говорите: «Посмотри на Алёшу, вот молодец! А ты так умеешь? Я знаю: умеешь! Ещё выше можешь? Вот это да- а- а! Молодец!»
Опасаетесь за ребёнка? Прокатитесь вместе, хотя бы пару раз. Вы покажете, как надо залазить, как надо съезжать. Тогда вы действительно притормозите торопящегося ребёнка, ободрите и поддержите (морально) слегка перепуганного малыша... Маленькие дети пока не умеют мысленно рассчитывать (прогнозировать) свои действия, и им часто нужен наглядный пример. А не указка: «Всё, раз не слушаешься, больше кататься не будешь!»
Это не значит, что вы запустили ребёнка на горку и стоите помалкиваете. Несмотря ни на что. Понаблюдайте - и вы получите полезную информацию для размышления. Вы узнаете много интересного о ребёнке и о себе.
Чем полезна горка
Обычно мы не думаем, как передвигаемся по земле. Нам не надо задумываться о том, как сгибается нога, как поставить стопы, как движутся руки, как координирует тело свои движения, чтобы не упасть.
На ледяной горке движение совсем иного рода. Это не шаг, не бег, а скольжение. В обычной жизни ни дети, ни взрослые так не ходят. Тут надо полностью контролировать своё тело, каждый взмах или жест, и это совсем иной букет чувств, свежих, изначальных. Мы будто заново ощущаем своё тело, чувствуем слитность и согласованность с ним. Энергичное скольжение - это и профилактика застойных явлений (например, в ногах), и выход энергии (через те же ноги), и контакт с Землёй. Ведь чтобы не свалиться кулём, надо ощутить, прочувствовать и себя, и то, что под тобой, - опору, буквально - почву под ногами. И этот тесный контакт очень важен. Это и разгрузка (уход в себя, в свои внутренние ощущения), и чувство единения - Земля вновь ощущается как опора, как поддержка, как то, без чего мы не можем обойтись.
Такие ощущения, почти забытые, из очень раннего детства, вновь возвращаются, когда мы стремительно скользим вниз - по ледяной горке. По Земле...
На что вам стоит обратить внимание, пока стоите рядом: