Рекомендации педагогам и родителям
» Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
* Обучать культуре запоминания.
* Учить вспоминать последовательность событий.
* Учить использовать при запоминании мнемотех-нические приемы.
* Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
* Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
* Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
* «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
* «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
» «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
Занятие 1
3.1. «Пирамидка»
Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.
Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.
Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.
3.2. «Актер»
Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями.
Описание задания. Психолог рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.
3.3. «Дорисуй фигуры»
Цель: развитие целостности восприятия.
Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур (приложение 6).
Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение I, упражнения 1—3.
3.5. «Шапка-невидимка»
Цель: обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное.
Описание задания. Психолог: «Представь, что у меня в руках шапка-невидимка. Когда шапка окажется на твоей голове, ты станешь невидимым и сможешь расслабиться, делать, что хочешь. Если шапки нет на твоей голове, ты должен сильно испугаться». Игра проводится 5—6 раз.
Занятие 2
3.6. «Пирамидка»
Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.
Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колеи разных цветов.
Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. Следующий этап — психолог показывает кольцо красного цвета и просит ребенка показать в комнате какой-нибудь предмет такого же цвета. Можно предложить ребенку вспомнить, что еще бывает красным. Далее психолог поочередно показывает остальные кольца, просит показать в комнате предметы такого же цвета и вспомнить, какие предметы имеют такой^же цвет.
3.7. «Форма»
Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму.
Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.
Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.
3.8. «Дорисуй фигуры»
Цель: развитие целостности восприятия.
Дидактический материал: лист с изображением половин рыбы и стрекозы (приложение 7).
Описание задания. Ребенку предлагается дорисовать вторую половину рыбы и стрекозы.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение I, упражнения 4—6.
3.10. «Качели»
Цель: обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального состояния в противоположное, приемам саморегуляции.
Описание задания. Ребенок забегает в темную комнату, «пугается», напрягается. Затем выбегает из комнаты на свет — расслабляется, улыбается. Игра проводится 6—7 раз.
Занятие 3
3.11. «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй -расческа без зубчиков, на третьей — машина без колес, на четвертой — рыба без плавников.
Описание задания. Ребенкупредлагается поочередно каждая карточка, и психолог спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»
3.12. «В нашей группе 100 ребятишек»
Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений.
Описание задания. С детьми разучивается текст, который исполняется нараспев.
Дети выносят правую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая правой рукой по правому бедру.
Выносят левую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая левой и правой рукой победрам.
Выставляют правую ногу вперед и, пропевая текст, притопывают правой ногой и похлопывают руками по бедрам.
Выставляют левую ногу вперед и, пропевая текст, притопывают ногами и похлопывают руками по бедрам.
А в нашей группе
Ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правая рука!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левая рука!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучаютникогда! Правая нога!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Группе.
Они играют, они смеются Ине скучаютникогда! Левая нога!
Должны одновременно звучать текст и выполняться все движения.
3.13. «Снежинки»
Цель: развитие пространственных представлений.
Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки» (приложение 8).
Описание задания. Ребенку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребенок должен называть признаки кружочков, которые соединяет.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.
3.15. «Погладим котенка»
Цель: развитие движений кистей рук, фантазии.
Описание задания. Ребенок гладит воображаемого котенка и описывает его (мягкий, пушистый, рыжий, маленький и т.д.).
Занятие 4
3.16. «Что нарисовано?»
Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Дидактический материал: набор карточек (4—10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.д.
Описание задания. Психолог поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.
3.17. «В нашей группе 100 ребятишек»
Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движения.
Описание задания. Сначала с детьми повторяется разученная на предыдущем занятии часть игры: задание 3.12.
Далее с детьми разучивается продолжение игры.
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правое плечо!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левое плечо!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Голова!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Язык!
Дети выставляют правое плечо вперед, делают им вращательные движения и, про-певая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.
Выставляют левое плечо вперед, делают им вращательные движения и, пропевая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.
Наклоняют голову вперед, кивают головой и, пропевая текст, делают вращательные движения плечами, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.
Высовывают языки и пытаются пропеть текст, делая вращательные движения плечами, притопывая ногами, похлопывая руками по бедрам.
Должны одновременно звучать текст и выполняться все движения.
3.18. «Снежинки»
Цель: развитие пространственных представлений.
Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки» (приложение 8).
Описание задания. Задание усложнено: нужно соединить все одинаковые кружочки между собой.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 1—3.
3.20. «Кляксы»
Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
Материал: большой лист бумаги, гуашь.
Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать пальцами все, что он захочет.
Занятие 5
3.21. «Определи звуки»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Дидактический материал: картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.
Описание задания. Психолог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар — шуба, петух — пуговица, нож — ночь, цветы — цыпленок, самолет — сапоги, машина — молоко, туфли — трава, яблоко — ягода, ложка — лампа, лошадь — лимон.
3.22. «В нашей группе 100 ребятишек»
Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений.
Описание задания. Игра проводится полностью, как в задании 3.17.
3.23. «Точки»
Цель: развитие ориентирования в пространстве.
Дидактический материал: лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (приложение 9).
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешьпомочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому»,
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 4—6.
3.25. «Пантомима»
Цель: развитие воображения и творческих способностей; снятие эмоционального напряжения.
Описание задания. Ребенок жестами, мимикой, звуками изображает какое-либо животное. Психолог должен отгадать задуманное ребенком животное. Игра проводится 2—3 раза.
Занятие 6
3.26. «Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.
Описание задания. Передребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.
3.27. «Найди свой цвет»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.
Описание задания. Повсей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде
психолога «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4—5 раз.
3.28. «Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
Описание задания. Психолог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку.
Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).
И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете — На поляне, на опушке. Мы — зеленые ... (лягушки).
За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках — иголки. Что же это — ... (елки).
Очень ласковый и чистый,
Лапой моется пушистой,
Если пустит когти в ход,
Страшный зверь — домашний ... (кот).
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение3, упражнения 7, 8.
3.30. «Угадай»
Цель: повышение эмоциональноготонуса, возможности активного самовыражения;развитие воображения.
Описание задания. Психолог с помощью мимики и движений изображает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать название предмета. Затем психолог и ребенок меняются местами.
Занятие 7
3.31. «Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых должны быть пуговицы, одинаковые по цвету, форме, величине.
Описание задания. Ребенку предлагается выбрать из всего набора пуговиц сначала одинаковые по цвету, затем — одинаковые по размеру, форме.
3.32. «Регистр»
Цель: развитие координации слухового и моторного анализаторов.
Дидактический материал: детское пианино или металлофон.
Описание задания. Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высоким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку игру. Когда он нажимает клавиши верхнего регистра, ребенок должен лечь на коврик, когда нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок — ходит, бегает, выполняет любые движения. Игра проводится 5—6 раз. Далее психолог и ребенок меняются местами: ребенок нажимает на клавиши, а психолог выполняет движения.
3.33. «Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
Описание задания. Психолог загадывает загадку, ребенок должен ее отгадать.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все упражнения.
3.35. «Послушай, что за окном»
Цель: обучение способности концентрировать внимание ia слуховых сигналах.
Описание задания. Попросить ребенка сконцентрировать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребенок должен перечислить услышанные звуки.