Когда лучше делать домашние уроки?
Все сегодня, наверно, уже знают об индивидуальных биоритмах. Обычно людей с активностью, приходящейся на утренние часы, называют «жаворонками», а если на вечерние — то «совами». Возможно, вы сами «сова» и, приходя с работы, еще полная энергии, делаете что-то по дому, смотрите допоздна телевизор, читаете и, естественно, в это же время хотите помочь ребенку. Но совсем не обязательно, что это лучше для него. «Жаворонки» эффективнее работают утром. Возможно, лучше, чтобы, приходя из школы, ребенок отдыхал, а утром до занятий интенсивно делал домашнее задание, причем независимо от того, в первую или во вторую смену он учится. Индивидуальный стиль работы касается также и эффективных способов обучения. Вы наблюдаете ребенка каждый день. Можете ли вы сказать, какой вид памяти у него наиболее развит (зрительная, моторная, слуховая) и т. д.? Именно на этот вид и надо опираться при заучивании материала. Для одних наиболее эффективным способом является чтение вслух. Для других — использование наглядных образов — схем, диаграмм, рисунков, таблиц.
Вспоминается один случай из собственной школьной жизни. Меня поразила одноклассница, показав «рисунок» для запоминания стихотворения А. С. Пушкина Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя... Благодаря такому способу она запоминала не только стихотворения, но всю основную информацию Неудивительно, что обладательница ярко выраженной зрительной памяти стала архитектором. В какой последовательности делать задания? Классическая схема — начинать нужно со сложного, трудного материала, пока голова свежая, а заканчивать — более простым и легким. К этому принципу стремится и все школьное расписание, ведь первые уроки — математика, физика, русский язык — те, что считаются основными в школьном курсе. Затем менее сложные для усвоения — биология, география, литература и т. д. Только имейте в виду, что речь идет не о трудности вообще, которой не бывает, а о том материале, который сложен именно для вашего ребенка. От трудного к легкому — это вообще хороший способ планирования и структурирования времени, особенно для очень занятых людей.
Но и здесь не может быть абсолютно верных рекомендаций и советов, пригодных для всех детей вообще. Почему бы не создать дома условия, подходящие именно для вашего ребенка? Посмотрите, как «врабатывается», входит в новую деятельность ребенок. Нужно ли ему некоторое время для того, чтобы втянуться в новую работу, перестроиться с того, чем он только что занимался? Если он плохо переключается с одного вида деятельности на другой, то ему нужно начинать делать уроки с более простого материала, а затем переходить к сложному. Это же бывает полезно и эмоционально возбудимым детям, особенно чувствительным к неудачам: если не дается сложный материал, ребенка бывает трудно вернуть к домашнему заданию вообще. Но когда шаг за шагом он успешно справляется с работой, переход от простого к сложному для него остается незамеченным. И еще несколько слов о стиле занятий. Обычный школьный график: 45 минут работать, 10—15 минут отдыхать, то же рекомендуют и для домашних заданий. Однако энергичных и работоспособных ребят это не очень устраивает. Для них легче позаниматься подольше и побольше, а затем отдыхать. В любом случае, подбирая стиль работы для своего ребенка, вы должны помнить о трех критериях: хорошее самочувствие ребенка, доброе отношение к школе и продуктивность обучения.
С друзьями о родителях
Ребенок ходит в школу не только для того, чтобы учиться. Друзья, одноклассники, счастливое свободное время после уроков значат для него порой гораздо больше, чем получаемые знания. Как вы думаете, обсуждают ли дети между собой поступки родителей? Конечно же да. И естественно, что такое изменяющее жизнь событие, как развод, оказывается в центре внимания детей.
Маленький ребенок может рассказать достаточно интимные подробности о жизни родителей — как мама с папой дерутся и ругаются — взрослому, который расположит к себе и будет ласково расспрашивать ребенка. Поэтому бабушки так быстро могут узнать в неприглядных подробностях все о взаимоотношениях папы и мамы. Учитель начальных классов, пользующийся любовью своих учеников, оказывается в курсе того, что вы ему совсем не собирались рассказывать. Ругать ребенка бесполезно, у него еще не сформированы представления о том, что можно и чего не следует рассказывать чужим людям о «тайнах» семьи, о чем лучше помолчать. Поделиться своими переживаниями, внутренним неприятием ситуации становится проблемой в подростковом возрасте. Естественно, многие подростки носят свои проблемы в себе. Но есть и такие, кто обсуждает их в своих компаниях, с близкими друзьями. В полной мере используются крайние оценки, так свойственные этому возрасту. Проявляя критическое отношение к прежним авторитетам, подросток прежде всего начинает оценивать своих родителей. Им трудно быть откровенными в своей семье. Хотя, конечно, искусство взрослого человека как раз и состоит в том, чтобы не потерять доверительных, теплых отношений со своим ребенком-подростком. Несдержанное, резкое, эмоционально неустойчивое поведение ранее милого, спокойного ребенка не должно вас сбивать. Нужен такт, внимание, терпение.
Не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от колючего, агрессивного подростка. Обязательно обсудите дома ваше новое состояние после развода. Расскажите о своих чувствах и расспросите ребенка. Конечно, не исключено, что вы услышите в ответ: «Отстань! Не твое дело, не хочу говорить! Мне все равно!» Но это не так, просто вы еще не подобрали нужных слов. Ища поддержку и не находя ее в семье, ребенок может обратиться к авторитетному для него взрослому — любимому учителю или тренеру спортивной команды. Хотя это случается довольно редко. Если вам известно, кого считает ваш ребенок человеком, умеющим во всем разобраться и помочь ему, то хорошо бы, чтобы вы встретились с ним и обсудили, как помочь подростку преодолеть кризисное состояние.
«Период бури и натиска»
Педагоги, родители, социологи — все соглашаются с тем, что самым трудным, критическим, как в развитии личности, так и в воспитательном плане, является подростковый возраст. Это связано с половым созреванием, гормональным всплеском, переходом от детства к взрослости и становлением «Я». Вчерашний ребенок в ходе бурного роста, вследствие психофизиологической перестройки становится резким, агрессивным, глубоко ранимым и чувствительным. Нередки и такие эмоциональные реакции, как чувство тревоги, повышенная возбудимость, утомляемость, обидчивость.
Многие не принимают изменений своей внешности, начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, недостаточно красивыми, у них снижается самооценка, ухудшается настроение. В школе в подростковый период возникает масса проблем — снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, прогулы школьных занятий, конфликты с учителями и ребятами в школе, драчливость, озлобленность, упрямство.
К сожалению, период взросления иногда сопровождается асоциальными выпадами — ребенок может уйти в плохую компанию, начать сквернословить, курить. Возможны и такие неприятные неожиданности, как подростковый алкоголизм, наркомания, воровство, чрезмерная сексуальность, побеги из дому. У подростков возникает критическое отношение к прежним авторитетам, и в первую очередь к родителям. Если мама раньше была самая красивая и умная, то теперь у нее появляется масса недостатков, не так уж она и хороша. Марк Твен образно описал эти изменения: «В 15 лет я удивлялся глупости моего отца, а в 25 был поражен тем, насколько поумнел мой отец за эти годы!»
Естественно, в разведенной семье подростковый кризис накладывается на кризис семьи. Польский ученый М. Казакевич, эксперт ЮНЕСКО по делам воспитания и просвещения, подчеркивая ошибки родителей, дает 10 «вредных советов» — как совершить максимально возможное количество педагогических ошибок.
1. Сделайте своего ребенка центром внимания.
2. Позволяйте ему все, что придет в голову.
3. Исполняйте все его желания.
4. Будьте готовы к любым жертвам ради него. «Полезно» вести себя и немного иначе.
5. Ни от чего не отказывайтесь ради него.
6. Не выполняйте самых необходимых просьб и желаний.
7. Когда к нему придет первая любовь, ... снабдите его набором противозачаточных средств и заверьте: «если что», он может рассчитывать на финансовую и другую поддержку для ликвидации последствий романа.
8. Когда заметите, что он влюбился, потребуйте порвать с девушкой под угрозой изгнания из дома.
9. Устройте скандал девушке и ее родителям, требуя, чтобы она «отцепилась» от сына.
10. Окружите сына надзором — перехватывайте письма, проверяйте карманы и портфель в поисках следов запрещенной любви. И если вы воспитываете сына по любому из этих вариантов, то после 15—18 лет он почти наверняка обретет много проблем в школе и общении с вами.
Двадцать лет спустя
Итак, дорогие читатели, наше общение приходит к концу. Но прежде чем расстаться, скажем несколько слов о тех неприятных сюрпризах, которые жизнь может преподнести вам и вашим детям позже. Трудно бывает заглянуть в будущее. Но оно всегда манит нас. В детстве мы с радостью мечтаем о том, что с нами будет через несколько лет. Но чем старше человек, тем менее утешительными становятся прогнозы. Однако как бы то ни было не стоит забывать, что будущее — это результат настоящего. И главное сейчас — не почувствовать себя и своих детей жертвами обстоятельств. Те, кому в детстве, особенно раннем, пришлось пережить развод родителей, имеют в своей будущей судьбе схожие черты и проблемы. Известно, например, что дети разведенных родителей чаще других сами становятся жертвами развода. Это, конечно, не фатально, но есть о чем задуматься. «Вы понимаете, что, не научившись выбирать, он женится на первой попавшейся девочке, на которой остановится взгляд?» — спросили мы маму, длительно игнорировавшую свои родительские обязанности по отношению к сыну-подростку, после того как она завела новую семью? «Господи, да ведь и со мной же так было», — ответила она, не представляя себе других путей завязывания отношений.
Бывает и наоборот: наскоро создав семью, без любви и настоящего интереса друг к другу, молодые люди под страхом возврата в родительский дом продолжают жить вместе. Стоит задуматься о судьбе их собственных детей, с самого начала живущих не на своей территории. Еще одно долговременное последствие развода родителей — неприятие и трудности в общении с лицами противоположного пола. Почему такое происходит, и как изменить ситуацию?
Идти по проторенному пути всегда легче, чем самому прокладывать дорогу. Сила инерции, склонность детей повторять своих родителей, подражать им, иногда неосознанно, как в хорошем, так и в плохом, — вот одна из причин разводов. Развод уже воспринимается как нормальный естественный способ выхода из кризиса.