Иконография праздничного образа
Школа прп. Андрея Рублёва. Х1Ув.
Тайная Вечеря.
|
Пропорции 4:5
hф Спасителя = hф апостолов
Вознесение Господне.
| |||
|
ПРИМЕР ИЗУЧЕНИЯ ИКОНЫ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ
И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г.
Окруженная свечением вечности представлена таинственная процессия, ведущая святую Марию в храм. Чудесно соединяются вместе ее начальный и конечный пункты – слева в виде прекрасных башен встает покинутый дом Иоакима, а справа подымается стройный Иерусалимский храм. Они соединены стеной и велумом. Слиты воедино и все действия, происшедшие на этом пути: еще идут, выходя из дома, девы, ступают Иоаким и Анна, но уже пришла в храм, достигла цели и спокойно стоит Мария, встреченная св. Захарией. Серьезны, спокойны и светлы лики всех участников события, размышляющих над светлой тайной, и открывшаяся им радость пронизывает собой все произведение.
Поучение праздника.Пример Богоотец Иоакима и Анны, посвятивших Богу свою дочь с юных лет, учит родителей-христиан с ранних лет начинать воспитание детей в благочестии. Раннее сближение детей с Божественными и священными глаголами Церкви делает их особенно родными сердцу на всю жизнь (см.лит.16).
Богословие праздника.Тема храма в богослужении праздника Введения указывает на тему Церкви как Тела Христова, где 3 части храма символически уподобляются 3 ступеням духовной жизни: очищению, просвещению, приобщению.И пространство храма является трехчастным: притвор, т.н. корабль и алтарь, святая святых. Сообразно вышесказанному, двор храма символизируют трезвенную жизнь, целью которой является освобождение от страстей. Завеса «Святого» /второй части храма/ указывает на путь «естественного созерцания»: познания Бога в Его творении. «Святое святых» знаменует созерцание в истинном его смысле.
На иконе храм символически изображен как бы из 3 ступеней. Богородица изображена сидящей на высшей ступени храма – в части «Святое святых». Она принимает небесную пищу – от Ангела Света.
песнь линий.
|
Богоотец и Захарии. Также верхняя линия божественного сечения ограничивает главы и нимбы всего собора участников праздника.
*В золотые оси вписаны нимбы
Богоотец и Захарии.
Круги.
ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ.*
Прп.Андрей Рублев, нач.ХУв., ГТГ.
*лит. №№ 4, 12, 14, 20.
Сия икона Пресвятой Божественной Троицы есть созерцательное творение святого русского иконописца прп. Андрея Рублева, написавшего ее в 15 веке в похвалу прп. Сергия Радонежского, игумена Земли Русской.
Икона сия есть откровение Божие безмолвнику-монаху, через которого весь мир озарен дивными лучами приоткрывшейся тайны Божественного Бытия, Предвечного Совета, Домостроительства Божия о человеке и о всей вселенной.
Исторический аспект. Сюжет Библейской истории – Авраамово гостеприимство.
Догматический аспект. Богоявление праотцу Аврааму в образе Трех Путников-Ангелов. Авраам с поклонением пророчески обращается к трем Ангелам в единственном числе: «Владыко!». Икона сия выражает догмат о троичности Божества; а также это Образ евхаристической жертвенности и Предвечного Совета о судьбах Мира и человека.
Символика.
Изображение Троицы в виде Трех Ангелов имеет глубоко мистический смысл, являя образ спасения мира и центр мироздания. Бог в образе Трех Ангелов-путников являет Триипостасное Единство, и одновременно сие есть Образ Церкви Соборной: Ветхозаветной, Новозаветной, Будущей (Будущего Века).
Изображение Ангелов соответствует традиционному порядку обращения к Триипостасному Богу в православных молитвах; сей порядок восходит к евангельским словам Самого Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф.:28:19). В таком же порядке мы исповедуем Бога-Троицу в Символе Веры:
БОГ-Отец *** БОГ-Сын *** БОГ-Дух Святой.
Единство Трех Священных Лиц достигается тонкой композиционной организацией, здесь присутствует истинно музыкальный ритм.
Над Первым Ангелом изображены Палаты как образ Домостроительства Божия, как образ Церкви и как образ Царства Будущего Века, Небесного Иерусалима. Если условно рассматривать все три символа-изображения над Ангелами во временной развертке, то получится некоторая дивная картина (см.табл.).
Табл. Символы на иконе Троица.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ | НОВЫЙ ЗАВЕТ | БУДУЩИЙ ВЕК | ||||
Палаты над Первым Ангелом | Домостроительство Божие, дом Авраама | Сионская горница, Новозаветный Храм | Церковь Будущаго Века | |||
Древо над Центральным Ангелом | Маврийский дуб | Крестное Древо | Райское Древо | |||
Гора над Правым Ангелом | гора Мориа | Голгофа | Мир Горний | |||
Престол | стол в доме Авраама, жертвенник ВетхогоЗ. | Вечеря Любви, Престол, Жертвенник в Храме | Божественная трапеза в полноте /нескончаемая/ | |||
Чаша | трапеза и жертва | Жертва | Чаша Любви Божией | |||
Посохи Ангелов | символ путников, мерила, Жезлы Владыки Земли и Неба | |||||
Человек, предстоящий иконе | плотский (своеволие) | духовный (послушание) | образ человека Будущего (любовь) | |||
Икона Пресвятой Троицы выражает и тему евхаристической жертвенности, являет прообраз предвечного Совета и Тайной Вечери.
· По преданию, на иконе Троицы письма преподобного Андрея на Престоле были изображены 2-х частные священные хлебы, символизирующие природу Христа, и 3-х частные ( Δ ). Чаша с головой жертвенного тельца – символ Жертвы. Евхаристическое приобщение – условие Жизни Вечной. Литургия суть «общее делание», причастники Соборной Церкви. (Чаша в центре круга, в центре Вселенной).
Композиционным центром иконы служит чаша с головой жертвенного тельца с благословляющей десницей Центрального Ангела – Христа. Наклон главы свидетельствует о Его послушании и согласии и готовности принести Себя в жертву. Бог-Отец (Первый Ангел) благословляет Его на это. Дух Святой (Правый Ангел) утешает.
Чаша находится в центре круга – образа вечного Бытия Божия.
· В древних церковных изображениях часто встречается орнамент из повторяющихся таких кругов с точкой в центре.
Наиболее излюбленный мотив церковного орнамента – круги с крестом в центре.
В композиции «Троицы» особенно ощущается лейтмотив круга. Три фигуры Ангелов удивительно искусно вписаны в круг, причем это не просто круг, а некая сфера, состоящая из множества кругов, которые перетекают один в другой, образуя гармоничное сферическое пространство, где пребывают Три Чудесных Странника, Три Божественных Собеседника.
|
Цветовая символика.
Икона сияет дивным певучим прозрачным колоритом, который несет собой в созерцающее сердце гармонию, умиление и умиротворение. Это символическое выражение дружественного любовного с нежностью согласия Ангелов-Сотаинников, образ Любви.
Причем фиолетовый цвет – соединение красного с синим, Царский цвет, присущ Ипостаси Бога Отца. Божественный. Багряный рубин и лазорь соответствуют Ипостаси Сына Божия (две природы – Божественная, условно обозначенная лазорью небесной, и человеческая, обозначенная царским багрянцем). Сочетание синего и зеленого цветов условно соответствует Ипостаси Духа Святаго (синий – небо, зеленый – надежда, утешение, умиротворение, Новая Жизнь).
Предлагаем боголюбивому читателю самостоятельно исследовать иконографию Троицы –
Богооткровенного творения прп. Андрея, приобщиться к высочайшему творчеству
иконописца-безмолвника
*
В настоящей иконе можно исследовать каждую деталь отдельно,
и Вы обретете запечатленную символику,
историю,
литургию,
Образ
…
*