Программа ежедневных занятий. Существуют тысячи практик йоги

Существуют тысячи практик йоги. О них можно писать в течение следующих двадцати лет и всё равно находить все новые и новые. Их запас неисчерпаем. Однако в этом курсе мы вовсе не заинтересованы в том, чтобы засыпать вас бесчисленными техниками, поскольку это скорее ошеломит вас, а не поможет. Можно так устать от непрерывного потока разных техник, что перестать практиковать даже одну из них. Гораздо лучше знать одну технику и практиковать ее, чем знать тысячи и не заниматься ни одной.

Однако, высказав эту точку зрения, мы должны заметить, что необходимо описать достаточное количество техник, чтобы каждый читатель мог найти те, что соответствуют его вкусу и темпераменту. В этой книге мы уже предложили довольно много разнообразных техник, слишком много для того, чтобы регулярно выполнять их все. Вы должны по своему усмотрению выбрать те из них, что вам по вкусу, и практиковать их. Если есть какая-то техника, которая вам особенно нравится, выполняйте ее регулярно. Выбор принадлежит вам. Разумеется, вы можете следовать рекомендуемым программам, поскольку это автоматически исключает техники, которые нельзя выполнять из-за недостатка времени. Но в то же время, не чувствуйте себя обязанными строго придерживаться программ, которые мы предлагаем. Если мы пропустили практику, которая вам нравится, тогда вам следует включить ее в свою собственную программу и выполнять ее ежедневно.

Ко второму этапу тратаки следует переходить только если вы уже освоили первый этап (1). То же справедливо и в отношении шамбхави мудры; начинайте делать ее, если у вас есть время, только когда вы достигнете совершенства в выполнении агочари мудры (2). Помните, что обе эти мудры составляют неотъемлемую часть крийя-йоги, и их выполнение следует довести до совершенства, прежде чем пробовать практики из Тома III.

Старайтесь воплощать на практике рекомендации, касающиеся сознательной переориентации вашей жизни в новых направлениях в качестве первого шага к открытой встрече со своими психологическими проблемами и их устранению.

Продолжайте практиковать пранаяму нади шодхана как описано в этом уроке.

Практика Количество повторений Минуты
Программа 1 продолжительность 1 час 30 минут  
Сурья намаскар На ваш выбор
Шавасана _
Бхуджангасана
Шалабхасана или ардха шалабхасана 3 цикла
Шашанкасана
Шашанк-бхуджангасана -
Уштрасана 2 раза
Меру вакрасана 2 раза в каждую сторону
Шавасана
Нади шодхана — этап 2
этап 3
Тратака, этап 2
Шамбхави мудра -
Программа 2 продолжительность1 час    
Сурья намаскар На ваш выбор
Шавасана
Бхуджангасана
Шалабхасана или ардха шалабхасана 3 цикла
Шашанкасана
Меру вакрасана 2 раза в каждую сторону
Нади шодхана — этап 2 -
этап 3 -
Тратака, этап 2
Шамбхави мудра -
Программа 3 продолжительность 45 минут  
Сурья намаскар На ваш выбор
Шавасана -
Бхуджангасана -
Шалабхасана или ардха шалабхасана 3 цикла
Шашанкасана
Нади шодхана — этап 2
этап 3
Тратака, этап 2
Программа 4: продолжительность 30 минут  
Сурья намаскар На ваш выбор
Шавасана
Бхуджангасана
Шалабхасана или ардха шалабхасана 3 цикла
Шашанкасана
Меру вакрасана 2 раза в каждую сторону
Нади шодхана - этап 2 -
этап 3

Постарайтесь найти время, чтобы заниматься тратакой по меньшей мере 20 минут ежедневно, возможно, перед сном.

Примечания

1. Том 1; урок 8; тема 6.

2. Том 1; урок 8; тема 5.

Урок 10

Большой караван верблюдов двигался через пустыню и пришёл в оазис, где было решено остановиться на ночлег. И погонщики, и животные очень хотели спать, но когда пришло время привязывать верблюдов, оказалось, что не хватает одного колышка для привязи. Все верблюды были должным образом привязаны, кроме одного. Погонщики поискали, к чему бы привязать верблюда, но ничего не нашли. Никому не хотелось караулить всю ночь и лишаться сна. Но в то же время погонщики не хотели терять верблюда.

Немного поразмышляв, один из погонщиков нашёл выход из создавшегося положения. Он подошёл к верблюду, достал верёвку и тщательно проделал все движения, которыми привязывают животное к колышку — к воображаемому колышку. После этого верблюд улегся, будучи убежден, что его крепко привязали, и все крепко заснули.

На следующее утро животных отвязали. Все были готовы продолжать путешествие, кроме одного верблюда. Он отказывался вставать. Погонщики упрашивали и уговаривали его, но он не двигался. В конце концов, один из погонщиков понял причину упрямства верблюда. Он встал перед воображаемым колышком и проделал все обычные движения, которые совершают, развязывая верёвку и освобождая животное. Сразу после этого верблюд без малейшего колебания встал, поверив, что теперь он свободен. Разумеется, верблюд был свободен всё время, но позволил убедить себя, что его связали. Точно так же обстоит дело и с любым человеческим существом - все мы тоже потенциально свободны, но большинство людей позволяют себе быть связанными своими психологическими проблемами, и, казалось бы, подавляющими обязанностями. В действительности, вы так же свободны, как верблюд без привязи, но вследствие обусловливания и неправильных представлений считаете, что крепко связаны. Вы сравниваете себя с другими, как это делал верблюд, и автоматически верите, что ваша свобода ограничена. Но вы действительно свободны — поймите это. Всё что вам нужно сделать — это отвязать себя, освободиться от своих психологических проблем, воображаемого колышка вашей привязи. Для этого нужно всего лишь изменить своё отношение к жизни.

Тема 1

Гуру - путеводный маяк

«Чтобы зажечь свечу, нужна еще одна свеча, уже горящая; точно так же, непросветлённые люди нуждаются в помощи просветлённого гуру».

Свами Шивананда

На санскрите слово гуру означает «устраняющий тьму и неведение». Этот термин имеет отрицательный оттенок: он ничего не говорит о том, что гуру вам что-либо даёт. Речь идет лишь о том, что он нечто устраняет. Он устраняет умственные блоки и препятствия, мешающие спонтанному сиянию света истины. Роль гуру заключается в том, чтобы удалять завесы невежества, предубеждений и психологического обусловливания, через которые не могут проникнуть лучи уже существующего света. Чем больше мы избавляемся от этого накопившегося мусора, тем больше будет наше осознание самих себя и всего сущего. Гуру может применять чрезвычайно разнообразные средства. Он может давать личные наставления; вдохновлять своих последователей, порицать учеников за (адхармические) поступки, не согласующиеся с их природой, и направлять их на совершение действий, которые соответствуют их физической и психологической конституции (дхарме). Но независимо от используемого метода, его цель одна и та же — более высокое осознание.

Отношения гуру и ученика

В личных отношениях между гуру и учеником, гуру, благодаря своему более высокому осознанию, может ясно видеть психологические блоки, которые сам ученик не в состоянии распознать. Он принимает меры, чтобы помочь ученику устранить их любыми средствами, которые сочтёт подходящими и оправданными. Гуру дает силу, без которой невозможно продвижение в духовной жизни, и божественную любовь, делающую эту жизнь столь вознаграждающей и радостной.

Влияние гуру на жизнь ученика очень реально, но не всегда очевидно. Как правило, этот процесс происходит на тонком уровне, и отношения между гуру и учеником на физическом уровне имеют к нему малое отношение. Во многих случаях ученик никогда или почти никогда не встречается с гуру физически. С другой стороны, ученик полностью отдаёт себя гуру, используя его как средоточие своих духовных устремлений. В каком-то смысле, цель духовной жизни, неважно в какой конкретной религии или философии, состоит в превосхождении индивидуального «я» и соединении с бесконечной природой гуру. Гуру — это врата в бесконечное, через которые старается пройти ученик. Гуру служит инструментом Бога, к которому все мы стремимся. Он не заинтересован в своих учениках с личной точки зрения. Он стремится вести всех нас за пределы нас самих к реализации вечной истины.

Единственная причина, по которой гуру сохраняет свою индивидуальность, вместо того, чтобы соединиться с абсолютом, заключается в том, что он необходим своим ученикам. Будучи людьми, мы нуждаемся в человеке, играющем роль канала или пути, через который мы можем направлять свои высшие устремления и получать подлинно эффективное руководство. Немногие люди способны непосредственно поклоняться и отдавать себя абстрактному, безличному Богу. Кроме того, невозможно вступать на высшие пути йогической садханы (духовной практики) без руководства кого-либо, знающего ее сложности и ловушки. Гуру не нуждается в нас, но мы нуждаемся в гуру.

Любовь между гуру и учеником включает в себя и превосходит все другие человеческие отношения — матери и ребёнка, мужа и жены, близких друзей. Именно через посредство взаимоотношений гуру и ученика, потенциал и энергия последнего обретают форму и направленность для достижения наибольшего возможного блага в мире в качестве части божественного плана.

Традиции гуру

Традиции гуру существуют во всех религиозных системах мира. Основателями и центральными фигурами всех мировых религий были гуру: Христос, Мохаммед, Будда, Заратустра и многие другие. У этих гуру миллионы учеников, несмотря на то, что они более не существуют в человеческой форме, чтобы руководить своими последователями; вместо этого другие гуру взяли на себя передачу их учений. В наши дни папу римского можно считать гуру католиков, а Далай Ламу — гуру тибетских буддистов. В индуизме существует четыре джагатгуру (всеобщих гуру) в четырех центрах в разных концах Индии; они играют роль духовных вождей для миллионов индуистов. На более личностном уровне каждого священника, пастора, муллу, рабби и т.д. можно считать гуру группы людей, которым он дает духовные наставления. Гуру существовали даже в древних культах. Друиды были духовными наставниками, помогавшими своим ученикам достигать более высоких уровней осознания. В древнем Египте, Греции и т.д. многие известные философы — Гермес Трисмегист, Платон, Сократ, Архимед и другие - были гуру и имели множество учеников. Лао Цзы, Шанкарачарья, Кабир, Гуру Нанак, Св. Августин, Св. Тереза, еврейские пророки, суфийские святые и другие, слишком многочисленные, чтобы их можно было здесь упомянуть — все они были гуру. Эти учителя вдохновляли и наставляли людей на духовном пути. Возможно, их слова были разными, но у них была одна и та же цель: истина, сознание и блаженство.

Гуру — это необходимая часть жизни. Его роль составляет суть всех мистических систем. Как только мистическая система отвергает или утрачивает традицию гуру, она перестает быть мистической. Она не приносит результатов. Она сохраняет все законы, правила, формальности и ритуалы; она сохраняет структуру или внешнюю оболочку. Но она утрачивает свою сущность или свой движущий дух. Эта сущность — свет гуру. Именно он открывает ученику глаза на невозможное.

В Индии есть особый день, день полнолуния в месяц Ашадха (июль), который традиционно называют Гуру Пуурнима. В этот день ученики воздают дань уважения гуру, либо мысленно, на расстоянии, либо лично. В то же самое время гуру вспоминают своих собственных наставников.

По существу, мы можем считать своим гуру любого, с кем мы встречаемся в жизни, так как каждый человек может нас чему-нибудь научить. Даже враги могут быть нашими лучшими учителями, поскольку они ясно высвечивают и показывают нам наши величайшие проблемы, препятствующие более высокому осознанию. Когда мы узнаем о своих психологических комплексах, наиболее глубокие из которых мы обычно не осознаем, то можем предпринимать шаги для их устранения.

Как найти гуру

Если у вас нет гуру, вы можете задать законный вопрос: «Как мне его найти?» Ответ состоит в том, чтобы просто продолжать искать и следовать по пути тантра йоги или любой другой системы в качестве средства достижения большей умственной и физической гармонии. Это будет усиливать вашу чувствительность и восприимчивость, и со временем ваш гуру найдет вас. Мы не можем найти гуру, поскольку не способны его распознать. Если мы пытаемся сами выбирать себе гуру, то делаем это согласно своим психологическим установкам и проекциям. А если мы выбираем учителя, который соответствует нашим теперешним психологическим прихотям, то никогда не сможем от них освободиться — устранить те самые аспекты нашей личности, которые держат нас в кабале. Мы должны оставаться открытыми и восприимчивыми, и стараться самостоятельно двигаться по пути йоги к психической гармонии, избавляясь от своих текущих предубеждений. Один из способов делать это — при всякой возможности присутствовать на сатсанге (духовные наставления) мудрых людей. Вам нет нужды брать на себя какие-либо обязательства, либо ограничиваться одним учителем или одними убеждениями — просто идите и слушайте. Это поможет вам ориентировать свою жизнь в положительных направлениях. Когда вы будете готовы, ваш гуру будет ожидать вас. Быть может, это будет в следующей жизни! Даже если вы не ищете гуру, он найдет вас. Гуру появляется, когда для этого приходит время.

Очень важно, чтобы наставник был подлинным гуру (сад-гуру), который сам полностью просветлен и обладает высочайшим видением. Такое существо постоянно живет в состоянии трансцендентального осознания, всегда пребывает в единстве с абсолютной реальностью. Даже хотя гуру живет и действует среди людей в мире, он един с этой бесконечной реальностью, ибо она представляет собой его внутреннюю природу, или Я, равно как и сущность всех других существ, независимо от того, осознали ли они ее или нет. Человеческая индивидуальность гуру — лишь один крохотный аспект его существа. Его личность — это чистый и совершенный инструмент бесконечного, через который в окружающий его мир беспрерывно течет неограниченная сила.

Примечания

1. Более подробно о сатсанге см. Том Ш; урок 33; тема 1.

Тема 2

Устранение психологических проблем (часть 2)

Наиболее распространенным проявлением подспудных психологических проблем бывает неудовлетворённость настоящим. Это можно сказать почти обо всех. Как часто вы действительно живёте полностью СЕЙЧАС? Если вы будете до конца честными с собой, то согласитесь, что, чем бы вы не занимались, большую часть времени вы мечтаете или думаете о чём-либо еще. Утром, идя на работу, вы представляете себе, что всё ещё лежите в постели. Во время рабочего дня вы мечтаете снова оказаться в отпуске и весело проводить время с друзьями. Работая в саду, вы вспоминаете о том, как чудесно и вкусно вы поели в прошлые выходные. А когда вы едите, то думаете о прошлой загородной прогулке или беспокоитесь о проблемах на работе, и так далее. Люди очень редко действительно живут в настоящем и полностью сосредоточиваются на том, чем они заняты в данный момент. По этой причине они выполняют большинство дел в своей жизни нехотя, с незначительной эффективностью и без воодушевления. Как можно работать должным образом, когда внимание ума находится где-то в другом месте, когда ум мечется от одной мысли к другой, подобно дикой обезьяне, прыгающей с ветки на ветку?

В то же время, у всех в то или иное время, безусловно, бывали периоды — возможно, непродолжительные — полного сосредоточения на какой-либо деятельности или на чем-то увлекательном и глубоко интересном. И если вы оглянитесь назад, то вспомните, что это были чрезвычайно счастливые и радостные моменты вашей жизни. Постарайтесь вспомнить свои прошлые переживания и подтвердить для себя этот факт. Или же вы могли заметить, что во время занятий йогой вы иногда испытываете удивительное чувство радости, наполняющей вас изнутри. Оно особенно заметно, когда вы психологически уравновешены и выполняете свои практики с глубоким осознанием. Порой эти переживания бывают настолько потрясающими, что их трудно забыть. Одной из причин этого чувства радости и счастья служит само то, что вы в течение короткого времени жили в настоящем. То есть, в ходе наиболее памятных вам занятий вы были поглощены практикой, которую выполняли и перестали останавливаться на назойливых посторонних мыслях. Ваше внимание пребывало в настоящем. То же самое происходило, когда вы читали интересную книгу, полностью увлекались интересным дружеским спором или занимались своей коллекцией марок. Важна сама жизнь в настоящем.

Жизнь в настоящем составляет необходимую часть йоги. Но в то же время ей нельзя научиться. Человек не может сказать себе: «Отныне я намерен жить в настоящем», ибо не пройдет и нескольких минут, как он снова будет жить в прошлом или в будущем. Причиной постоянной проекции, жизни в прошлом или будущем, служат психологические конфликты. Поэтому единственный действительно эффективный способ все больше и больше жить в настоящем состоит в том, чтобы очищать ум от скрытых в нем проблем. Недостаточно просто знать и понимать, как важно жить в настоящем, ибо это невозможно воплотить на практике, пока не устранены психологические проблемы. Когда это сделано, жизнь в настоящем становится естественной и не требует никаких усилий.

Такая позиция важна не только в йоге, она составляет неотъемлемую часть всех духовных систем, что вовсе не удивительно, поскольку жизнь в настоящем служит основным предварительным условием более высокого осознания. Это момент особенно подчеркивается в дзен-буддизме. Например, мастера дзен однажды спросили: «Что такое Дао?» Он резко ответил: «Ваш обыденный ум». Он продолжил: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сплю». На первый взгляд, это утверждение кажется довольно банальным, но в нём содержится великая истина. Не мудрено, что человек, задавший вопрос, был слегка озадачен, поскольку такое определение Дао казалось несколько неподходящим, в особенности, если учесть, что действия, описанные мастером, выполняет каждый. Однако мастер старался передать ту мысль, что большинство людей никогда или, по крайней мере, почти никогда не бывают поглощены тем, что они делают. За едой они думают о множестве других дел. Во сне они, в действительности, не спят, а вовлечены в суматоху своего ума. Мастер имел в виду, что человек в состоянии высшего осознания составляет единое целое с тем, чем он занят в любой данный момент времени; его ум полностью сосредоточен и не рассеивается по разным направлениям.

Ваша способность жить в настоящем и полностью отдаваться выполняемой работе или какой-либо деятельности, не позволяя уму произвольно переноситься в другие места, является свидетельством наличия или отсутствия психологических проблем. Если вы постоянно живете где-то еще, и ваш ум блуждает здесь и там, желая, чтобы вы занимались чем-то еще, а не тем, что вы действительно пытаетесь делать, это прямо указывает на существование подсознательного конфликта. Чем больше ваш ум склонен отвлекаться, тем больше у вас возможных проблем. Поэтому вы можете спросить себя: «В какой степени я действительно сосредоточиваюсь на том, что делаю, не думая о том, что мне хотелось бы делать что-то другое?» Будьте честным с собой, и вы сможете удостовериться в том, есть ли у вас психологические проблемы.

Почему мы постоянно склонны заново переживать прошлое или строить планы на будущее, предвкушая предстоящие события? Ответ, в сущности, прост — из-за эскапизма и привязанности к возбуждающим переживаниям. Поскольку мы испытываем неудовлетворенность, то стараемся избежать ее, заново переживая моменты высшего счастья в прошлом и предвкушая возможные моменты наслаждения в будущем. Например, мы чувствуем подавленность мирным воскресным днем в результате внутренних конфликтов, возможно вызванных внешними событиями. Есть ли лучший способ, по крайней мере, в какой-то степени избежать этой депрессии, чем вообразить, что вы едите горячий вкусный обед или находитесь в обществе друга или подруги? Такая жизнь вне настоящего — самый легкий способ избежать неудовлетворенности. Однако она не ведет к более глубокому счастью, не говоря уже о более высоких состояниях осознания. Большинство людей постоянно пребывают в мечтательном состоянии. Они думают, что бодрствуют, но в действительности подобны лунатикам. Они не живут собственной жизнью, как она есть, а создают собственные ад, рай или тихую гавань. Это всего лишь методы ухода от самого себя и избегания открытой встречи со своими психологическими проблемами с целью их устранения. И пока человек не начнет смотреть в лицо своим проблемам, в его сноподобном существовании не будет происходить никаких реальных изменений. Он никогда по-настоящему не найдёт длительное счастье и удовлетворение.

Таким образом, очищение ума — это первый шаг к тому, чтобы все в большей степени видеть жизнь такой, как она есть, а не какой вы ее воображаете. Однако, для этого требуется мужество, ибо подсознательный ум представляет собой вместилище основных страхов, и зачастую бывает весьма трудно взглянуть в лицо их первопричинам. Нужно быть бесстрашным и решительным, чтобы открыто встречаться с ними и устранять их. Но польза, которую вы получите в конечном итоге, более чем стоит затрачиваемых усилий, поскольку ваша жизнь будет постепенно претерпевать чудесное преображение. Вы медленно, но верно, начнете узнавать, что значит настоящая радость.

Наши рекомендации