Гештальт-терапия Ф. Пёрлза.
Ни одно из направлений и школ психотерапии так активно не использует внутренний диалог, как гештальт-терапия. Каковы же условия возникновения внутреннего диалога?
«Я» человека понимается Пёрлзом не как статичная вещь, а как символ идентификации организма с временно возникшим гештальтом (образом, фигурой, выделяющейся из фона – т.е. из всего потока событий и явлений). Противоположностью идентификации является отчуждение. Идентификация находится в связи с внешней зоной – окружающей средой; удаление (отчуждение) обеспечивает связь с промежуточной зоной или даже с внутренней зоной или зоной Я[5].
Явление внутреннего диалога Пёрлз относит к промежуточной зоне. Техники перевода внутренних голосов из «промежуточной» во «внешнюю» зону является базовыми среди методов психотерапии. Остановимся на одной из них – осознание внутреннего диалога через вербализацию[6].
Вербализация – это «выражение словами». Если мы описываем объекты, сцены или действия, мы произносим их наименования (названия), вместе с другими словами, которые имеют отношения к их организации, их отношениям, особым свойствам и т.п.
Нормальная вербализация обычно отталкивается от невербального – объектов, условий, положения дел и др. – и заканчивается невербальными эффектами. Возможно и такое развитие событий, когда тенденция разговаривать по поводу разговоров превращается и болезнь. Если человек боится контактов с актуальностью – с людьми, собственными ощущениями – слова начинают использоваться как экран между говорящим и его средой, а также между говорящим и его собственным организмом. Человек пытается жить в одних словах - и смутно ощущает, что ему чего-то не хватает.
Техника обнаружения и сознавания патологических аспектов вербализации состоит в том, чтобы рассматривать это как существующую деятельность. Это относится как к проговариванию слов вслух, так и к «просто думанию», которое осуществляется как внутренняя речь. В интегрированной личности такое «думание» полезный активный инструмент для работы со сложными отношениями сознаваемых потребностей, воображаемых средств достижения и явного поведения, которое делает конкретным то, что сначала воображалось. Чтобы интегрировать наш вербальный и мыслительный опыт, мы должны сознавать его. Средство ориентации по поводу говорения – слушание.
Упражнение 1. Послушайте, как вы говорите в компании. Если есть возможность, запишите свой голос. Вы будете удивлены и, может быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше представление о себе отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас будет нежелание признать свой голос за собственный.
Почитайте вслух стихи, которые вы знаете, и послушайте себя, не вмешивайтесь в чтение, не старайтесь читать громче, яснее или выразительнее. Читайте так, как у вас получается, повторяйте чтение, и слушайте, пока вы не почувствуете интеграции говорения и слушания.
Затем прочтите то же стихотворение внутренней речью - «в уме». Вслушайтесь в свою внутреннюю речь, «проговаривание» читаемого. Сначала это замедлит чтение, и, может быть, вызовет беспокойство, но через некоторое время вы сможете «слушать» также быстро, как вы читаете; эта практика может улучшить вашу память благодаря возросшему контакту с материалом.
Наконец, попробуйте прислушаться у своему внутреннему речевому думанию. Сначала это может заставить вас «замолчать», но через некоторое время беззвучное бормотание начнется снова. Вы услышите отрывки предложений, проплывающие вновь и вновь. Отмечайте модуляции вашего внутреннего голоса. Какой он – сердитый, жалующийся, напыщенный?
Будьте настойчивы в этом упражнении, пока вы не почувствуете интеграцию слушания и говорения.
Если вы сможете обрести чувствование функционального единства говорения и слушания, ваше думание станет более выразительным. В то же время часть вашего думания, которая ничего не выражает, начнет понемногу исчезать.
Упражнение 2. Прислушайтесь к своей внутренней речи. Постарайтесь интерпретировать ее: ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы говорите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете - сами не знаете что? Стараетесь произвести впечатление? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за друга? Или у вашей внутренней речи есть постоянная аудитория?
Большая часть того, что вы считаете оценками и моральными суждениями – это ваша внутренняя речь во внутренних драматических ситуациях. Если вы можете останавливать внутреннюю речь, поддерживать внутреннее молчание, вы сможете яснее и проще оценивать факты и свое отношение к ним.