Занятие 10.3 ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ТЕСТА
Цель работы. Проверка надежности теста методом «тест-ретест» и методом расщепления «четное-нечетное», оценка плотности теста (консистенции).
Определение основных понятий. Надежность - характеристика теста, отражающая точность измерения и стабильность результатов. Количественно оценивается коэффициентом надежности
f = = 1 - ,
где St - «истинная» дисперсия теста; Sх - эмпирическая дисперсия теста; Sе - дисперсия ошибки.
Прямая оценка коэффициента надежности невозможна (принципиально невозможно непосредственно определить St и Sе), поэтому применяют косвенные корреляционные методы, например метод «тест-ретест», метод расщепления.
Метод «тест-ретест» заключается в следующем: через некоторое время после первого проводится повторное тестирование с достаточным временным интервалом. Оценкой надежности служит коэффициент корреляции (Пирсона, ранговый или какой-либо иной, в зависимости от типа шкальных значений результатов тестирования).
Метод расщепления на части, в данной работе - на две части по принципу «четные-нечетные задания». В этом методе сопоставляются четные и нечетные номера заданий. Сила связи между этими двумя частями теста характеризует его надежность.
Возможно расщепление теста на любое количество частей. В предельном случае количество частей равно количеству заданий теста. Надежность в этом случае оценивается коэффициентом плотности (консистенции).
Математический аппарат
f = ; (1)
f = = d; (2)
f = ; (3)
f1 = ; (4)
где f - коэффициент надежности; r - коэффициент корреляции между двумя частями теста (Пирсона или ранговый); S1, S2 - среднеквадратичные отклонения 1-й и 2-й половин теста, соответственно; S1 = , S2 = - дисперсии 1-й и 2-й половин теста, соответственно; п - количество заданий теста; d - символ для сокращения записи; f1 - коэффициент консистенции; S - дисперсия всех задач теста; р - индекс трудности задачи в десятичной дроби (1/100); q = 1- р.
Значение коэффициента надежности теста редко превышает на практике 8.
Тест считается надежным при f > 6.
- Формула Спирмена-Брауна (1). Применяется, если дисперсии обеих частей теста равны. Это предположение проверяется с помощью критерия Фишера: F = S1/S2 если эмпирическая статистика F превышает табличное значение Ft,то гипотезу о равенстве дисперсий следует отклонить. В данном случае при 21 степени свободы, для уровня значимости 0,05 Ft = 2,1.
- Формула Флангана (2). Применяется в случае неравенства дисперсий.
- Формула Кристофа (3). Применяется в случае малого количества заданий теста (п<50).
- Формула Кьюдера - Ричардсона (4). Частный случай формулы Кронбаха для дихотомических интерпретаций ответов «правильно-неправильно».
Порядок работы. Студентам предлагается тест «Домино», с которым они работали на прошлом занятии.
Обработка данных
1.Составляется таблица (табл. 10.3.1), где Х1i - количество правильно решенных задач i-м испытуемым - показатель успешности работы i-го испытуемого в 1-м тестировании; Х2i-показатель успешности работы i-го испытуемого во 2-м; N - объем выборки испытуемых.
Таблица 10.3.1
Определение надежности методом «тест-ретест»
i | X1 | X2 |
… | ||
N |
Вычисляется коэффициент корреляции r (Х1, X2).
2. Задания теста (после повторного тестирования) разбиваются на четные и нечетные. Составляется таблица (табл. 10.3.2), где У1i, У2i - количество испытуемых, правильно решивших соответствующую задачу; п - количество задач.
Таблица 10.3.2