Основные методы исследования психогенетики человека

Цель психогенетики - определить роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по пси-чологическим и психофизиологическим признакам. Иными словами необходимо оценить изменчивость признака в фенотипе для данной популяции и попытаться дать ответ на вопрос об относительном вкладе в эту изменчивость генетических и средовых факторов. Таким же образом оценивается изменчивость?

Фенотипическое выражение признака в популяции определяется его средним значением и дисперсией. Для оценки изменчивости удобнее применять дисперсию, т. е. меру изменчивости признака: Vp = E (X1 - X)2 / N - 1 где Vp - фенотипическая дисперсия признака, Х; - значение признака у первого члена популяции, X - среднее значение признака в популяции, N - число индивидов в изучаемой популяции.

Общую фенотипическую дисперсию (Vp) можно подразделить на компоненты. Часть наблюдаемой изменчивости признака в популяции связана с тем, что имеются разные генотипы, т. е. отличия между индивидами связаны с отличиями в генах. Эта часть изменчивости обозначается как генотипическая дисперсия (V0).

Другая часть изменчивости связана с различиями в средовых воздействиях. Отличия во влияниях среды определяют очень широко - как все негенетические факторы, воздействующие на фенотип. Эта часть дисперсии обозначается как средовая дисперсия (Vp).

Итак, при изучении вклада генетических и средовых влияний на формирование различий в поведении человека фенотипическое разнообразие разлагают на два компонента: генетический и средовой. В качестве меры разнообразия служит дисперсия (варианта).

Генотипическая дисперсия признака - это изменчивость признака, связанная с изменчивостью генотипов:
Средовая дисперсия признака связана с дисперсией средовых воздействий.
Таким образом: Vp = V0 + Ve

В качестве меры вклада генотипической дисперсии в фенотипическую изменчивость применяют понятие наследуемости, которая характеризует степень обусловленности фенотипической изменчивости какого-либо признака в популяции генотипическими различиями между особями. Иными словами, наследуемость показывает, какая доля изменчивости фенотипов связана с изменчивостью генотипов: h2=V0/Vp.

В данном выражении h2 - это коэффициент наследуемости в широком смысле, поскольку Vg включает все компоненты генотипической дисперсии. Иногда говорят о коэффициенте генетической детерминации. Коэффициент наследуемости может принимать значения от 0 до 1.

Составные компоненты фенотипической дисперсии: Vp = Vg + Ve

Дисперсии можно складывать при условии, что между ними отсутствует корреляция; если же она имеет место, то придется добавить еше несколько поправочных компонетов:
Vp = Vg+Ve+2Covge + Vce + + Vm,
где Covge - ковариация (корреляция) «генотип-среда», Vce - взаимодействие «генотип-среда», m - ассортативность браков, Vm -дисперсия измерений (ошибка измерений, случайные флуктуации при повторных измерениях).

Рассмотрим подробно вклад каждого компонента в общую изменчивость фенотипа.

Генотипический компонент (Vg) в свою очередь состоит из нескольких компонентов, отражающих разные типы взаимодействия генов:
- простой вариант суммирования эффектов генов (аддитивный тип взаимодействия);
- эпистатическое взаимодействие (эпистаз), когда одни гены влияют на экспрессию других генов;
- доминантный тип взаимодействия генов.

Основной вклад в генотипическую дисперсию вносит аддитивный тип взаимодействия (Va), необходимо учитывать только его.

Какие факторы влияют на генотипическую дисперсию? Мутации ее увеличивают, селекция в результате естественного отбора или генетический дрейф - уменьшают.

Средовой компонент Ve состоит из двух составных частей:
Ve = Vs + Vns.

Разделенная среда (shared) - Vs представляет такие влияния среды, как стиль родительского воспитания, доходы семьи, уровень интеллектуальной стимуляции в доме, т.е. одинаково воздействующие на родственников. Таким образом, разделенная среда может быть потенциальным источником их сходства. Другое ее название - общая среда.

Неразделенный компонент, или индивидуальная среда, - Vns, V1 - это воздействия, которые неодинаковы у родственников, воспитываемых вместе (происшествия, отношения со сверстниками, различное обращение со стороны родителей). Эти средовые воздействия могут быть источником индивидуальных различий.

Исследования поведения человека показывают, что основной источник средовых влияний на психологические свойства человека - это индивидуальные средовые воздействия, то, что относится к понятию «неразделенная среда».

Взаимодействие «генотип-среда» - (G х Е), Vgh - сказывается в том, что среда оказывает разное воздействие на особи с разным генотипом. Понятно, что одно и то же средовое воздействие влияет на разные генотипы по-разному, вызывает разную реакцию, приводит к появлению разных свойств, признаков, как количественных, так и качественных. Почему это нужно в некоторых случаях специально учитывать? Например, исследования алкоголизма или девиантного поведения часто указывают на наличие генетически обусловленной уязвимости по отношению к обычным воздействиям внешней среды. Наличие определенного генотипа здесь связано с особой реакцией на средовые воздействия, которые не оказывают влияния на другие генотипы. В таких случаях речь идет не просто об изменчивости генотипов, определяющей вариации признака в фенотипе, а о свойстве генотипа определять изменчивость, которая возникает под влиянием внешней среды.

Большое число работ по взаимодействию G х Е выполнено на животных. Можно сделать несколько важных выводов: в частности, как правило, вклад взаимодействий G х Е в общую изменчивость признака невелик по отношению к основным компонентам (генотип и среда). Если взаимодействия удается обнаружить, то они не имеют общего характера и весьма специфичны, т. е. генотип может обнаруживать взаимодействие с весьма специфичными компонентами среды.

Вообще, обнаружение взаимодействий GxE представляет собой большую проблему из-за сложностей взаимодействия генов, плейо-тропных и полигенных эффектов. Даже при болезнях, связанных с одним геном, их фенотипическое выражение может сильно зависеть от других генов.

В любом случае требуется точная идентификация генотипа и взаимодействующих факторов среды. Например, взаимодействия «генотип-среда» из области психопатологии. Имеется связь между присутствием в генотипе аллеля АроЕ е-4 (вариант гена аполипро-теина Е) и риском развития болезни Альцгеймера, причем очевидно наличие нескольких типов взаимодействий GxE:
- если аллель АроЕ е-4 отсутствует, то травмы головы не увеличивают риск заболевания болезнью Альцгеймера;
- только лишь наличие аллеля АроЕ е-4 приводит к двукратному повышению риска заболевания болезнью Альцгеймера;
- наличие аллеля АроЕ е-4 в сочетании с травмой головы в десять раз увеличивает риск заболевания болезнью Альцгеймера.

Этот пример показывает, как от особенностей генотипа (есть или нет аллель АроЕ е-4) зависит реакция на воздействия среды (травмы головы). Под реакцией здесь понимается появление признака в фенотипе (возникновение болезни Альцгеймера).

Корреляция «генотип-среда» (г) представляет собой еще один фактор, который необходимо учитывать. В этом случае генотип определяет средовые воздействия, не все, конечно, но какую-то часть. В некоторых работах употребляется термин «ковариация», CovGE. Существуют три типа корреляции (г0Е):
- пассивная;
- реактивная;
- активная.

При пассивной корреляции (rGE) речь идет о «наследовании» среды в соответствии с наследственными задатками. Ребенок получает от родителей не только определенный генотип, но и среду, в которой воспитывается и которая может влиять на развитие его наследственных склонностей.

В случае реактивной корреляции (rGE) окружающая среда определенным образом реагирует на свойства, связанные с генетическими особенностями человека. Иногда эту корреляцию называют эвокативной (evocative), подчеркивая то обстоятельство, что генотип вызывает реакцию среды. Например, родители могут заметить математические или музыкальные способности ребенка и определить его в соответствующую школу. Если проявление этих способностей было связано с генетическими предпосылками, то мы имеем право говорить о реактивной корреляции (rGE). Родители по-разному ведут себя с капризным и раздражительным ребенком или с послушным и веселым.

Корреляция может повысить изменчивость, когда воздействие среды усиливает развитие свойств, связанных с наличием генетических задатков, которые и вызвали реакцию среды. Могут наблюдаться случаи отрицательной генотип-средовой корреляции, в результате которой происходит уменьшение изменчивости по данному признаку. Например, в школе зачастую основное внимание уделяется отстающим ученикам, которых стараются подтянуть до нормы. Отрицательная генотип-средовая корреляция часто сопровождает приведение личностных характеристик к биосоциальной норме в обществе.

Активная корреляция (rGE) связана с тем, что человек с какими-либо особенностями генотипа может выбирать для себя или создавать соответствующую среду. Лонгитюдные исследования довольно часто обнаруживают зависимость между поведением детей и характеристиками их среды во взрослом возрасте. Если данные особенности детского поведения генетически обусловлены, то это результат активной корреляции. Если выбор среды происходит по причинам, не связанным с особенностями генотипа, то это не является генотип-средовой корреляцией.

Активная и реактивная корреляции (rGE) в ряде случаев проявляются в неожиданных на первый взгляд результатах, когда обнаруживается генетическая предопределенность событий, произошедших в жизни. Поскольку события, вызывающие острый или хронический стресс, играют большую роль в возникновении таких заболеваний, как депрессия, этот вопрос был предметом ряда исследований.

Близнецовые исследования жизненных событий, произошедших в течение года, показали, что около 20% дисперсии этого параметра обусловлено генетическими факторами (Kendler et al., 1993). Plomin с коллегами (Plomin et al., 1990) обнаружили еще большие значения наследуемости (40%) для контролируемых жизненных событий (события личного характера, зависимые от индивида).

Обычно результаты такого рода исследований вызывают скептическую реакцию у различного рода комментаторов. Действительно, абсурдно утверждать, что имеется, например, ген для развода или каких-либо других жизненных собьггий. Это всего лишь свидетельство генотип-средовой ковариации, еще одна иллюстрация того факта, что генетические особенности человека влияют на стиль его поведения, на выбор окружения, занятии - среды в широком смысле слова - и как следствие предопределяют повышенную или пониженную вероятность тех или иных происшествий, т.е. не предопределяют на 100%, а только влияют на вероятность их появления.

Корреляции (rGE) и взаимодействия (G х Е) могут значительно усложнять психогенетический анализ. Их влияние на фенотипиче-скую изменчивость может быть как положительным, в сторону ее увеличения, так и отрицательным (уменьшения). Для выяснения корреляций (rGE) и взаимодействий (G х Е) полезны исследования с приемными детьми, когда можно оценить особенности генотипа у биологических родственников и проверить, как эти генотипы взаимодействуют с данной средой.

Эти взаимодействия в конечном счете могут приводить к результатам, которые можно трактовать таким образом: генотип может определять средовые воздействия, жизненный опыт индивида. Вот здесь психогенетика вносит существенные поправки в традиционные методы работы психологов. Обычно для оценки факторов риска развития тех или иных особенностей поведения изучают отношения в семье, и если устанавливают связь между поведением родителей и особенностями поведения детей, то интерпретируют это как свидетельство определяющей роли средовых воздействий. Таких эмпирических работ очень много.

Например, выясняется, что лица, злоупотребляющие алкоголем, имели родителей, которые использовали неэффективные методы воспитания и часто конфликтовали между собой. Или обнаруживается тенденция, что у лиц с высоким коэффициентом интеллекта в семьях создавалась интеллектуально стимулирующая среда.

Однако любая связь такого рода может иметь в основе генетические механизмы, что часто выясняется в ходе психогенетических исследований (на приемных детях, например). Может оказаться, что корреляция между стилем воспитания и особенностями поведения ребенка возникает не из-за того, что стиль воспитания приводит к формированию особенностей поведения, а наоборот, из-за того, что генетически обусловленное поведение ребенка вызывает особое отношение родителей и влияет на харак-Мр их взаимодействия.

Наличие корреляции «генотип-среда», особенно реактивной и активной, приводит к тому, что наследуемость физиологических или морфологических признаков организма означает не совсем то же самое, что наследуемость психологических свойств.

Человек в ходе своего развития все время совершает выбор, который определяет характер дальнейших средовых воздействий и сильно влияет на его последующее развитие. Склонности, на которых основывается выбор, тоже частично определяются какими-либо генетическими причинами. В результате между генетическими задатками и конечным результатом - особенностями поведения - происходит очень сложный процесс взаимовлияний генотипа и среды.

На фенотипической изменчивости может сказываться ассортативность браков, т. е. наличие определенных предпочтений при выборе супругов. Ассортативность браков приводит к отклонению от законов менделевских популяций (одно из требований, которым должна удовлетворять такая популяция, - свободное скрещивание в ее пределах). Чаще всего наблюдается положительная ассортативность, когда при вступлении в брак наблюдается положительная корреляция между супругами по какому-либо признаку. Например, отмечена положительная ассортативность браков по коэффициенту интеллекта. Причем эта ассортатишюсть сильнее всего выражена для крайних значений этого признака - лица с высоким коэффициентом интеллекта предпочитают вступать в брак с подобными лицами (коэффициент корреляции 0,3-0,4). При низком значении коэффициента интеллекта тоже выбирают себе подобных. В последнем случае коэффициент корреляции особенно высок (0,68). При положительной ассортативности в популяции происходит увеличение генетической дисперсии, так как увеличивается разнообразие генотипов.

Существует положительная ассортативность по таким признакам, как рост, музыкальные способности, социально-экономическое положение, склонность к невротизму. Отмечена ассортативность браков даже по некоторым параметрам ЭЭГ: очевидно, характеристики ЭЭГ влияют на какие-то особенности поведения, значимые для выбора партнера. В некоторых случаях встречается отрицательная ассортативность: например, рыжеволосые редко вступают в брак друг с другом. По ряду параметров личности ассортативность не обнаружена, например по темпераменту.

Наследуемость.
Поскольку генотипическая дисперсия практически определяется только аддитивной компонентой, употребляют понятие наследуемости в узком смысле.

Коэффициент наследуемости в этом случае отражает вклад аддитивных генетических факторов в наблюдаемую фенотипическую изменчивость.

Исключительно важны для правильного пониманиятермина «наследуемость» такие соображения:
— Когда мы говорим о низком коэффициенте наследуемости, то это совсем не означает, что отсутствует генетическая детерминация признака. Подавляющее большинство признаков так или иначе детерминированы генетически. Речь идет о том, что в наблюдаемом индивидуальном разнообразии но данному признаку генотип не «виноват». Наследуемость может быть вообще равна нулю, если гены, участвующие в формировании данного признака, будут одинаковы у всех особей в популяции. Изменчивость признака, связанная с генетической изменчивостью, будет равна нулю, и коэффициент наследуемости соответственно тоже будет равен нулю. Наследственность и наследуемость - это разные понятия.
- Наследуемость - это характеристика не признака вообще, а признака в данной популяции, при данной совокупности условий среды. В популяции же при иных воздействиях среды значения наследуемости могут быть другими.

Если признак обладает высоким коэффициентом наследуемости, то это совсем не означает, что он нечувствителен к средовым воздействиям. Самым распространенным заблуждением является уверенность в том, что если наследуемость равна 90%, то бесполезно менять средовые воздействия: ничего не изменится, все равно на признак уже не повлиять. По величине генетической дисперсии в данных условиях нельзя предсказать, как она будет меняться под влиянием изменения среды.

Непонимание этой особенности подчас приводит к курьезам. Так, в США суд признал мошенничеством рекламирование средства от облысения на том основании, что появление лысины наследственно обусловлено.

Теоретически возможны ситуации, когда генетическая дисперсия признака может исчезнуть под влиянием среды. При взаимодействии «генотип-среда», представим, что в популяции имеются два разных генотипа А и Б, по-разному реагирующие на изменение среды. Тогда возможно такое состояние среды, при котором средние значения признака для каждого генотипа совпадут. В этой точке для данной популяции генотипическая дисперсия исчезнет и останется только средовая.

При уменьшении разнообразия средовых воздействий наследуемость будет возрастать, поскольку в этих условиях индивидуальные различия в большей мере будут связаны с генетическими факторами. В принципе, коэффициент наследуемости может быть равен единице. Это может также наблюдаться для жестко детерминированных признаков, практически не зависящих от средовых воздействий. Например, такие признаки, как цвет глаз, группа крови практически не зависят от средовых воздействий, и вся наблюдаемая изменчивость определяется генотипической изменчивостью.

Для выявления генетических и средовых влияний на фенотипическое разнообразие применяются три основных подхода: близнецовые исследования, исследования приемных детей, семейный анализ (генеалогический). Постепенно развиваются и методы идентификации генов, непосредственно участвующих в формировании конкретных свойств.

Наши рекомендации