Аномалии и отклонения в развитии личности – акцентуации и психопатии.
Психопатия (от греч. ψυχή, psyche — душа и πάθος, pathos — болезнь) — стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние. Для психопатии характерны:
* Выраженность патологических особенностей характера
* Тотальность психопатических особенностей человека
* Стабильность психических особенностей человека
Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации. Следует иметь в виду, что поведение при психопатии может вызвать целый ряд поражающих факторов и заболеваний, начиная от внутриутробных повреждений мозга и кончая шизофренией.
Такие состояния принято называть психопатоподобные. Любой повреждающий фактор, действующий на центральную нервную систему, может в том или ином проценте случаев приводить к психопатоподобному поведению. Следует так же заметить, что сам термин «психопатия» устарел и в психиатрии, как и в патопсихологии используется термин — «расстройство личности», что больше соответствует психическому состоянию, о котором идет речь.
Психопатия — это наследственно обусловленный признак человека, который в течение жизни не имеет динамики. Другое радикальное отличие психопатии от заболевания — это критерий постановки этого диагноза. В отличие от заболевания, при определении которого главным критерием выступает биологический, главным критерием (признаком) психопатии является социальный феномен (изменённый характер приводит к дезадаптивному в данном обществе поведению).
Классификация психопатий: Возбудимые, Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга), Психастеники, Истеричные, Эпилептоидные, Паранойяльные, Шизоидные (патологически замкнутые) психопаты, Неустойчивые личности. Наиболее известные классификации психопатий принадлежат Ганнушкину и Личко.
Степени выраженности психопатий. Умеренная — компенсаторные механизмы достаточно выражены и могут быть продолжительными, срывы могут быть пропорциональны психической травме, декомпенсация, заострение психопатических черт характера и поведения. Выраженная — компенсаторные возможности нестойки, декомпенсация — от незначительных поводов психические травмы, трудные жизненные ситуации, неполная и нестойкая социальная адаптация.Тяжёлая — компенсаторные механизмы выражены слабо, непродолжительны, высокая декомпенсация, могут достигать уровня психозов.
Акцентуации. При акцентуации обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии. Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера». Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:
Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.
Отличия акцентуации от психопатии:
- Акцентуации проявляются не всегда и не везде.
- Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.
- В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.
137. Игра как специфически человеческая деятельность. Функции детской игры.
Игра (Леонтьев) – это такой процесс деятельности мотив и предмет которого совпадают и находятся в самом процессе деятельности. Человек играет ради игры (мотив).
Игровая деятельность – это субъективная активность в пространствезнаково-символьного замещения предметной деятельности и действия.
Игровая деятельность предельно рефлексивная. Ребенок все осознает, все действия, игровые операции сознательные. В игре можно имитировать все что угодно, воспроизводить любые формы человеческих отношений. Игра теснейшим образом связана с воображением – отражение во внутреннем плане сознания субъективных отношений межу свойствами, знаками, предметами и тд. Язык и речь также связаны с игрой.
Игра это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а потом интеллектуально осваивает всю систему общественных отношений. Это особая форма освоения действительности путем её воспроизведения и моделирования.