Здравоохранению нужны клинические психологи

В Московском институте медико-социальной реабилитологии (образован в 1992 г., ректор - профессор В.Б. Гаптов) открылся новый факультет клинической психологии (декан - член-корр. международной академии и информатики, докт. психол. наук, доцент В.А. Владимирцев).

Клиническая психология - новая для нашей страны специальность, хотя за рубежом она существует многие десятилетия. Это область профессиональной деятельности психологов, направленная на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей в преодолении и профилактике заболеваний. Клиническая психология занимается изучением фундаментальных психологических проблем на моделях патологии психики; изучает общие и частные закономерности изменения и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, укреплении здоровья. Ее прикладное значение заключается в применении теории, методов и принципов психологической науки в диагностических, лечебных, реабилитационных, коррекционных и профилактических целях.

Основой факультета стали: кафедра общей психологии (зав. - проф. А.Л. Гройсман) с лабораторией исследования поведения в условиях стресса (зав. В.А. Иванов), кафедра медицинской психологии и психокоррекции (зав. - проф. Е.В. Безносюк) и Научно-методический центр психологической поддержки человека и нелекарственного лечения (дир. - проф. Г.Н. Сытин). В концепцию развития факультета заложен поиск наиболее перспективных путей подготовки специалистов- психологов, способных осуществлять многоуровневую психологическую поддержку лечебного и реабилитационного процессов. Обучение строится с учетом тесных взаимосвязей психологии и медицины, которые объединяются широким кругом общих медико-психологических проблем; изучая их, студенты смогут глубже понять патогенную и саногенную роль духовных, душевных и телесных процессов, их внутренние взаимосвязи и закономерности.

В 2000 г. факультет начал подготовку дипломированных специалистов психологов по специальности 022700 - клиническая психология. Длительность обучения при очной форме - 5 лет. Выпускник получает специальность - клинический психолог. В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой он сможет выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи, в сфере управления, производства и бизнеса: диагностическую, экспертно-консультационную, коррекционную, профилактическую, консультативную, научно- исследовательскую, культурно-просветительскую, учебно- воспитательную и др.

Важная особенность нового факультета, отличающая его от других, пока еще очень немногочисленных центров подготовки клинических психологов, заключается в наличии мощной клинической базы и опытного профессорско- преподавательского состава, возглавляемого ведущими отечественными клиницистами. Достаточно назвать таких корифеев нашей медицины, как академики РАМК В.А. Таболин, А.Г. Чучалин, Н.С. Кисляк, А.В. Мазурин, Г.М. Савельева, М.Р. Богомильский и многие другие, с научными школами которых познакомятся студенты факультета клинической психологии.

Организация учебной деятельности на факультете основана на единых требованиях Государственного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством общего и профессионального образования России в 1999 г. Учебный план включает блоки гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных, специальных и факультативных дисциплин, а также цикл дисциплин специализации. В перечень специализаций по специальности 022700 клиническая психология включены: 022701 -нейропсихология; 022702 - патопсихология; 022703 -психология дизонтогенеза; 022704 - психосоматика;

022705 - клиническое консультирование и коррекци-онная психология; 022706 - реабилитационная клиническая психология.

стр. 140

Преподаватели и сотрудники факультета реализуют в своей работе традиции педагогической и научной деятельности, заложенные отечественными основателями клинической психологии, корифеями психологической науки В.М. Бехтеревым, В.Н. Мясищевым, М.М. Кабановым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник и другими.

Декан ф-та клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии В.А. Владимирцев

* * *

В декабре 2000 г. в Институте психологии РАН состоялось последнее заседание Диссертационного совета К 002.31.02, завершившее его работу. Была представлена к защите диссертация Ольшанской Екатерины Вячеславовны "Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации" на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 -социальная психология (научный руководитель - доктор психол. наук, профессор Д.В. Ольшанский ).

Результаты исследования, проведенного автором, позволяют говорить о том, что подростковая агрессия может иметь различную психологическую природу и выступать не только как фактор дезадаптации ("деструктивная агрессия"), но и как проявление социальной адаптации личности ("конструктивная агрессия").

Е.В. Ольшанская выявила особенности агрессивного поведения подростков, связанные с личностно- психологическими характеристиками и, в целом, с процессами социально-психологической адаптации подростка в классе, семье, неформальной группе.

Практическая ценность диссертации заключается в использовании разработанной автором батареи методик в психолого-педагогической деятельности по воспитанию подростков, коррекции агрессивного поведения, а также для их адаптации к социальной среде. С помощью апробированных портативных тестов учитель и школьный психолог получают возможность четко дифференцировать "деструктивную" агрессию, в отношении которой им предстоит вести коррекционную работу, и агрессию "конструктивную", которая может использоваться как инструмент развития личности.

* * *

Институт психологии РАН (лаборатория психологии рефлексивных процессов) будет проводить в Москве 8-10 октября 2001 г. международный междисциплинарный научно- практический симпозиум "Рефлексивные процессы и управление" по основным тематическим направлениям:

1. Рефлексивные процессы и управление (методологические, теоретические и методические аспекты).

2. Рефлексия и деятельность. Рефлексия и творчество. Развитие рефлексивных способностей.

3. Рефлексивные процессы и синергетика.

4. Математические модели рефлексивных процессов и рефлексивного управления.

5. Рефлексивные процессы в различных сферах деятельности и управления:

* социальное проектирование и развитие, управление обществом, политика, экономика;

* информационные войны, информационная и информационно-психологическая безопасность, массовые коммуникации;

* информатизация общества, системы поддержки принятия решений, организация и поддержка сообществ в сети Интернет;

* культура и образование, религиозная деятельность и межконфессиональные отношения;

* установление взаимопонимания и доверия между представителями различных народов;

* прогнозирование и нейтрализация различных типов конфликтов в обществе, миротворческая деятельность и др.

6. Проблемы построения гражданского общества в России (рефлексивные аспекты).

7. "Горячие точки" и "горячие проблемы" планеты (рефлексивный анализ).

Свое участие в симпозиуме подтвердили специалисты из России, Белоруссии, Украины, Молдовы, США, Канады и ряда других стран. Рабочие языки симпозиума: русский и английский. Дополнительная информация представлена в Интернет: http://www.reflexion.ru и http://webcenter.rn/~lepsky/

* * *

В октябре 2001 г. в Ростове-на-Дону состоится Всероссийская научно-практическая конференция "Экстремальные ситуации и предельные возможности человека".

Основные направления конференции:

1. Работа с травматическим опытом: принципы, методы, подходы.

2. Экстремальные ситуации в профессиональной деятельности: вопросы психологической подготовки специалистов (МЧС, милиция, армия, спортивные команды и т.д.).

3. Экстремальные переживания в эмоционально значимых отношениях. Теория и практика кризисного консультирования.

4. Ситуации предельного напряжения и возможности личностного роста.

В ходе конференции планируется проведение "круглых столов", мастерских, тренингов.

Телефоны для справок: (8-863-2) 38-88-27, 64-33-38.

стр. 141

ИНФОРМАЦИЯ О НОВЫХ КНИГАХ

Автор:

Издательством "Смысл" выпущены в свет следующие книги:

1. Эдвин Шнейдман. Душа самоубийцы (серия "Теория и практика психологической помощи)

Перевод последней (1996 г.) книги классика суицидологии, основателя и почетного президента Американской суицидологической ассоциации. Излагается авторский подход к проблеме суицидов, иллюстрированный описаниями конкретных случаев и авторской методикой диагностики душевной боли. В издание включена научная автобиография Э. Шнейдмана с воспоминаниями о его учителе Г. Мюррее.

2. Сергей Братченко. Экзистенциальная психология глубинного общения (серия "Теория и практика психологической помощи")

В книге содержится подробный анализ теории и методологии психотерапевтической работы одного из наиболее выдающихся ныне живущих психотерапевтов Дж. Бьюдженталя. Даны развернутые программы тренингов по овладению этим подходом и перевод статей Бьюдженталя.

3. Рудольф Загайнов. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога

Уникальная, не имеющая аналогов научно-художественная книга ведущего российского практического психолога спорта высших достижений включает дневники и методологические размышления, основанные на конкретных ситуациях комплексного психологического сопровождения спортсменов и спортивных команд.

4. Надежда Творогова. Общение: диагностика и управление (серия "Психологические исследования")

Монография посвящена комплексному анализу коммуникативной деятельности на материале вузовского обучения под углом зрения диагностики и возможностей управления ею.

5. Елена Улыбина. Психология обыденного сознания (серия "Психологические исследования")

Монография раскрывает мифопсихологические и психосемантические механизмы организации и функционирования обыденного сознания.

6. Курт Левин. Динамическая психология (серия "Живая классика")

В том избранных работ включены книга "Намерение, воля и потребность" и несколько классических экспериментальных работ его учеников (Б. Зейгар-ник, А. Карстен, Т. Дембо).

7. Стейнар Квале. Интервью

Книга посвящена теории, методологии, технике проведения и интерпретации результатов качественного феноменологического исследовательского интервью, направленного на глубинное изучение жизненного мира респондентов.

8. Ролло Мэй. Сила и невинность (серия "Золотой фонд мировой психологии")

Книга написана в эссеистическом стиле, посвящена психологическим корням и механизмам агрессии.

9. Евгений Субботский. Строящееся сознание (серия "Фундаментальная психология")

Монография обобщает теоретические и экспериментальные исследования автора, посвященные формированию сознания в онтогенезе, проводившиеся на протяжении длительного периода.

стр. 142

ВАДИМ БОРИСОВИЧ ОЛЬШАНСКИЙ

Автор:

21 января, на 74-м году жизни, закончил свой земной путь один из основателей современной отечественной социальной психологии, профессор Вадим Борисович Ольшанский.

Он родился 8 февраля 1927 г. в г. Ленинграде. С 14 лет, будучи эвакуированным из блокадного города, он оказался на военной службе, был техником одного из тыловых военных аэродромов в Саратовской области. После окончания войны вернулся в Ленинград, учился в Высшем командном училище офицеров морского флота и параллельно - на вечернем отделении философского факультета Ленинградского государственного университета, который закончил в 1952 г. Ряд лет В.Б. Ольшанский провел на партийной работе, а в 1961 г. поступил в аспирантуру института философии АН СССР. В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию "О некоторых механизмах взаимосвязи общества и личности (социально-психологическое исследование)".

Именно в этой работе впервые в нашей стране был отработан до сих пор редкий в силу сложности и трудоемкости метод анонимного включенного наблюдения: работая слесарем на московском заводе им. Ильича, автор исследовал ценностные ориентации советских рабочих. По сути, с этого началось, после долгих лет забвения, возрождение социальной психологии в нашей стране. В 1969 г. вышла в свет переведенная В. Б. Ольшанским книга американца Т. Шибутани "Социальная психология", которая сразу стала бестселлером. (Позднее автор и переводчик долго выясняли: что же осталось в переводе от американской, и что появилось от советской социальной психологии.) С этого момента в стране начался своего рода социально-психологический "бум". Одной из его ярких страниц стали циклы лекций тогда еще молодого доцента В.Б. Ольшанского в Большом зале Политехнического музея, проходившие при большом скоплении народа. В определенном смысле, эти лекции стали преемниками великих поэтических вечеров в Политехническом, своего рода "послесловием" хрущевской оттепели. Эффект их популярности был определен следующим: впервые после долгого перерыва людям как бы открывали глаза на то, что у них есть психика и сознание; что есть психология общества, с которой необходимо считаться властям.

Так открылся, быть может, важнейший дар в творчестве В. Б. Ольшанского - психологического просветительства. Десятки поездок, сотни лекций по стране принесли ему тысячи учеников и поклонников. Со временем появились десятки подготовленных им кандидатов и докторов наук. До сих пор очень многие люди считают его своим учителем не только в науке, но и в жизни.

Работая на стыке целого ряда научных дисциплин, он участвовал в создании Института конкретных социологических исследований (ныне институт социологии РАН), кафедр социальной психологии на факультете психологии МГУ, в Институте общественных наук при ЦК КПСС и ряде других вузов. Немало лет проработал он в институте психологии АПН (ныне психологический институт РАО), в других вузах Российской академии образования. Он постоянно "кипел" планами и идеями. К сожалению, далеко не все удавалось осуществить - не хватало времени и, главное, здоровья, подорванного еще в годы войны.

Одним из капитальных трудов Ольшанского стала подготовка фундаментальных энциклопедических словарей: написанные им статьи посвящены основным понятиям социальной психологии.

Определенный период жизни он посвятил социальной психологии искусства, работая профессором ГИТИСа и Высшей школы деятелей сценического искусства. В последние годы предметом его особого интереса стала социальная педагогическая психология и, в частности, социальная психология школы. Постоянно превозмогая тяжелую болезнь, он до последних недель продолжал работать. Только в прошлом году вышли циклы его статей в журналах "Директор школы" и "Народное образование". Его последние книги "Практическая психология для учителей" и "Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям" были высоко оценены психологической и педагогической общественностью, переиздавались и под другими названиями.

Профессор В. Б. Ольшанский был награжден рядом боевых, трудовых и научных наград. Его перу принадлежит более сотни научных трудов. Он был удивительно обаятельным, всегда располагавшим к себе человеком, дружил с такими классиками мировой социальной психологии, как Дж. Морено, Т. Лири, Дж. Шериф, М. Гибш, М. Форверг и многими другими. Оглядываясь на пройденный им трудный жизненный путь, становится ясно: это был один из блестящих представителей сложной, но во многом великой эпохи. Так, он и останется в памяти людей - один из ее ярких символов.

стр. 143

ГЕРБЕРТ А. САЙМОН

Автор:

9 февраля 2001 г. в возрасте 84-х лет скончался профессор Герберт А. Саймон, лауреат Нобелевской и многих других престижных международных премий в областях когнитивной психологии, искусственного интеллекта и экономики.

Профессор Г. Саймон - выдающийся ученый, повлиявший на развитие многих научных направлений. Его работы в области теории организации привели к глубокому пониманию поведения людей в принятии решений, объяснили поиск "удовлетворительных" (а не оптимальных) стратегий принятия решений в организациях.

Г. Саймон внес выдающийся вклад в развитие когнитивной психологии. Его гипотеза об использовании человеком преобразований символов при анализе и решении проблем, обучении и даже в творческих процессах получила подтверждение в экспериментах. Его модель ЕРАМ (теория и моделирование восприятия и памяти) позволила объяснить человеческое поведение при классификации стимулов. С помощью модели ЕРАМ были поставлены классические эксперименты по изучению вербальной памяти и памяти экспертов.

Под руководством Г. Саймона разработаны программы, обучающие искусству решения математических задач. На основе этих программ в Китае были созданы и получили широкое распространение новые курсы обучения алгебре и геометрии в школах.

В последние годы Г. Саймон активно работал над моделями научных открытий. Им были созданы алгоритмы, которые позволили компьютеру повторить многие важные научные открытия (модель BACON и др.). Новым направлением исследований является поиск визуальных представлений как средства решения проблем (модель CaMeRa).

Общепризнано, что Г. Саймон был основателем искусственного интеллекта как научного направления. Его "Универсальный Решатель Задач" (General Problem Solver-GPS) явился громадным достижением в той области и позволил решить множество интеллектуальных задач. Исследования, проведенные при разработке GPS позволили выявить человеческие эвристики и использовать их в компьютерных программах.

Большое внимание процессор Саймон уделял построению программ, играющих в шахматы и анализу мышления шахматистов. Он называл шахматы "дрозофилой искусственного интеллекта". Его методы и эксперименты позволили найти стратегии мышления шахматистов, особенности восприятия ими шахматных позиций.

Выдающейся чертой исследований Г. Саймона была многодисциплинарность: умение увидеть общие черты явлений и подойти к ним с широким знанием в различных научных дисциплинах.

В течение 50 лет профессор Г. Саймон работал в знаменитом университете Карнеги-Меллон, где он был основателем нескольких факультетов. До последних дней он вел творческую работу, руководил аспирантами.

Профессор Г. Саймон был членом Национальной Академии наук США, членом многих иностранных академий наук. В 1998 г. он был избран иностранным членом Российской Академии Наук.

Несомненно, что работы профессора Г. Саймона, его блестяще написанные книги и статьи определят на многие годы развитие когнитивной психологии, теории организаций и искусственного интеллекта.

стр. 144

Наши рекомендации