Информация по оценке знаний. Дисциплины для студентов
ПРОГРАММА
Дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине «Самопознание»
для специальности: 5B012000 «Профессиональное обучение».
АСТАНА 2013
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании Временной типовой учебной программы по дисциплине «Самопознание» Астана 2012 г.
для высших учебных заведений для специальности (5B012000 «профессиональное обучение» и соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденным «_____»____________2012_г.
Рассмотрена на заседании кафедры «Профессиональное образование»
«______»_________________2013г. Протокол №________.
Заведующий кафедрой ____________________Есекешова М.Д.
Рекомендована методической комиссией факультета компьютерных систем и профессионального образования.
«___ »______________2013 г., протокол №____
Председатель МК__________________________________
1. Данные о преподавателе:старший преподаватель
Кочкорбаева Эльмира Шабданбековна
Дни консультации: согласно графика на кафедре «Профессиональное образование»
2. Данные о дисциплине:
Название: Самопозание
Номер (код) курса:
Количество кредитов: 2 кредита.
Количество лекционных часов: 15
Практических часов: 15
СРСП: 15
СРС: 45
Распределение учебного времени:
Недели семестра | Всего | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Практ.зан. | ||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Всего |
Представление курса: Уважаемые студенты, элективный курс "Самопознание" предполагает развитие нравственных и духовных качеств студентов с учетом ваших индивидуальных особенностей и строится на методах народной педагогики, великом наследии казахского народа, а также на мировом опыте обучения общечеловеческим ценностям. Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.
Пререквизиты курса
Для изучения курса «Самопознание» студент должен:
3.1. Иметь знания по истории Казахстана, философии, казахскому языку и литературе.
3.2. Иметь навыки работы с учебной и научной литературой.
Постреквизиты курса
Знания, приобретенные при изучении дисциплины «Самопознание» дадут возможность понимания себя и окружающих людей и применения в дальнейшей личной и профессиональной жизни выпускника университета основополагающих принципов гуманизма, и также на этой основе строить взаимоотношения с людьми.
Краткое описание курса.
Данный курс состоит из следующих разделов:
Раздел 1 – Теоретические основы самопознания и саморазвития.Раздел 2 – Культура общения.
Раздел 3 – Этика жизни
Цели изучения курса
Целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение молодежи в духе общечеловеческих ценностей, направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества; строить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Задачи курса
1. Раскрыть студентам значимые стороны и аспекты отношения к самому себе, к людям и к окружающему миру.
2. Развить интерес к приобретению специальных знаний, умений и навыков по самосовершенствованию и самоактуализации личности .
3. Способствовать профессиональному становлению и развитию творческого потенциала личности будущего специалиста;
4. Изучить известные способы решения жизненных повседневных проблем.
5. Развитие у студентов умения ставить перед собой цели, основанных на общечеловеческих ценностях и нормах, а также развитие умения эффективно работать в группе, команде и в трудовом коллективе.
6 Содержание дисциплины:
Содержание лекционных занятий
Наименование темы | Объем час | Литература | Текущий контроль, балл |
Лекционные занятия: Тема 1. Психология самопознания 1.1. Понятие самопознания. 1.2.Значение самопознания в жизни человека 1.3. Сферы и области самопознания | Осн: 1,2,4 Доп: 13,14 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека. 2.1Сознание и самосознание. 2.2. Структура самосознания | Осн: 1,2,4 Доп: 13,14 | ||
Тема 3. Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы результаты. 3.1Общая характеристика самопознания как процесса 3.2. Цели и мотивы самопознания 3.3 Способы и средства самопознания | Осн:1,2,3,6 Доп:13, | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 4. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания. 4.1. Понятие идентификации. 4.2 Понятие рефлексии | Осн:1,2,3 Доп:12,13 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 5. Психология саморазвития. 4.1. Общая характеристика саморазвития. 4.2. Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологии. 4.3. Сущность саморазвития и его основные характеристики. | Осн:1,2,7,8 Доп:12 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема6. Саморазвитие, становление внутреннего мираи жизненный путь человека.6.1 Внутренний мир человека6. 2. Развитие субъективной реальности. 6.3. Саморазвитие и жизненный путь личности. | Осн:1,2,9,10 Доп:14 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 7. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития.7.1Самоутверждение. 7.2Самосовершенствование. 7.3. Самоактуализация. | Осн:1,2,3,7 Доп:13 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема № 8. Самопринятие и самопрогнозирование как механизмсаморазвития. 8.1. Самопринятие личности. 8.2. Самопрогнозирование личности | Осн:1,2,3 Доп:14 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 9. Педагогическая поддержка самопознания и саморазвития. Особенности самопознания и саморазвития на разных ступенях онтогенеза.9.1. Самопознание и саморазвитие в дошкольном возрасте.9.2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте.9.3. Самопознание и саморазвитие взрослого человека. 9.4. Типичные трудности самопознания и саморазвития. | Осн:2,3,6 Доп:12 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 10 Психолого-педагогическая поддержка и помощь в процессах самопознания и саморазвития.10.1 Неуверенность и пути ее преодоления.10.2. Специфика работы с самоуверенными детьми.10.3. Работа с тревожными детьми.10.4. Работа с неорганизованными детьми.10.5. Помощь детям в процессе саморазвития их личности.10.6 Помощь школьникам на этапах профессионального самоопределения | Осн:2,3,6 Доп:12 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 11 Формирование культуры самовоспитания личности.11.1. Самовоспитание как средство саморазвития.11.2. Культура самовоспитания личности.11.3 Проблемы формирования культуры самовоспитания личности. | Осн:,1,7,8 Доп:14 | 0,3 - 0,7 б. | |
Тема 12 Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога.12.1. Общая характеристика личности и профессиональнойкомпетентности педагога.12.2. Особенности самопознания и саморазвития педагога.12.3. Общая характеристика профессионального самосознанияпедагога.12.4. Психологические особенности профессиональногосамопознания педагога.12.5. Психологические особенности профессиональногосаморазвития педагога. 12.6. Барьеры саморазвития. | Осн:1,2,4 Доп:13,14 | 0,3 - 0,7 б. |
Содержание практических занятий
Наименование темы | Объем, час | Литература | Текущий контрольбалл |
1Творить себя в своей судьбе | Осн: 1,2,4 Доп: 13,14 | 0,5-1 б | |
2 Мир моей души | Осн:1,2,3,6 Доп:13 | 0,5-1 б | |
3 Мое призвание | Осн:1,2,3 Доп:12,13 | 0,5-1 б | |
4 Будущее создается сегодня | Осн:1,2,7,8 Доп:12 | 0,5-1 б | |
5.Человек в потоке истории | Осн:1,2,9,10 Доп:14 | 0,5-1 б | |
6 Культура общения. | Осн:1,2,3,7 Доп:13 | 0,5-1 б | |
7 Взаимопонимание и дружба | Осн:1,2,3 Доп:14 | 0,5-1 б | |
8 Любовь побеждает все. | Осн:2,3,6 Доп:12 | 0,5-1 б | |
9 Казахстан наш общий дом. | Осн:,1,7,8 Доп:14 | 0,5-1 б | |
10 Этика жизни | Осн:1,9 Доп:14 | 0,5-1 б | |
11 Доброта спасет мир. | Осн:1,2,4 Доп:13,14 | 0,5-1 б | |
12 Современная массовая культура. | Осн:1,2,3,6 Доп:13,14,15 | 0,5-1 б | |
13 Как прекрасен этот мир. | Осн:1,2,3 Доп:12,13,15 | 0,5-1 б | |
14 Душа природы | Осн:1,2,7,8 Доп:12 | 0,5-1 б | |
15 Волшебная сила искусства. | Осн:1,2,9,10 Доп:14 | 0,5-1 б |
7 График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине:
№ | Тема занятия | Задания СРС | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Срок сдачи | Оценочные баллы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
1. | Введение. «Творить себя в своей судьбе» | 1. Подготовка вопросов по теме. 2.Выполнение практических заданий. 3.Обсуждение реферата. | 1. История моего имени и моего рода. 2. Написать эссе: «Мое призвание». 3. Личность. Индивид. Индивидуальность. | №1 №3 №8 | 1 Конспект лекций 2. Показ практического задания. 3 Рецензирование реферата. | 1 неделя. | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
2. | Эмоционально-волевая сфера личности. | 1. Конспект вопросов по теме. 2.Выполнение практических заданий. 3. Разработка глоссария по теме. | 1. Значение эмоций и чувств. 2. Любовь. Уважение. Доброта – основа общечеловеческих ценностей. 3. Свобода воли человека. | №1 №3 №7 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 3. Опрос по глоссарию. | 2 неделя. | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
3. | Эмоционально-волевая сфера личности. | 1.Выполнение практических заданий. | 1. Стресс. Влияние стрессовых ситуаций на организм человека. 2. Способы выхода из стресса. | №1 №3 №2 | 1. Конспект лекций | 3 неделя. | 0,3-0,7 1-2 Общий балл: 1,3-2,7 |
4. | Индивидуально-типологические особенности личности. | 1. Конспект вопросов темы. 2. Выполнение практических заданий. 3. Обсуждение реферата. | 1. Понятие темперамента. 2. Учет особенностей темперамента при межличностном и деловом общении. | №1 №3 № 7 №5 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 3 Рецензирование реферата. | 4 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
5. | Индивидуально-типологические особенности личности. | 1. Конспект вопросов темы. 2. Выполнение практических заданий. 3. Обсуждение реферата. | 1. Национальный темперамент. 2. Понятие менталитет народа | №1 №2 №6 №4 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 3. Рецензирование реферата. | 5 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
6. | Характер человека | 1. Конспект вопросов темы. 2. Выполнение практических заданий. | 1. Волевые черты характера. 2. Формирование сильного характера. 3. Написание эссе на тему «Совершенный человек» | №1 №2 №6 | 1. Конспект лекций 2 Отчёт о выполненных практичес ких заданиях. 3. Устный опрос по глоссарию | 6 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
7. | Характер человека | 1. Конспект вопросов по теме. 2. Выполнение практических заданий. | 1. Соционика. Социотипы. 2. Экстраверты и интроверты. 2. Логики и этики. 3. Сенсорики и интуиты. | №1 №3 №2 №6 №4 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 2. Презентация сказки. | 7 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
8. | Способности. | 1. Конспект вопросов по теме. 2. Выполнение практических заданий. 3. Обсуждение реферата. | 1. Потенциал человека. 2. Одаренность. Талант. Гениальность 3. Интеллект человека. 4. Обсудить проблему сверхспособнсотей человека. | №1 №2 №3 №6 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 2. Рецензирование реферата. | 8 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
9. | Способности. | 1.Конспект вопросов по теме. 2. Обсуждение реферата. | 1. Подготовка дискуссии на тему «Наследственность или воспитание». Что важнее? Биологический Социальный факторы развития способностей. | №1 №6 №3 | 1. Конспект лекций 2 Проведение дискуссии. . | 9 неделя | 0,3-0,7 1-2 Общий балл: 1,3-2,7 |
10. | Культура общения. | 1. Подготовка вопросов по теме. 2. Выполнение практических заданий. 3. Обсуждение рефератов. | 1. Значимость этики и этикета общения. 2. Вежливость, тактичность, деликатность, корректность как основа общения. | №1 №2 №3 №8 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 3 Рецензирование реферата | 10 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
11. | Культура общения. | 1. Конспект вопросов по теме. 2. Решение задач и выполнение практических заданий. 3. Реферат. | 1.Обсуждение в группе следующих категорий: 1.1 Дружба, преданность, взаимопонимание. 1.2 Предательство и зависть, злоба. Жестокость. 1.3 Оправдано ли «Ложь во спасение» или «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» | №1 №3с №6 №7 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение вопросов темы. 3 Рецензирование рефератов. | 11 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
12. | Психология семейных отношений. | 1. Конспект вопросов по теме. 2. Обсуждение рефератов. | 1. Семья – основа всего. 2. Виды семейных отношений. 3. Мини-эссе «Моя семья» | №3 с 61-75 №1 с 105-109 №6 №7 | 1. Конспект лекций 2. Рецензирование рефератов. | 12 неделя | 0,3-0,7 1-2. Общий балл: 1,3-2,7 |
13. | Психология семейных отношений. | 1. Конспект вопросов по теме. 2. Обсуждение рефератов | 1. Создание молодой семьи. 2. Психология отношений между мужчиной и женщиной. 3. Половое воспитание молодежи. | №3 №4 №6 №7 | 1. Конспект лекций 2 Обсуждение решений педагогических задач. | 13 неделя | 0,3-0,7 1-2 Общий балл: 1,3-2,7 |
14. | Этика жизни. | 1. Конспект вопросов по теме. 2. Обсуждение рефератов. | 1. Современная массовая культура. 2. Здоровый образ жизни. 3. Мини-эссе «Герой нашего времени» | № 2 №4 №6 №3 | 1. Конспект лекций 2. Рецензирование рефератов. | 14 неделя | 0,3-0,7 1-2. Общий балл: 1,3-2,7 |
15. | Этика жизни. | 1. Конспект вопросов темы. 2. Решение задач. 3. Обсуждение рефератов. | 1. Принципы позитивного отношения к жизни. 2. Оздоровительные техники. | №1 №3 №4 №6 | 1. Конспект лекций Обсуждение решений задач. 2.Рецензирование рефератов. | 15 неделя | 0,3-0,7 0,5-1. 0.5-1 Общий балл: 1,3-2,7 |
Тематика рефератов:
1. Любовь как нравственное чувство.
2. Теория лжи.
3. Секреты общения.
4. Способности.
5. Характер.
6. Психология семенных отношений.
7. Стресс. Стрессоустойчивость.
8. Дыхательные оздоровительные техники.
9. Возрастные особенности юношеского возраста.
10. Психология пожилых людей.
11. В чем смысл жизни.
12. Принципы гуманного воспитания.
13. Особенности семейного воспитания.
14. Творческий человек.
15 Невербальные средства общения
Список литературы
Основная литература курса
1.Гамезо М.В.., Домашенко И.А., Атлас по психологии. М., 1998.
2.Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.,1996
3.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед.вузов: В 3 кн.
М., 1994,1996.
4.Общая психология. Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. М., 1995.
5.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. М.,2001.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
7.Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов, Ростов-на-Дону, 1995 г.
8. Психология. Под ред. А.А. Крылова, 1998г.
9. .Психология. Учебник для технич. вузов. Под ред. Дружинина В.Н., 2000г.
10 .Основы психологии. Климов Е.А.,М.:1997г.
Дополнительная литература
11.Психология. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., М.:2002г.
12.Маклаков А.Г. Общая психология СПб 2006 г
13. Бекбаева Ж.С. Общая психология . УМКД. Астана 2009 г.
Политика курса
1На занятиях проявлять максимум активности и творчества.
2 Не опаздывать на занятия.
3 Не отвлекаться и не разговаривать во время занятий, сотовый телефон
отключить.
4 Не пропускать занятия без уважительной причины. В случае отсутствия на занятиях необходимо представить оправдательный документ.
5 Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и
преподавателям.
6 Следует бережно относиться к мебели и имуществу университета.
7 Следует строго придерживаться сроков выполнения и сдачи индивидуальных заданий.
8 Пропущенные занятия должны быть отработаны.
Информация по оценке знаний
Информация по оценке знаний включает описание следующих видов и форм контроля:
Текущий контроль – посещение и работа на лекционных занятиях, работа на практических занятиях, выполнение задание СРС.
Промежуточный (рубежный) контроль проводится два раза в семестр, в форме письменных работ или тестирования.
Итоговый контрольпредполагает сдачу студентами экзамена по дисциплине «Этнопедагогика», в форме тестирования, с применением ПК.