Лекция 9 ТВОРЕНИЕ МИРА. САКРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Д. ХЬЮСТОН
Здравствуйте, дамы и господа!
Сегодня я наконец дохожу до предмета, представляющего основополагающий интерес, а именно, схемы творения мира. В прошлый раз я рассказывал вам о дискуссиях, которые шли в начале первого тысячелетия нашей эры, когда люди занимались по-настоящему серьезными вещами. И мы с вами в том же русле, я надеюсь, продолжим. Но в качестве преамбулы хочу рассказать историю из моей жизни, коротенький эпизод, который показывает, что от судьбы философа не уйдешь, как ни старайся.
Это было очень давно. Мне было тридцать с небольшим лет, я работал в научно-исследовательском институте технического профиля. И однажды ко мне подошла малознакомая барышня, которая работала на соседнем этаже, и отозвала меня чуть-чуть в сторону. Лицо у нее было кругленькое, хорошенькое, по виду не истощенное умственными усилиями и с большими яркими голубыми глазами. И она задала мне такой вопрос: «Вы, с вашими знаниями и опытом, наверное, можете мне сказать, как отличить галлюцинацию от истинного видения, которое возникает при открытии третьего глаза?» Я со своими знаниями и опытом мало что мог ей сказать на эту тему, но, тем не менее, напрягся и что-то ответил. Это ее, видимо, устроило, потому что она задала следующий вопрос: «Ну, это ладно. Единственное, что меня по-настоящему волнует, это зачем Абсолют творил проявленный мир?» На этот вопрос я ответить уже не смог.
Надо сказать, что такой вопрос показывает большую степень доверия к адресату. Его второй раз, тоже абсолютно серьезно, задал мне уже совсем взрослый дядя, который занимал достаточно высокий административный пост, и, хотя, в общем, ответ на этот вопрос у меня был, то есть я знал ссылку на соответствующие источники в древней индийской философии, но он совершенно не прозвучал. В устах Вивекананды ответ звучит приблизительно так: Абсолют есть Первопричина, поэтому говорить о том, что Он что-то делает с какой-то целью, методически неправильно, поскольку внешних по отношению к Нему целей быть не может. Он творит мир, потому что Ему это свойственно.
Однако сегодня я не буду покушаться на тему: «Зачем Абсолют творил проявленный мир». Я расскажу, как Он это делал.
Частично мой рассказ заимствован из традиции, а частично это мои собственные измышления. Но, опять-таки, я ни в какой степени не претендую на знание объективной истины, как я уже не раз вам объяснял. Высшая философия, религиозная философия — это то, что человек (в идеале) добровольно выбирает себе из того спектра, который он может себе найти — или внутри себя, или во внешнем мире. Кстати говоря, мне читатели часто говорят, что я в своих книгах не говорю ничего нового, а повторяю то, что им давно внутри себя известно, но только у них для этого не было должных слов. И если это для вас так прозвучит, то для меня этого более, чем достаточно.
Что же сделал Абсолют первым делом, когда начал проявляться, то есть когда началось Утро Брамы? Что Он сотворил в самом начале? Эта инстанция называется по-разному, но самое распространенное ее название — Мировой Разум.
Итак, Абсолют сотворил Мировой Разум. И это не было нечто сильно дифференцированное: ниоткуда возникло некоторое облачко, которое, на мой взгляд, более правильно, более корректно, называть Единым или Синтетическим Сознанием (рис. 9.1). С точки зрения Его Самого, Синтетическое Сознание возникло ниоткуда, так как Абсолют недоступен прямому восприятию и постижению (но в то же время Синтетическое Сознание понимало, что оно не является собственной причиной и тем самым имело косвенное представление об Абсолюте как своем Создателе). Религиозная философия в целом и многие люди с высоким религиозно-мистическим опытом говорят, что все в мире есть Сознание. Вот оно первым делом и возникло. Оно было Единым, или Синтетическим. Или я мог бы назвать Его Самосознанием: здесь, на этом уровне, разницы нет.
Рис. 9.1. Три этапа творения мира
В Синтетическом Сознании не было никаких противоречий, здесь была сплошная целостность. Это тот самый идеал, к которому человек подсознательно стремится, когда говорит, что у него в жизни много противоречий, много несогласованностей. Он стремится к этому самому первичному состоянию, когда из Абсолюта было сотворено Единое Сознание, то есть он идентифицируется с первым этапом творения, когда есть Абсолют, то есть Чистая Потенциальность, которая является Источником всего, для Которой источника уже нет, и Которая никаким способом не постижима, но проявляется косвенно во всем сущем, — и есть Единое, Синтетическое Сознание, в котором нет ни частей, ни элементов, оно не разрывается никакими противоречиями, а представляет собой абсолютную цельность и целостность.
А что же произошло дальше? Сотворив (на первом этапе) более плотный, чем Он Сам, мир (Синтетическое Сознание), Абсолют предоставил ему и всем остальным созданьям и мирам аналогичную возможность, то есть возможность творения более плотных миров; этот процесс на эзотерическом языке называется инволюцией.
Как же выглядел следующий (второй) этап творения? Синтетическое Сознание вообразило себя на месте Абсолюта и создало более плотную, чем оно само, пару миров, имитирующих уже имеющуюся пару (то есть Абсолют и себя). Таким образом, на втором этапе творения (инволюции) возникло уже три мира, и к тому же когда Синтетическое Сознание материализовало под собой еще пару миров, оно само несколько изменилось. Таким образом, на втором этапе творения было уже четыре реальности (включая Абсолют), из которых первые две примерно соответствовали тому, что возникло на первом этапе (Абсолют и Синтетическое Сознание), а вторые две их как бы копируют, но на более плотном уровне. Что же получилось? (Посмотрите на среднюю часть рис. 9.1). Абсолют остался на месте (хотя несколько изменился), Синтетическое Сознание трансформировалось в Синтетический мир, а внизу появились Качественный Мир как плотный аналог Абсолюта и Предметный Мир как плотный аналог Синтетического Сознания.
Итак, на втором этапе инволюции получился трехступенчатый мир (и незримо витающий над ним Абсолют). И вот я вам сегодня о нем расскажу, а пока, не вдаваясь в подробности, объясню, откуда взялись семь тонких планов бытия. Они возникли на третьем этапе инволюции, который был аналогичен второму: на этом этапе Предметный мир сотворил под собой еще четыре мира, имитирующих ситуацию, возникшую на третьем этапе, то есть создал плотные аналоги Абсолюта (в Его состоянии на втором этапе творения), Синтетического мира, Качественного мира и Предметного мира. Итого на третьем этапе творения получилось семь миров, или планов бытия, уже известных вам: атманический, буддхиальный, каузальный, ментальный, астральный, эфирный и физический — и, разумеется, вездесущий Абсолют. При этом атманический план получился как модификация Синтетического мира, буддхиальный — как модификация Качественного мира, каузальный — как модификация Предметного мира, ментальный — как плотный аналог Абсолюта (в варианте Его состояния на втором этапе творения), астральный план — плотный аналог Синтетического мира, эфирный — Качественного, а физический — Предметного. Однако я не буду развивать эту тему, а вернусь ко второму этапу творения и трем мирам, на нем образовавшимся. Я надеюсь, вам понятно, что им соответствуют самые глубокие, а потому важнейшие структуры человеческой психики.
Синтетический, Качественный и Предметный миры.Кто населяет Синтетический мир, как он выглядит? Его составляют в первую очередь имена и другие синтетические, то есть законченные, полные образы различных объектов. Качественный мир отличается тем, что в нем есть различные атрибуты, свойства, качества, склонности, тенденции, но нет никаких выделенных объектов. Например, там есть добро, но нет источника этого добра, как есть магнитное поле, но нет магнитного заряда. В Качественном мире могут быть противоречия, даже антагонизмы, но нет объектов, на которых они материализуются: последние находятся в Предметном мире.
Если мы обратимся к языку, то обнаружим, что все высшие архетипы (и все высшие абстрактные философские концепции, если они хоть в какой-то степени разумны) имеют в нем прямое выражение.
К Синтетическому миру относится тот законченный объект, который в речи характеризуется подлежащим, и обычно выражается именем или местоимением. Когда мы называем человека по имени (Василий Петрович), мы тем самым формируем его подсознательный синтетический образ, который объединяет в себя всю его индивидуальность целиком.
Когда мы говорим о Качественном мире, мы употребляем описание: мы говорим: красивый, безобразный, добрый, злой, ревнует. Все слова, которые объединяются грамматическими категориями глагола, прилагательного и причастия, относятся к Качественному миру. К характеристикам Качественного мира относится сказуемое, а также все эпитеты, относящиеся к подлежащему. В Качественном мире нет форм, но есть краски, в нем нет музыкальных инструментов, но есть ноты. Он чем-то напоминает мультипликационный мир: объект Качественного мира можно вытянуть, можно сплющить, и при этом с ним ничего не делается. Здесь нет границ.
И, наконец, Предметный мир. Он отличается от Качественного тем, что там есть части, есть элементы и жесткие границы, там есть начало и есть конец. В простом предложении к нему относится прямое дополнение. (Например, в предложении «Я наступил на камень» слово «камень» — прямое дополнение.) И еще в Предметном мире есть несовместимость, и она появляется только здесь. В Качественном мире никакой несовместимости нет: там любая характеристика может быть наложена на любую другую. В Предметном мире это уже не так: здесь есть границы и есть несовместимость. Если говорить на психологическом уровне, человек может обладать любыми чертами характера, и как-то они в нем сочетаются. Например, он может быть добрым и злым одновременно, в нем могут сочетаться непримиримость и мягкость и т. д. Если же описывать объект на предметном уровне, мы попадаем в совершенно другую реальность, в совершенно в другое пространство, например, в пространство событий, где вам приходится выбирать: или вы работаете на одной фирме, или вы работаете на другой фирме. Или вы замужем за одним мужчиной, или вы замужем за другим мужчиной (в нашей, по крайней мере, культуре), и совмещать это не удается. Или вы живете в одном городе, или вы живете в другом городе, или вы путешествуете из города в город — это три варианта, друг с другом не совместимые.
Я надеюсь, вам понятно, почему Качественный мир соотносится с Предметным примерно так же, как Абсолют с Единым Сознанием: Качественный мир, с точки зрения Предметного, неуловим. Там есть тенденция, но не к чему прицепиться, там нет того, что можно потрогать. Но, в то же самое время, Качественный мир создает Предметный. И эта триада: Синтетический, Качественный, Предметный — является для психологии самой фундаментальной. Универсальный архетип, состоящий из Синтетического, Качественного и Предметного, я называю Триадическим, и он в нашей психике представлен ничуть не менее отчетливо, чем Диадический, состоящий из архетипов Инь и Ян, которые мы в прошлый раз разбирали. Например, в речи мы обычно четко выделяем синтетическую, качественную и предметную компоненты, выделяем интонационно, а также порядком слов в предложении.
Качественный мир — это свет без источника, добро как свойство, как качество, но не как конкретное проявление. Это взгляд на эволюцию как на процесс, несводимый к отдельным событиям, это взгляд на зло как на низшую ступень добра. Если мы говорим, что добро — это то, что творит Бог, а зло — это то, что творит дьявол, в буквальном понимании этих слов, то мы опускаемся в Предметный мир, потому что лишь в нем есть конкретная фигура, которая является источником положительных поступков, и фигура, которая является источником отрицательных поступков, как, например, в сказках. Там есть добрый волшебник и злой волшебник и они производят определенные действия. Таким образом, если у нас в сюжете есть добрый волшебник и злой волшебник, то мы попали в Предметный мир, а когда их нет, мы находимся в Качественном мире.
И когда мы разговариваем с психологическим клиентом, всегда важно понять, из какого мира он пришел и в каком мире он предъявляет нам свою проблему, потому что если мы тут ошибемся, мы не найдем с ним общего языка.
В качестве примера я вам расскажу популярный сюжет из буддийской мифологии, а точнее — из индийского фольклора, то есть устного народного творчества. У индусов и буддистов есть представления о шести мирах, в которых может воплощаться душа человека, и астрологам, кстати говоря, это тоже хорошо бы знать, потому что психологические проекции этих миров проявлены чрезвычайно ярко.
Индусы говорят, что человеческая душа, воплощаясь, может родиться в одном из шести миров, или, вернее, в одной из шести серий миров. Еще выше, чем все эти миры, находится нирвана, то есть выход за воплощения, но если уж вы воплотились, то самое высшее воплощение — это жизнь в мире богов. Когда человек (или другое существо) накопил очень большую положительную карму, то на некоторое время его душа воплощается в мире богов, где все абсолютно идеально, нет никаких проблем, нет никаких противоречий, — чистый, ничем не омраченный экстаз. И душа некоторое время там находится, пока ее наработки не исчерпываются, после чего она умирает в этом мире и воплощается где-нибудь пониже. Таким образом, мир богов — это своего рода рай.
Следующий уровень — чуть пониже, это мир полубогов, или конкурирующих полубогов. Там тоже все исключительно хорошо, никаких проблем и мучений нет, за исключением одного обстоятельства: полубоги постоянно друг с другом соревнуются и выясняют отношения, занимаются интригами, говоря на нашем языке, и пытаются доказать, кто из них лучше, кто хуже, кто больше может, кто меньше.
Следующий мир, в котором может воплотиться душа, — это мир людей. И основное внимание в буддизме уделяется тому факту, что когда душа воплотилась в мире людей, то у нее самые большие возможности для того, чтобы изживать карму и идти к просветлению, к нирване и прекращению воплощений. Богам и так хорошо, они, может быть, и понимают, что нирвана — это еще более высокая цель, но они настолько гармоничны, им настолько хорошо, что никаких усилий они прикладывать не могут. А если душа воплотилась в мире полубогов, то там тоже может возникнуть идея о том, чтобы поработать над собой, принять участие в эволюции и помочь в освобождении от страданий живым существам, — но, увы, все силы полубогов уходят на взаимную конкуренцию. А никаких страданий там нет, поэтому существенного стимула для того, чтобы отвлечься от этих своих полубожественных интриг, у них тоже нет. (Кстати говоря, древнегреческий пантеон очень похож на мир конкурирующих полубогов индусов.) А вот у человека как раз есть возможность заниматься собой и другими живыми существами.
Дальше идут еще три мира: мир животных, у которых нет достаточного осознания, чтобы заниматься собой, и которым свойственный различные звериные качества; мир претов — голодных духов, которые изображаются с толстенькими животиками и очень узкими шейками: они вечно мучимы голодом и жаждой, но никак не могут насытиться; и, наконец, самые жесткие — это адские миры, куда душа воплощается за большие прегрешения, и этих адов предусмотрено большое разнообразие — есть холодный ад, где все мерзнут, есть горячие ады, острые ады и т. д., в зависимости от отрицательных кармических наработок души.
В гороскопе тоже можно усмотреть некоторое влияние всех этих миров, по крайней мере, в их психологической проекции. Если у человека где-то стоит трин между планетами, это в соответствующих областях его жизни обязательно будет ощущаться влияние мира богов. Если в карте стоит треугольник, состоящий из трина, секстиля и оппозиции, то в соответствующих сферах жизни человека будет ощущаться влияние мира полубогов — я думаю, астрологи меня понимают. А человеческому плану бытия соответствуют децили и тридецили, то есть аспекты в 36° и 108°.
Однако даже и безотносительно к астрологии, если к вам приходит клиент и приносит свою проблему из мира богов, то это выглядит так, что проблемы-то на самом деле у него и нет. Он может ее решать, а может и не решать. Он гармоничен сам в себе, он пришел с вами поделиться впечатлениями о жизни, поговорить о том, о сем — знакомо, да? Он пришел, как потом выясняется, чтобы вы подтвердили, что его собственное решение по интересующей его проблеме — правильное, или вообще проблемы как таковой нет, а просто хочется иногда поговорить с уважаемым, понимающим человеком.
Если вы попытаетесь с этим человеком работать так, как будто он явился из мира голодных духов, то вы через некоторое время окажетесь (сами для себя) в глупом положении. А такой подход более, чем вероятен, потому что психотерапевты сами, как правило, происходят из мира голодных духов. Что такое психологическая проекция мира претов? Это мощная неудовлетворенная потребность, которая буквально порабощает человека. И вот он ею мучается, но никак не может ее удовлетворить: у него есть отрицательная доминанта — это может быть страх, или какой-то комплекс, это может быть неуверенность в чем-то, какой-то отрицательный сюжет, о котором он только и думает. От хорошей жизни в психологи, особенно практические, не идут (это эмпирический факт), и, как правило, у терапевта такая негативная доминанта есть, и если он всерьез воспринимает клиента, то, как правило, с ним идентифицируется, то есть он настраивается на то, что пришел его собрат, тоже обитатель мира голодных духов, и пытается на этом уровне найти с ним общий язык. А пришел совершенно не собрат, пришел опытный манипулятор, который вокруг себя собирает пространство, концентрирует энергию, находясь от происходящего на безопасном для себя состоянии, и как повернется сюжет, ему, в общем, безразлично. Поэтому работать и общаться с людьми на тему их гармоничных аспектов очень опасно, потому что там вас быстро расположат удобным для клиента, а не для вас, образом, и ловко включат в его сюжет.
Или другой вариант, очень частый в семейной терапии. Приходит женщина с жалобой на своего брачного партнера и рассказывает, какой он ужасный, как с ним невозможно жить, как он ее унижает, как он ее оскорбляет. Однако вполне вероятно, что в принципе, в целом, ее абсолютно устраивает то, что с ней происходит. Однако у нее накипело что-то в душе, и ей нужно вылить некоторое количество душевного яда наружу, с чем она и пришла. Если начать с ней разговаривать, как будто она находится в адском пространстве или в мире голодных духов, то вы очень быстро обнаружите, что идет полное несоответствие, некомплементарность, потому что когда вы начнете всерьез обсуждать с этой женщиной, какой именно яд она должна подсыпать своему супругу, чтобы разрешить свою ситуацию кардинально, она скажет: «Ну, что вы! Это нельзя! Если я ему скажу такие слова, он же ведь заболеет! Он же меня очень любит, и я его очень люблю, что самое главное-то!» И услышав такие слова после того, как на голову ее партнера в течение полутора часов лились негодование и грязь, неопытный терапевт впадает в транс.
А причина очень проста: он спутал миры, клиентка пришла из мира полубогов, и на такие вещи надо всегда обращать внимание.
Я думаю, вам понятно, что мир богов — это вариант Синтетического мира, который опускает вниз (в Качественный мир) веточку, а потом подбирает ее обратно, и опять оказывается в удовлетворительной замкнутой ситуации. Или он может опустить веточку даже на два уровня вниз, в Предметный мир: в вашем разговоре проявилась какая-то конкретная вещь, вы ее обсудили, подняли на качественный уровень, а потом как будто сам собой происходит подъем вверх с качественного уровня на синтетический, и у человека все гармонически соединяется вместе.
Синтетическая астрология.Здесь работает синтетическая астрология, в которой стихии соответствуют переходам между мирами. Стихия Огня это переход от Синтетического мира к Качественному: Огонь порождает новые качества, или усиливает имеющиеся, или их как-то дифференцирует. Стихии Земли соответствует переход от Качественного мира к Предметному, стихии Воздуха — переход от Предметного мира к Качественному, а стихии Воды — переход от Качественного уровня к Синтетическому. Сравните получающуюся схему (рис. 9.2) с алхимической схемой (рис. 5.1), и вы поймете генезис каббалистической астрологии из синтетической.
Рис. 9.2. Стихии синтетической астрологии
Что такое проработка стихии Воды в синтетической астрологии? Это способность найти из любого состояния, которое является качественным антагонизмом или хотя бы противостоянием, выход в интегрированное состояние, то есть найти целостный объект, в котором все противоречия собираются и примиряются — и тогда вы попадаете под архетип Единого, или Синтетического Сознания.
И ничто меньшее вам не поможет. Я не говорю, что это легко, потому что принять, что в твоей жизни есть и покой, и движение, и горе, и радость, и постоянство, и изменчивость, и негативные явления, и позитивные, и эволюция, и застой, и все это внутри себя соединить в единое целое, чрезвычайно сложно. Это и есть проработка стихии Воды.
Распространенная методическая ошибка заключается в том, что человек начинает это делать с предметного уровня, например, с уровня событий. Например, у него произошло конкретное событие: огорчился он на работе. Он пытается найти какое-то другое, положительное, событие и, склеив их вдвоем, попасть на синтетический уровень. Однако реально так сделать сложно, это прыжок через качественный уровень. По идее, сначала нужно из пространства событий перейти в область Качественного мира, то есть сделать обобщение, активизировав стихию Воздуха. И лишь потом, находясь на качественном уровне, искать синтез. В таком порядке это получается более естественно и органично для человека. Хотя бывают умельцы, которые любят прыгать через этаж, от синтетического уровня сразу на предметный и обратно, но это чревато большой потерей энергии и информационными искажениями.
Модальности времени.Давайте теперь рассмотрим тему времени. Как оно ощущается под Синтетическим архетипом, под Качественным и под Предметным? Оказывается, в субъективном восприятии во всех этих трех модальностях течение времени переживается по-разному.
Начнем с ощущения времени под Предметным архетипом. У этого времени есть начало и есть конец. Вы ощущаете, что находитесь в рамках определенного временного интервала, который когда-то начался и через некоторое время закончится, причем это совершенно определенные границы. И когда эти границы закончатся, то начнется новый сюжет. Типичный пример: сидит ученик в школе на уроке, урока он не знает, боится, что учитель вызовет его к доске, и то и дело смотрит на часы, «гонит» время, и знает, что со звонком его томительное ожидание закончится.
На качественном уровне у времени есть определенные качества, но у него совершенно нет границ. Человек говорит: «Ну, времена теперь тяжелые!» Или: «У меня сейчас время зрелости (старости)». Или, допустим: «Я сейчас занят!» Слышали такую фразу? Она не вполне понятна, и хочется уточнить: в какой модальности вы это говорите, качественной или предметной, кончится когда-нибудь эта ваша занятость (и когда) или не кончится? Между качественной и предметной модальностями — очень большая разница, так что последите за собой: в какой модальности вы говорите фразу: «Я сейчас занят» своим детям, родственникам, знакомым, сослуживцам, подчиненным, начальству.
Если вы имеете в виду, что вы заняты на этой неделе, а потом все свои дела завершите и освободитесь, то это значит, что вы находитесь в предметной модальности. А если вы не имеете в виду никаких границ, а подразумеваете, что несколько лет назад (не помню, сколько) начался у вас период занятости и что-то не видно, что он когда-то кончится, то это означает, что вы находитесь в качественной модальности.
В рамках Качественного архетипа свойства времени могут накладываться друг на друга: например, оно может быть одновременно радостное, трудное, занятое, молодое.
Синтетическое время совсем другое. Если качественное время вас охватывает, то есть вы находитесь в целом в пределах временного потока, то на синтетическом уровне вы выходите за пределы этого потока, то есть если считать, что время — это горизонтальная прямая, то вы находитесь вне этой прямой.
Для синтетической модальности характерен взгляд, когда вы рассматриваете процесс целиком, от начала и до конца. Например, если вы писатель и пишете биографию какого-нибудь человека, то вы осмысливаете всю его жизнь целиком, с начала и до конца, и когда вы пишете о его младенчестве, или о том, какие у него были родители, вы уже имеете в виду связать его жизнь в единое целое и проследить за тем, как его ранние младенческие впечатления (а его мама грудью, предположим, не докармливала) сказались на его мироощущении в зрелом возрасте. Вы берете его судьбу, жизненный путь целиком, и с точки зрения этой целостности рассматриваете все его конкретные эпизоды.
Существует, кстати, психологический метод работы, когда вы рисуете мелом, но не на доске, а на полу, прямую линию, символизирующую время жизни клиента. В начале этой линии — рождение, где-то в середине — текущий момент (предположим, что вашему клиенту сорок лет), дальше — будущее. И вы его расспрашиваете о том, что происходит сейчас, каким он был в тридцать лет, каким был в двадцать, каким был в десять, каким был в пять, и ведете его в буквальном смысле по этой меловой линии. Потом вы просите его — пятилетнего посмотреть на себя сорокалетнего. И он стоит в начале линии и смотрит на ее середину. А потом вы говорите ему: «А теперь закрой глаза и выйди за пределы линии в сторону от нее и посмотри оттуда!» При этом, если вы хорошо его настроили, у него включается Синтетический архетип, и он смотрит на свою жизнь в целом и начинает видеть, что будет с ним дальше и как-то переосмысливает то, что было раньше.
Вопрос на дом: подумайте, склонны ли вы к осмыслению времени и себя в рамках Синтетического архетипа, и в каких модальностях времени находятся обычно ваши знакомые, и каких временных модальностей они, наоборот, не переваривают?
Речь.А теперь мы сейчас рассмотрим несколько подробнее, как модальности триадического архетипа проявляются в нашей речи. Надо сказать, что они проявляются в ней чрезвычайно откровенно. Я вам в прошлый раз рассказывал, как проявляются модальности инь и ян, и думаю, вы все согласитесь, что они видны непосредственно: как у окружающих, так и у вас самих. Согласны? Так вот, триадический архетип виден ничуть не менее откровенно — если, конечно, вообще знать, что он существует. Моя цель — снабдить вас достаточным количеством различных углов зрения: когда вы знаете, что что-то есть, вы это легко видите. И на эту тему пример из жизни.
Мой знакомый ездил в командировку на Кольский полуостров и, вернувшись, рассказывал мне о нем. Я его спросил: «А ты видел Северное сияние?» Он сказал: «Да, очень красиво! Но ты знаешь, мне его показали, так бы я не увидел». Я спрашиваю: «Это как?» Он отвечает: «Ну, я там вышел с местным сотрудником, он поднял руку вверх и показал: вот, смотри, Северное сияние. И я увидел. А если бы он не показал, я бы не увидел».
Приблизительно так же устроены архетипы. Если вы знаете, что они есть, вы их видите очень легко. В простейшей фразе русского языка есть подлежащее, сказуемое и прямое дополнение. Например, рассмотрим предложение: Иван Пафнутьевич работает в саду. Подлежащее — это имя, то есть Иван Пафнутьевич, сказуемое — работает, дополнение — в саду. Синтетический архетип здесь представлен подлежащим: Иван Пафнутьевич; Качественный архетип представлен сказуемым: работает; Предметный архетип — дополнением: в саду.
Может быть более распространенное предложение: Разгоряченный Иван Пафнутьевич без устали работает в летнем саду. Тогда понятно, что к Синтетическому архетипу относится подлежащее и его характеристики, то есть то, по поводу чего в следующем предложении мы скажем «он». Вот он какой — разгоряченный Иван Пафнутьевич, он у нас идет под Синтетическим архетипом. А то, что он делает — без устали работает, идет под Качественным архетипом, а в летнем саду — под Предметным.
Мы рассмотрели литературные, письменные фразы. А когда человек произносит фразу в разговоре, вслух, он, как правило, акцентирует свой ведущий (то есть активный в данный момент времени) архетип — например, переставляет слова так, что находящееся под ним слово ставится на первое место или под интонационное (логическое) ударение. Есть и другие способы акцентуации в речи каждого архетипа, и мы с вами сейчас немного таким анализом позанимаемся.
Если человек произносит фразу, более или менее грамматически нейтральную, и никаких логических ударений в ней нет, то обычно он дает продолжение, в котором четко указывает на модальность. Рассмотрим, например, такую нейтральную фразу: Оксана любит мужчин. Представьте, что вам нужно продолжить эту фразу, акцентируя качественную модальность. Как может выглядеть такое продолжение? Например: Любит она их. Очень, — с логическим ударением на слове любит. Почему слово любит стоит на первом месте в предложении, и к тому же под логическим ударением? Оно выдает Качественный архетип. А в последней фразе («Очень») все слова опущены, это сильно эллиптическая (то есть сокращенная) фраза, в которой осталось лишь одно слово, но зато в качественной модальности.
Значит, если мы слышим такой текст, мы понимаем, что над человеком, который его произносит, стоит отчетливо выраженный Качественный архетип.
Давайте подумаем, как бы выглядело продолжение, если над человеком стоял Предметный архетип? Синтетический архетип? Предлагаю свои варианты продолжения.
Оксана любит мужчин. Павлика особенно. По воскресеньям.
Чувствуете, веет воздух Предметного архетипа? Тут уже от него никуда не денешься.
А как будет выглядеть продолжение этой фразы под Синтетическим архетипом? Вот, например:
Оксана любит мужчин. Такая она у нас. Героиня-любовница. Что значит «такая»? Это слово, за которым может стоять все, что угодно, любое качество, любое обстоятельство. Слова, которые имеют высшую ступень неопределенности, как правило, идут под Синтетическим архетипом. «Героиня-любовница» — это назывное предложение, которое состоит из одного подлежащего.
Давайте разберем еще один пример. Значит, запомнили: значимые слова ставятся вперед, и они, как правило, обозначают ведущий архетип.
Лариса любит работать. Какое здесь может быть качественное продолжение? Например, такое, вы усиливаете тему:
Лариса любит работать. Работать любит. Во второй фразе виден эллипсис, в ней нет подлежащего, здесь два слова, и оба относятся к Качественному архетипу. Ясно, что вы находитесь на качественном уровне, и так вот ее, Ларису, и воспринимаете. Ни о каких подробностях здесь речи не идет.
А теперь у нас активизируется Предметный архетип:
Лариса любит работать. Волосы и бороды стричь, усы и бакенбарды подравнивать. Тут у нас стоит инверсия (нормально было бы сказать: «стричь волосы и бороды»), то есть логическое ударение на прямом дополнении («волосы», «усы») и значит, эта инверсия указывает на акцентуацию Предметного архетипа.
И наконец, продолжение в синтетической модальности. Она часто задается метафорическим образом. Если вы не можете назвать объект одним словом, то вы даете метафору. Метафора из другой области перед тем, как ее осознать и связать с данным текстом, обязательно интегрируется, то есть соединяется в единый образ. В нашем случае это может выглядеть так:
Лариса любит работать. Как птица, летающая над гнездом, и кормящая птенцов. Вторая фраза эллиптическая, тут опущено слово, но в устной речи это нормально. Так вот, эта фраза целиком есть метафора, поэтому она нашим подсознанием воспринимается под Синтетическим архетипом. Поэты часто пользуются этим приемом, акцентируя тем самым Синтетический архетип. Пример из Пушкина, из «Медного Всадника»:
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит, вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу по пути роняя.
Еще пример: сценка. Жена встречает пришедшего мужа, и заявляет ему с порога: «Пришел. Заявился. Муж называется. Что принес, то и поешь».
В этом тексте почти одни глаголы — значит, сильный акцент на Качественном архетипе.
А теперь давайте опредметим этот текст, переведем его в предметную модальность: Пришел-таки домой. На голову мне. Поешь, что в холодильник положишь, — этот текст (произнесенный с логическим ударением на слове холодильник) уже ясно акцентирует Предметный архетип.
Обратите внимание, что ругательства предметной модальности обычно более оскорбительны, чем качественные, но хуже всего, конечно, синтетическая модальность, потому что там человек и ситуация берутся целиком. Чисто качественная модальность несколько повисает в воздухе: в ней ощущается пространство полубогов (или получертей, когда как), но в целом она обычно звучит слабовато: Синтетический и Предметный архетипы нередко переживаются сильнее.
При сильном включении Синтетического архетипа иногда невольно звучит рифма, появляется регулярный размер: не зря я вам стихи читал: Заявился, как с неба спустился. Голодный как волк, зубами щелк. Карман дырявый. Холера тебе в бок, а не в рот кусок. Обратите внимание на особенности этого текста, которые связывают его в единое целое: рифмы, определенный ритмический рисунок, аллитерация на «о», сравнение из другой области (из жизни животных). «Карман дырявый» говорится не в том смысле, что у мужа дырявый карман, а по поводу того, что он в целом похож на дырявый карман. Синтетический архетип.
А теперь я предлагаю вам маленькое упражнение. Рассмотрите предложение: Петя заблудился в лесу. Продумайте, как вы могли бы его продолжить, чтобы акцентировать Синтетический, Качественный и Предметный архетипы. Подумайте, какое продолжение для вас страшнее: предметное, качественное или синтетическое. И еще одно задание. Рассмотрите предложение: Семеро черных всадников ранним утром резво скакали по лесной дороге. Попробуйте перевести его на синтетический язык, на качественный язык и на предметный язык. Как это сделать? Представьте, что перед вами человек, который отчетливо понимает только синтетическую модальность, и попытайтесь передать ему информацию, содержащуюся в этом предложении, и аналогично для качественной и предметной модальностей.
Подумали? Я предлагаю вам свои варианты, но вполне может быть, что у вас получилось лучше.
Петя заблудился в лесу. Шел, шел и заблудился в густом еловом лесу страшном. Это качественный уровень.
Петя заблудился в лесу. Неделю назад. Родители и соседи ищут. В медвежьей берлоге были, всю тайгу обыскали, нет нигде. Это предметный уровень.
Петя заблудился в лесу. Несчастный. Брошенное дитя. Один-одинешенек. Это синтетический уровень.
Фразу по поводу черных всадников я перевел на синтетический уровень так: Семеро скакунов. Погоня. Лесное утро.
Профессиональному коммуникатору необходимо свободно владеть всеми архетипами без исключения, а также переходами между ними. Только тогда вы сможете нужным для вас образом тактично управлять партнером или социальной ситуацией в целом. Наивный человек, желая перевести партнера на качественную модальность, будет задавать ему вопросы, начинающиеся словами «как» и «какой», а желая включит предметную модальность, будет задавать вопросы, начинающиеся словами «что», «где», «когда». Это работает, но грубо. Человек, искусный в общении и наладивший отношения с архетипами, как-то специально на вас посмотрит, сделает особое движение, включив у вас, например, Предметный архетип на физическом теле, и вы волей-неволей перейдете к конкретности, хотя вам это, может быть, и несвойственно. Вот что такое владение архетипом.
А теперь некоторые итоги обсуждения.
Синтетическая модальность — это имя или местоимение. Подлежащее в предложении.
Качественная модальность — это качество, действие, прилагательное, наречие, глагол, сказуемое в предложении.
Предметная часть предложения — это прямое дополнение, объект, над которым производится действие; предмет, не являющийся подлежащим.
Если активна синтетическая модальность, то объект называется в целом, или называется абстрактное, нераскрытое качество, по поводу которого вам хочется задать вопрос-уточнение: «какой», «какого рода», или: «А скажите что-нибудь еще, я так не понимаю».
Вот типичный пример. Приходит человек, знакомит вас со своим другом: «Это Андрей». Ну пусть он скажет еще что-нибудь, иначе зацепиться не за что. Для него этот Андрей друг детства, это целый мир, а для вас-то что? Пусть скажет что-нибудь на качественном уровне. Это Андрей. Он веселый. Уже легче. У него в кармане будильник. Теперь Андрей уже совсем опредметился.
Качественная модальность дает акцент на действии, на качестве, на глаголах, причем это такие качества, что им можно предложить альтернативные, и действия тоже можно заменить альтернативными. Например, во фразе «Всадники резво скакали» можно заменить слово скакали: может, они и не скакали вовсе, а неслись галопом. А в случае синтетической модальности никакие замены невозможны. Что-то сказано, и по-другому не скажешь, или это будет уже совершенно другой объект: здесь вариации невозможны. Так, а не иначе.
Предметная модальность дает акцент на обстоятельствах, на подробностях. Здесь важно где, куда, распространен винительный падеж — кого, что, или родительный падеж — кого, чего. И возможны вариации, другие обстоятельства, другие подробности.
Синтетическая модальность задает объект, о котором идет речь, и который находится в фокусе рассмотрения. Качественная модальность во многих случаях задает функцию этого объекта, что он делает, как он устроен. А предметная модальность определяет приложение этой функции к конкретному материалу.
Пример: Я родился в Новосибирске. «Я» — объект внимания, рассмотрения, то есть здесь налицо синтетическая модальность. Родился — это функция, качественная модальность. А где конкретно родился — «в Новосибирске» — это уже предметная модальность.
Синтетическая модальность — это идея.
Качественная модальность — это намерение, или символическая или аспектная проработка этой идеи.
А предметная модальность — это конкретное действие.
Триада идея — намерение — действие очень характерна для психической деятельности. Например, сидите вы дома, чем-то занимаетесь, и вдруг у вас возникает идея: хорошо бы поесть. Вы чувствуете голод. Но хорошо бы поесть — это идея еще не проработанная. Однако она пришла, и вы начинаете ее разрабатывать. Вы думаете, как вы сейчас пойдете на кухню, как достанете продукты из холодильника, включите плиту и т. д., но все это идет у вас на качественном уровне. А потом вы встаете, идете на кухню и фактически эту самую еду готовите: берете конкретные продукты, их режете, смешиваете, жарите, варите и т. д. При этом разработка аспектов деятельности обычно идет на качественном уровне, когда вы решаете вопрос о том, что нужно для того, чтобы осуществить ваш план: какие развернуть направления деятельности: принести, заготовить, открыть, сварить.
Синтетическая модальность всегда сопровождает универсальный символ, объединяющий все качества данного объекта. Например, эмблема фирмы всегда подразумевает синтетическую модальность, так же, как и должность Генерального директора фирмы, или Совет директоров фирмы как таковой. На качественном уровне находятся отдельные директора фирмы, отвечающие за те или иные направления (аспекты) ее деятельности. А на предметном уровне находится начальник отдела, который занимается конкретными разработками.
Если говорить в общем, то синтетическая модальность относится к субъекту, качественная — к воздействию, а предметная — к объекту воздействия.
Метод относится к качественной модальности, а инструмент — к предметной.
Однако давайте поговорим чуть более конкретно. Хотя основные определения вам уже знакомы, но узнавать модальности и свободно ими владеть — это совершенно другая тема. У меня такое чувство, по вашей реакции, вербальной и невербальной, что я вам в слишком быстром темпе даю иностранный язык. А теперь я на этом языке немножко поговорю.
Синтетическая модальность — это определение, требующее расшифровки. Для самого человека оно обозначает объект целиком, и хотя для вас может быть непонятно, что за ним стоит, для него совершенно все ясно. Если к вам идет обращение в синтетической модальности, то нередко вы слабо понимаете, о чем идет речь. Например: Познакомьтесь, это Иван Петрович! И вы сами должны извлекать какие-то качества, какие-то подробности из него самого. Пока вам его не описали как-то, это для вас — ничто, это имя, за которым ничего не стоит.
Еще несколько примеров фраз и выражений в синтетической модальности. Он есть, и все. Неописуемый гражданин. Неописуемый, вроде бы, по смыслу это прилагательное. Но когда это слово встречается в речи: «Я встретил такого человека! Он неописуемый, совершенно неподражаемый!» — то оно явно относится к синтетической модальности, поскольку необходимо требует расшифровки. Характеристики, которые относятся к Синтетическому архетипу, как правило, надо разворачивать, они сами по себе ничего не говорят по своему прямому смыслу. Необыкновенный ребенок. Капитальнейшая женщина. Что стоит за этим эпитетом, когда он в употребляется речи, совершенно непонятно. Или, например, одна моя знакомая имела обыкновение по поводу кого-то или чего-то говорить такую фразу: Исключительный по своему содержанию! В том же роде выражение: Исполненный чрезвычайных достоинств. К Синтетическому архетипу относятся любые сравнения, метафоры: Орел, истинный орел. Это не человек, а алмаз.
Если вы скажете о человеке, что он зануда, или что у него занудный характер, то это качественные характеристики. Но если вы скажете о нем: Фундаментальный зануда. Зануда, и этим все сказано — то это уже синтетический уровень. Здесь занудство уже перестает быть чертой характера, а становится полноценным всепоглощающим именем.
Кроме метафоры, которая сразу поднимает нас на синтетический уровень, есть еще такой прием, как сочетание не сочетаемого, которое автоматически становится метафорой и поэтому тоже нас поднимает на синтетический уровень. Например, желая обругать плохого лектора, вы можете охарактеризовать его так: подзаборная шавка с университетским дипломом. В этой характеристике есть особенность: ее начало и конец не сочетаются, и волей-неволей, чтобы ее понять, вам надо создать некоторый единый образ и наложить его на человека, что поднимает вас на синтетический уровень. Другие примеры: Я знаю одно. Хочу одного. Вот, я смотрю на тебя, слушаю тебя, и мне хочется одного: удавиться! В последней фразе идет синтетическая сборка всего того образа, который у меня есть от партнера, который вошел в меня, и я выдаю его одним словом.
Такие характеристики как: наша Галя, моя знакомая, родственник, гений века, местный мудрец — они все нераскрытые, и находятся под Синтетическим архетипом.
Люди, которые умеют в подходящих и неподходящих случаях говорить в синтетической модальности, социально выделены. Они гораздо энергичнее смотрятся, они гораздо более выразительны. У них легче и ярче проявляется сущность. И хотя то, что я вам сейчас предложу, нелегкое задание, но вы его все-таки запишите и постарайтесь им позаниматься.
Упражнение. Во всех ситуациях развивайте у себя метафорический строй, метафорическое восприятие, развивайте у себя способность выразить свое впечатление или впечатление о человеке одним словом или короткой метафорой. Единый образ может быть сравнением с чем-то обычным, но это должно быть не просто подходящее слово: оно должно быть емким, оно должно вбирать в себя. При этом вы прорабатываете у себя канал стихии Воды, и у вас идет интегрирование собственной жизни и собственной личности — по закону резонанса, поскольку вы осваиваете Синтетический архетип.
Очень хорошо осваивать модальности в бытовых ситуациях — например, личных представлениях. Познакомься, это Вика. Она хорошая. Она нас любит. По воскресеньям приходит и жарит картошку. Заметьте, как мы спускаемся вниз по модальностям: синтетическая, качественная, предметная. Это Виктор. Он мудрец. Мастер афоризма. Знает Пруткова наизусть. Здесь мы тоже спустились вниз, с синтетического уровня до предметного. Обратите внимание, насколько хорошо звучат эти тексты. В них сначала синтетическим образом обозначается объект, потом он комментируется на качественном уровне, и в заключение оформляется на предметном.
В этом (во многом) заключено искусство общения, искусство обаяния. Знаете анекдот, как один молодой человек спросил, как ведут себя в обществе. Ему дали такую рекомендацию: сначала поговори о вкусах, потом о родственниках, а потом что-нибудь о философии. И вот, желая на званом вечере произвести хорошее впечатление на барышню, юноша подошел к ней и задал три вопроса. Первый: «Любите ли вы яблоки?» Барышня ответила: «Нет». «А есть ли у вас брат?» «Нет». «А если бы у вас был брат, он бы любил яблоки?»
Глупо получилось, конечно, но в принципе, как вы заметили, совет-то совсем неглупый был, просто исполнение несколько хромало на предметном уровне.
Есть определенные схемы взаимодействия модальностей, которые придают плавность течению любой ситуации. Если вы это отслеживаете, то, во-первых, более органично в нее вписываетесь, а, во-вторых, когда человек ведет себя как-то не так, но вы совершенно не понимаете, в чем дело, то, как правило, наблюдаются резкие нарушения правил модальностного перехода. Об этих правилах следовало бы рассказать особо, но если вы для начала просто научитесь отслеживать модальности, то это уже очень много.
Вот, например, фраза, которая тоже являет собой последовательность архетипов Синтетический — Качественный — Предметный, но спуск производится слишком быстро, а поэтому текст звучит нехорошо: Здравствуй, Наташа! Ты очаровательна. Особенно носик в профиль. Воспитанные люди так не говорят, потому что очаровательна — это почти Синтетический архетип. В этом слове очень мало конкретности, поэтому надо конкретнее сказать, чем она очаровательна, не опускаясь, однако, сразу на предметный уровень. Ты очаровательно выглядишь, особенно когда улыбаешься. Это уже полегче.
Другими словами, я хочу сказать, что лучше всего менять архетип тогда, когда он какое-то время поработал и сам готов уступить место следующему, и если вы замечаете и учитываете такие моменты, то у вас постепенно появляется то, что называется обаянием и легкостью в общении.