Нам в этом мире никто ничего не должен.
Семинар
ТЕМА:
“Нейтрализация стресса при помощи рациональной психотерапии”
“Физическая активность - важный фактор нормализации стресса”
ЦЕЛИ:
Обучающие:
· Знакомство с техникой нейтрализации стресса при помощи рациональной психотерапии и физической активности
· Формирование умения использовать техники в практической деятельности
Развивающие:
· Развитие навыков рефлексивности
· Развитие творческого мышления
· Развитие творческой деятельности
· Развитие умения вести диалог
· Развитие коммуникативных навыков
ПЛАН:
1. Рациональная психотерапия
2. Физические упражнения-естественные истребители стресса
ЭТАПЫ СЕМИНАРА.
I. Вводная часть:
На сегодняшнем занятии мы с вами должны понять, как с помощью рациональной терапии, да и еще путем подкрепления физической активности побороть стресс.
Знаете ли вы такую басню “Лисица и виноград” И.А. Крылова?
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".
Как вы думаете в чем заключается смысл басни?
Как басня И.А. Крылова относится к нашей сегодняшней теме?
Дело в том, что, если человеку что-то хочется, но он не может получить, он страдает, он в стрессе. Если же он применят рациональную терапию, он старается аргументировать свои сильные потребности так, что они уже становятся менее значимы.
II. Основная часть:
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Мы подошли к вопросу о рациональной терапии.
Как вы себе представляете рациональную психотерапию? Объясните
*Рациональная психотерапия - это аргументированное доказательство или опровержение положений, связанных с представлением больного (клиента) о сущности тех или иных вопросов, касающихся болезни (проблемной ситуации)
"Рациональной психотерапией я называю ту, которая имеет своей целью действовать на мир представлений пациента непосредственно, и именно путем убедительной диалектики" (Поль Дюбуа)
Просмотр видеоролика и общее обсуждение с групой
Что вы можете извлечь из данного видеоролика? В чем его была польза? Аргументируйте свой ответ
*Главный акцент здесь делается на разум, мышление пациента.
*Главный терапевтический инструмент - аргументированное логическое воздействие на пациента (клиента) для вскрытия и демонстрации ошибок в рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния.
*Замена НЕЛЬЗЯ, на МОЖНО, НО...
*Цель: избавление от иррациональных установок и концентрация на логичных целях.
“Основной целью этого метода является отказ от диктаторских требований пациента” (Поль Дюбуа)
Согласны ли вы с данным высказыванием П. Дюбуа и почему? Аргументируйте свой ответ
Этапы рациональной психотерапии (А. Эллис):
1) Тщательное изучение личности клиента
2) Разъяснительные работы с клиентом (специалист обязуется растолковать пациенту, как следует оценивать первопричину данного состояния)
3) Индивидуальный подход к клиенту
4) Активизация клиента
5) Закрепление результата (профилактические мероприятия)
Приведите аргументированные опровержения или подтверждения нижеследующим распространённым представлениям о стрессе:
1) «Только слабые люди страдают от стресса».
2) «Человек не несёт ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в современное время неизбежен, все люди являются его жертвами».
3) «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить человеку реального вреда, поскольку все они существуют только в его воображении».
4) «Все люди реагируют на стресс одинаково».
5) «Человек всегда знает, когда испытывает чрезмерный стресс».
6) «В состоянии чрезмерного стресса, всё, что должен сделать человек, - это сесть и расслабиться».
Основное внимание рациональная психотерапия уделяет 10 заповедям:
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Мысленно очертите вокруг себя область, куда входит то, что вам принадлежит, что вы любите, на что можете влиять — «круг вашей компетентности». Туда войдет ваш дом, ваши близкие и друзья, ваши любимые занятия, ваши планы и т. д. Мы не можем и не должны стремиться контролировать все в этом мире, а также реагировать на все, что в нем происходит.
Пример: Если где-то в Африке случился военный переворот, и там гибнут люди, это, конечно, очень плохо, но стоит ли впадать от этого в депрессию. Лучше оглянитесь вокруг себя и внимательно осмотрите область своей компетентности. Может быть, ваша доброта гораздо больше нужна вашим родителям, с которыми вы давно не общались, или сослуживцу, на которого сегодня накричал начальник.
“Прекратите переживать по поводу вещей, на которые вы не в силах повлиять — и у вас исчезнет почти половина поводов для грусти!” (А. Эллис)
НАМ В ЭТОМ МИРЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.
Многие наши стрессы происходят оттого, что жизнь складывается не так, как мы хотим. Разве нам кто-то при рождении обещал, что всё будет так, как мы того пожелаем?! Вовсе нет — нам в этом мире никто ничего не должен! С другой стороны, и мы никому не должны! Между людьми существуют, конечно, определенные обязательства, и их следует стараться выполнять, но всегда надо помнить, что этот мир полон случайностей и скрытых закономерностей, вносящих в него изрядную долю негативного.
Пример: Автобус подходит к остановке с опозданием или оказывается набит сверх меры. Или коллега по работе не оказывает вам должного уважения, хотя вы работаете в отделе уже давно, а он — всего полгода.