Тема 6. Коммуникативное поведение в организации
(практическое семинарское занятие) – 2 часа
План семинарского занятия
1. Коммуникативные процессы в организации и их виды.
2. Техника и технология коммуникаций.
3. Деловое общение в организации и его формы.
4. Причины неэффективных коммуникаций в организации. Преодоление коммуникативных барьеров. Типы коммуникаторов. Коммуникативные структуры в организации. Коммуникативные сети.
5. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Учет невербальных сигналов.
Темы докладов
1. Техника и технология коммуникаций. Коммуникативные технологии.
2. Коммуникативные структуры в организации. Коммуникативные сети.
3. Деловое общение и его формы. Деловой разговор и деловая беседа.
4. Многосторонние формы делового сотрудничества: «круглый стол», деловая игра, брейнсторминг (мозговой штурм).
5. Конфликтные формы делового общения: спор, полемика, дискуссия, диспут, дебаты, прения. Сократовский метод спора.
6. Переговоры как наиболее сложная форма делового общения.
Практические упражнения
1. Упражнение по развитию навыков снятия коммуникативных барьеров.
2. Тренинг по выработке коммуникативных навыков и умений.
3. Тренинг по невербальным коммуникациям.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. В чем сущность коммуникаций в организации?
2. Какие существуют типы коммуникативных структур в организации?
3. Каковы основные коммуникативные технологии?
4. В чем причины неэффективных коммуникаций в организации?
5. Каковы средства преодоления коммуникативных барьеров? Назовите наиболее эффективные из них.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о коммуникативной структуре в организации, моделях коммуникативных сетей;
- знать: сущность процессов коммуникации в организации, причины неэффективных коммуникаций, коммуникативные барьеры;
- уметь: преодолевать коммуникативные барьеры, пользоваться различными средствами коммуникаций, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
Тема 7. Управление поведением организации
(семинар-конференция) – 2 часа
План семинарского занятия
1. Поведение организации и его влияние на организационное поведение личности. Виды стратегии развития организации и их роль в организационном поведении (групповая дискуссия).
2. Особенности организационного поведения на различных этапах жизненного цикла:
а) особенности организационного поведения при становлении (создании и росте) организации;
б) особенности организационного поведения при зрелости организации;
в) особенности организационного поведения при стагнации и свертывании производства. Особенности организационного поведения личности, групп в условиях стагнации (доклады).
3. Репутация организации и корпоративная культура:
а) формирование репутации фирмы как элемента стратегии организации;
б) составляющие репутации организации. Понятие имиджа и брэнда организации. Формирование организационного поведения для создания, поддержания и развития репутации;
в) понятие, структура и виды корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на организационное поведение личности.
Темы докладов
1. Следящая стратегия развития организации, ее особенности и влияние на организационное поведение личности.
2. Стратегия лидерства на рынке и ее влияние на организационное поведение.
3. Стратегия диверсифицированного и концентрированного роста и их влияние на организационное поведение организации и личности.
4. Формирование деловой репутации фирмы как элемента стратегии организации.
5. Имидж организации и имидж менеджера.
6. Понятие брэнда организации. Феномен быстрых брэндов.
7. Структура корпоративной культуры конкретной организации.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Какое влияние оказывает следящая стратегия организации на организационное поведение личности и организации? Приведите примеры.
2. Какое влияние оказывает стратегия лидерства на рынке на организационное поведение личности и организации? Приведите примеры.
3. Какое влияние оказывает стратегия диверсифицированного и концентрированного роста на организационное поведение организации и личности? Приведите примеры.
4. Каковы особенности организационного поведения личности на стадиях создания, роста, зрелости, стагнации и свертывания в организации?
5. В чем причина феномена быстрых брэндов?
6. Из чего складывается деловая репутация организации?
7. Что представляет собой имидж и организации, и руководителя, и из чего они состоят?
8. Что такое корпоративная культура и какова ее структура?
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о стратегиях развития организации, особенностях организационного поведения в различных сегментах бизнеса;
- знать: особенности организационного поведения на различных этапах жизненного цикла организации;
- уметь: использовать полученные знания для формирования собственного имиджа и имиджа организации, формирования корпоративной культуры организации.