Практика выслеживания себя 9 страница
Каждый раз, когда человек попадает в событийный тупик, - в тупике оказывается именно его мышление, недостаточно совершенное для данного контекста. Тупик следует рассматривать как часть картины мира данного человека, а не как часть реального потока событий.
Если принять такую модель, то совершенствование собственного мышления и картины мира становится более целесообразным, чем поиски внешних опор и новых ресурсов, обычно принятые в социуме.
Однако совершенствовать мышление вовсе не значит получать книжное знание или знакомиться с передовыми технологиями. Это значит создавать синхронные изменения в системе дух -тело. Мы понимаем под этим картину мира и энергетические возможности человека. В результате таких изменений обычно становится ясным, что тупик был иллюзией, вызванной ошибками процесса мышления. Изменения в системе дух - тело осуществляются в данном подходе при помощи специальных энергетических практик. Одним из примеров является практика выслеживание и трансформация линий напряжения, рассмотренная в предыдущей главе. Другие практики будут рассмотрены ниже.
Эти практики могут использоваться как технический прием, позволяющий решить конкретную сложную проблему. Они также могут использоваться постоянно, становясь частью стиля жизни. Ежедневное применение этих практик для решения реальных задач непрерывно совершенствует картину мира и делает человека все более способным к системному (энергетически целостному) мышлению. Собственные взаимодействия с миром становятся частью процесса мышления, а внешний результат - его побочным эффектом.
Как уже сказано, в основе модели лежит системный подход к мышлению. В системном подходе рассматривают несколько независимых частей (элементов кибернетической системы), участвующих в процессе и объединенных друг с другом двумя типами связей - активным и пассивным. Одна связь представляет собой воздействие, другая - восприятие. Вместе они образуют круговую связь
Применительно к процессу мышления наличие двух частей означает, что он синхронно осуществляется на двух качественно различных уровнях. Каждому уровню соответствует определенная часть системы. В нашей модели эти два уровня связаны с ментальным и интуитивным типами мышления.
Мы используем энергетическую версию системного подхода, в которой двойные связи - восприятие и воздействие - ассоциируются с потоками энергий Инь и Ян.
Как уже говорилось, в данном подходе любая задача или проблема (независимо от того, возникает она в системе дух -тело или в системе человек - среда) рассматривается как результат внешнего воздействия, сопровождающегося распадом энергии Ци системы на полярные составляющие Инь и Ян. В частности, внешнее воздействие из широкой системы человек-среда (например, ситуация стресса) может приводить к распаду энергии Ци в меньшей системе дух - тело. Субъективно это воспринимается как появление трудной или неразрешимой задачи либо проблемной ситуации. В этом случае продукты распада - энергии Инь и Ян - оказываются перераспределенными внутри системы таким образом, что в одних ее частях преобладает энергия Инь, в других - энергия Ян. При этом одна из двух связей данной части блокируется, и такое состояние становится стабильным.
Рис. 37. Линейные системы, возникающие при разрыве двойной связи
Для системы дух - тело мы получаем тогда два внутренне конфликтных типа (линейного) мышления. В первом из них эмоциональная составляющая является главной и определяет направление мыслей; во втором эмоции и интуиция оказываются подчинены абстрактной логике.
В предлагаемой модели мышления решение проблемы представляет собой определенный энергетический процесс, восстанавливающий целостную энергию Ци. Этот процесс условно можно представлять как чередование двух этапов.
На первом этапе восстанавливается целостная энергия Ци внутри системы дух - тело: создается более точная ментальная модель происходящего или, другими словами, уточняется картина мира. Здесь используются практика выслеживания, практики трансформации энергии, а также некоторые приемы концентрации и деконцентрации внимания (см. следующие главы).
На втором этапе восстанавливается энергия Ци внутри более широкой системы человек - среда. Этот этап включает активные действия во внешнем мире. Здесь осуществляется практика неделания.
Эти два этапа последовательно повторяются до тех пор, пока проблема не оказывается полностью решенной. Заметим, что в такой модели процесс мышления (в обычном понимании) неотделим от внешних действий; одно плавно перетекает в другое. Для свободного чередования этих двух этапов необходим определенный набор навыков трансформации внутренней энергии и управления внутренним состоянием. Эти навыки используются для решения любой жизненной задачи. Ниже будет дана стратегия овладения такими навыками.
Термин мышление в данном контексте требует некоторых комментариев. При описании процесса мышления часто ссылаются на логику, интуицию, творческое озарение, а также свою способность к активным действиям. Мы хотим представить все эти разрозненные процессы в виде единой и упорядоченной модели.
В психологии категорию мышление принято использовать для обозначения процессов ментального конструирования, меняющего внутренние модели реальности. Также вводятся категории восприятие, деятельность и т.д. Все эти процессы выделены в отдельные категории только для нужд научного описания, в действительности составляя единую недифференцированную реальность человека.
В нашей модели процесс мышления рассматривается как практический навык, безотносительно к множеству интуитивных схем и теоретических классификаций, принятых в науке. Мышление, понимаемое таким образом, включает в себя и собственно логические конструкции, и эмоциональные переживания, и тонкие телесные ощущения по их поводу, а также некоторые виды деятельности, интуицию и творческие озарения. Такое мышление изменяет реальность, а не только ее отражение.
Иными словами, некоторые поступки в такой системе являются неотъемлемой частью упомянутой единой недифференцированной реальности и не могут быть выключены из естественного процесса жизнедеятельности человека без ее разрушения. Именно по этой причине мы используем термин мышление в более широком смысле, понимая под этим определенные целостные процессы. Эти целостные процессы являются многоплановыми, включая не только ментальный, но также событийный и ценностный планы. Подобный целостный взгляд не является возвратом к картине недифференцированной реальности, но позволяет дать более широкое определение категории мышления.
Итак, мы определяем мышление как энергетический процесс, организующий взаимодействие в системе дух - тело, а также в более широкой системе дух-тело - мир (или, в другой терминологии, человек - среда).
3. Тонкие тела и структура мышления
3.1. Категория мышления. Мышление как синхронный многоуровневый процесс
Целостный взгляд на человеческое бытие известен из духовных традиций. Для его описания удобно воспользоваться уже упоминавшейся здесь системой тонких тел, которая явно или неявно присутствует во многих традициях (в том числе в индийской). Она является более развернутой версией системы дух-тело и, как уже говорилось, представляет собой иерархическую последовательность уровней человеческого бытия, в которой каждый последующий уровень является более утонченным по отношению к предыдущему и оперирует более сложными категориями. Стандартная модель тонких тел содержит семь уровней:
— Миссия, сущность (атманическое тело, или тело миссии)
— Мотивы, ценности, стратегии (буддхиальное, или ценностное, тело)
Событийные потоки, поступки (каузальное, или событийное, тело)
Интеллект, мышление в узком смысле (ментальное тело)
Эмоции (астральное, или эмоциональное, тело)
Ощущения (эфирное, или сенсорное, тело)
Физическое тело
Рис. 38. Обозначенный стрелками постоянный вертикальный круговорот энергии, в норме объединяющий все тонкие тела, известен в китайской традиции как макрокосмическая орбита с ее телесной проекцией - микрокосмической орбитой
В норме между разными тонкими планами должна существовать определенная согласованность, благодаря вертикальному круговороту энергии по микрокосмической орбите. Каждый из объектов данного тонкого плана порождает свои (более грубые) копии во всех нижележащих (более плотных) телах. Например, любое событие порождает определенные мыслеформы и соответствующее эмоциональное переживание, затем телесное ощущение и, наконец, движение физического тела.
Обратный поток - снизу вверх - переносит энергию для деятельности каждого тонкого плана. Каждое нижележащее тело является источником энергии для вышележащего тела, а каждое вышележащее тело является управляющей инстанцией для дея-тльности нижележащего.
Схема тонких тел достаточно условна (как всякая ментальная схема); в традиции известно множество ее вариантов, и любое количество вариантов можно создать, изменив ее деление на подсистемы.
Например, внутри ментального тела можно различать понятия, суждения, логические конструкции, убеждения и т.д. Убеждение
- это уже почти поступок, т.е. почти каузальный план: часто люди поступают в соответствии со своими убеждениями.
Поступки и складывающиеся из них событийные потоки постепенно приобретают и накапливают особое качество, перерастая в ценностные проявления (буддхиальный план). Точно также некоторые яркие эмоциональные проявления неотделимы от простейших мыслеформ (например, «это безобразие», «я возмущен», или «великолепно!», «я очарован!» и т.д.). Аналогично, некоторые телесные движения почти неотделимы от ощущений, и наоборот.
Расслоение, остановка между взаимодействием любых рядом лежащих тонких тел возможны, только если возникло затруднение - т.е. в естественном движении энергии возникли замедление или остановка. Естественное движение энергии подразумевает, что любая идея или мысль беспрепятственно перетекает в активные действия по ее реализации, и наоборот, каждое активное действие порождает ясное и внутренне непротиворечивое ментальное описание, которое, в свою очередь, может служить основанием для активных действий. Энергия Ци свободно движется в подсистеме, состоящей из ментального и каузального тел. Если же в этом процессе возникает раскол энергии Ци, то, как правило, активные действия прекращаются для «обдумывания». Так появляются процесс чистого мышления (горизонтальная ментальная медитация) и процесс чистого действия (горизонтальная каузальная медитация).
С точки зрения модели тонких тел, психологический термин «мышление» охватывает лишь горизонтальную ментальную медитацию.
Вернемся к обсуждению категорий тело и дух. Теперь их можно определить более точно.
Физическое, эфирное, астральное тела и нижнюю часть ментального тела (сюда, в частности, относятся логически не связанные описания деталей контекста) мы будем объединять в телесный план и обозначать категорией тело. Верхние тонкие тела мы будем объединять в категорию дух. Эта категория включает миссию, ценности и поступки, а также некоторые жизненные принципы и убеждения, поддержанные ценностями данного человека (т.е.
атманическое, буддхиальное, каузальное тела й часть ментального).
В итоге, модель тонких тел представляет собой кибернетическую систему дух - тело, две части которой взаимодействуют через круговую связь: тело является источником энергии, которая поднимается в область духа, а дух является источником «знания» (под «знанием» мы понимаем все уровни осознания, а также различные уровни управления - в большей части неосознанного - телесным планом).
Рассматриваемая здесь модель мышления возникает как результат жизнедеятельности кибернетической системы дух - тело.
О теле при этом можно говорить как о смертной подсистеме, т.к. ощущения, мысли и эмоции живут крайне недолгое время и, не будучи выведенными на каузальный уровень, только косвенно влияют на внешнюю реальность; дух же можно считать бессмертным, т.к. проявление на каузальном плане - это действие, которое необратимо, навсегда изменяет внешнюю реальность. Ценности и миссия также бессмертны в масштабе жизни данного человека.
Таким образом, мы получаем систему, состоящую из двух частей.
Янская часть - дух - связана с ментальным порождением стратегии действий, последовательности шагов или законченного описания исследуемого объекта, а в более общей модели - и с активным воздействием на данный объект.
Иньская часть - тело - связана с созданием своеобразной «аксиоматики» для данного акта логического мышления или действия, т.е. пассивным сбором и систематизацией информации.
Янский и иньский типы связи в этой системе представляют собой поток управления или «знания» (от духа к телу) и энергетический поток (от тела к духу). Кроме того, с категорией дух мы Ьудем связывать способность к концентрации, которая развивается у человека с годами, а с категорией тело связана способность к деконцентрации, которая присутствует у каждого человека изначально.
В дальнейшем под термином целостное мышление мы будем подразумевать многоплановый процесс, в котором, помимо физического тела, участвуют несколько тонких тел. В простейшей модели в нем участвуют тела от физического до ментального, а в бо-поо широкой - до каузального и буддхиального.
3.2. Тонкие уровни мышления и их проявленность в переживаниях
Как уже говорилось, в процессе мышления участвует каждое из тонких тел.
Функционирование различных тонких тел субъективно воспринимается в форме телесных ощущений разного уровня тонкости. Все телесные переживания можно условно разделить на некоторое количество слоев так, чтобы каждый слой относился к отдельному тонкому телу.
Наиболее сильные и грубые переживания связаны с ощущениями боли, симптомов заболевания, холода или жары, голода или сытости и т.д. - любых приятных или неприятных контактов с материальным миром. Эти впечатления относятся к уровню ощущений. Как это ни парадоксально, но довольно часто эти впечатления, казалось бы, далекие от глубинных мотивов, неявно (и достаточно сильно) влияют на направление мыслей.
Следующие по силе переживания относятся к эмоциональному уровню. Каждая эмоция всегда сопровождается определенными телесными ощущениями. Обычно эмоции воспринимаются как достаточно интенсивные переживания, иногда даже граничащие с болью. Обида, гнев, страх, бурная радость часто сопровождаются спазмами дыхания, сердцебиением, скачками давления и другими телесными нарушениями. Почти каждый человек может без дополнительной тренировки осознать набор телесных ощущений, сопровождающих любую эмоцию.
Следующий слой переживаний относится к ментальному уровню. Каждый может убедиться в том, что интенсивный внутренний диалог или навязчивая мысль всегда сопровождаются некоторой эмоциональной окраской и набором ощущений, располагающихся в разных частях тела. Любой процесс мышления, даже самого утонченного, проявлен в теле в виде телесных ощущений - существенно более тонких и глубоких, чем ощущения, вызванные эмоциями. По своей интенсивности ощущения ментального уровня значительно слабее эмоциональных.
Еще более тонкие и глубокие ощущения связаны с участием человека в тех или иных событиях и внешних процессах. Сюда относится любая деятельность - например, участие в переговорах, создание и осуществление любых проектов, управление автомобилем и механизмами любого рода, управление коллективом и управленческая борьба, отстаивание и захват позиций, участие в спортивных состязаниях и т.д.
Внутри каждого из этих действий можно обнаружить тончайшие импульсы, побуждающие мгновенно реагировать на любое изменение ситуации, начинать или прекращать действовать, говорить, делать мгновенные выборы, двигаться. Например, такова мгновенная реакция на дорожную ситуацию при управлении автомобилем. Эти импульсы, как правило, не осознаются; часто в таких случаях человек затрудняется объяснить, почему он сделал именно такой выбор или именно такое движение. Процесс выбора не осознается именно потому, что каузальные ощущения намного более слабые, короткие и неуловимые, чем ментальные.
Еще более тонкие переживания касаются ценностного плана и связаны со стратегическими решениями и выборами - например, когда дело касается наших личных мотивов, наших детей, семейных или масштабных деловых интересов.
Наконец, ощущения, связанные с переживанием миссии, являются наиболее тонкими и труднодоступными. Часто люди настолько вовлечены в эмоциональные и ментальные переживания, что для них практически недоступны тонкие импульсы ценностного, а возможно, и событийного плана. Такие люди бесконечно решают вопрос о выборе профессии, направлении дея-1ельности и жизни в целом, - так и не переходя к действиям либо регулярно совершая ошибки. Длительность импульсов, касающихся ценностного плана и миссии, очень мала - намного меньше, чем длительность импульсов каузального плана.
3.3. Категории интенсивности и глубины переживания и уровни мышления
Для характеристики разных типов телесных ощущений, а ижже для описания техник осознания этих ощущений и управ-иения ими удобно ввести два параметра: интенсивность переживания и глубина переживания. Чем более плотный план прочинен в момент наблюдения (осознания), тем больше интенсивность переживания и меньше его глубина. И наоборот, более тнкие планы связаны с меньшей интенсивностью и большей Шубиной. Именно поэтому глубокие тонкие переживания часто н( осознаются человеком, если он захвачен более интенсивными переживаниями эфирного, эмоционального или ментального уровня.
Интенсивность переживания оказывает локальное воздействие на человека в момент контакта с источником переживания, а глубина переживания может не осознаваться в момент контакта, но обладает стратегическим воздействием; глубокие переживания продолжают оказывать влияние на мысли и поступки человека спустя некоторое время, иногда достаточно длительное.
Самые интенсивные переживания связаны с симптомами заболеваний и с эмоциями гнева, страха, обиды, радости и т.д. Однако воздействие таких переживаний на жизнь остается крайне слабым. Мало кто будет считаться с вчерашним гневом или головной болью. Сильные физические страдания и эмоции, как правило, забываются быстро. Чье-то замечание, суждение или новая идея могут сохранять более длительное воздействие, - можно сравнить, например, мгновенную и быстро проходящую вспышку гнева от физического столкновения - и неутихающее раздражение по поводу чьей-то ментальной позиции. Некоторые обиды сохраняются долгое время только потому, что связаны с чьим-то жестким или несправедливым высказыванием.
Еще более длительным воздействием обладают поступки. Поступок создает необратимые изменения во внешнем мире (даже если потом делаются попытки их отменить) - например, подписание документа, официальное (или неофициальное) заявление, визит, поездка и т.д. Как правило, поступок навсегда что-то меняет в человеческих отношениях. Иногда можно «простить», но забыть нельзя; то, что происходило, остается как знание о качествах мира и конкретных людей.
Наконец, к ценностному уровню относятся события нашей жизни, меняющие ее на много лет - например, повышение в должности, присвоение звания, рождение ребенка, реализованный выбор партнеров в жизни или бизнесе и т.д.
Каждое из таких событий долго и тщательно подготавливается - иногда осознанно, а иногда бессознательно. Во втором случае такое событие воспринимается как приятная или неприятная неожиданность, полностью меняющая жизнь.
Иногда такие события связаны с особыми проявлениями человеческих отношений и выражаются в виде взгляда, жеста, интонации, которые запоминаются надолго. Как правило, после первого эмоционального всплеска остается очень глубокий след, который время от времени заявляет о себе тончайшими переживаниями.
Итак, параметр интенсивность более характеризует сильные и краткосрочные переживания, а параметр глубина указывает на степень важности переживания в контексте больших фрагментов жизни, а иногда и всей жизни. Глубокие переживания могут быть очень краткими - длиной в долю секунды, но след, оставляемый ими, много более сильный, чем следы более грубых, интенсивных и длительных переживаний.
Технические приемы осознания этих параметров и управления ими рассмотрены в следующей главе.
3.4. Скорость процессов на разных тонких планах
Можно ввести еще один параметр - скорость процессов, протекающих на разных тонких планах. Однако он не является независимым параметром. В некотором приближении можно говорить о скоростях, характерных для каждого тонкого плана. Очевидно, что эмоциональные переживания протекают намного быстрее, чем сменяются ощущения эфирного плана.
Например, головная боль, если не предпринимать специальных усилий, может длиться десятки минут, а эмоциональный всплеск - например, гнев - может пройти через минуту или даже раньше. Длительность мысли измеряется секундами или долями секунды, а длительность импульсов каузального плана - десятыми или сотыми долями секунды - например, при управлении автомобилем. Скорость процессов ценностного плана и уровня миссии еще выше. Длительность отдельных содержательных импульсов ценностного плана может измеряться сотыми долями секунды.
Ясно, что для восприятия столь коротких информационных импульсов требуется большая тренированность. Некоторые люди постепенно обретают ее, не очень осознавая, в чем состояли тренировки. Деловая жизнь часто создает необходимые для этого тренировочные контексты, но усвоить урок удается лишь тем, кто старается решить проблему самостоятельно, не опираясь на прецеденты, правила или мнение специалистов. Технический момент состоит в том, что именно при поисках особого оптимального решения нарабатываются навыки восприимчивости (чувствительности) и концентрации, от которых зависит скорость восприятия процессов, протекающих в тонких планах (выше ментального), и управления ими. Люди, обладающие этими навыками, как правило, не осознают этого. Субъективно их решения и поступки воспринимаются как интуитивные - и такие люди, действительно, вправе опираться на свою интуицию.
3.5. Уровни интуиции и уровни зрелости
Интуиция может относиться к любому из тонких планов, поэтому правильно было бы рассматривать разные уровни интуиции. Интуиция эмоционального плана опирается на эмоциональные предпочтения, интуиция ментального плана связана с интеллектуальной аргументацией, интуиция событийного плана опирается на чувствование ближайших последствий выбора. Еще более тонкая интуиция опирается на чувствование стратегических последствий выбора и относится к ценностному плану. Такая интуиция возможна при высоких скоростях восприятия, когда разные, иногда противоречивые ценностные предпочтения должны мгновенно учитываться при выборе оптимального пути.
Итак, существует интуиция разных тонких планов. Она впрямую связана с уровнями внутренней зрелости (подробнее о них см. следующую главу), которые и различаются по тому, на какой из тонких планов человек опирается. Как правило, человек не знает об источнике своей интуиции, не осознает его. Тогда каждое свое «интуитивное» решение он принимает за единственно возможное - независимо от опорного тонкого плана. Каждый может верить в свою интуицию, однако последствия интуитивных выборов будут различны - в зависимости от ее уровня.
Инфантильная интуиция, опирающаяся на сенсорные и эмоциональные предпочтения, подсказывает такие решения, которые создают больше внутреннего эмоционального комфорта. Например, проект, который приятно выполнять, может оказаться для такого человека предпочтительнее, чем целесообразный или полезный проект.
Соображения целесообразности и полезности относятся к ментальному плану.
Более тонкая интуиция связана с категорией успешность (событийный план), особенно успешность в масштабных проектах.
Еще более тонкая, ценностная интуиция опирается на категорию внутренней необходимости. Человек, ведомый такой интуицией, не обязательно стремится к успеху, иногда он способен принять поражение - если путь к успеху нарушает его внутреннюю целостность. Например, успех ценой предательства, чрезмерной жесткости к партнерам и подчиненным, или ценой потери свободы (отказа от какой-либо своей ценности).
Такой'человек ориентирован не столько на успех, сколько на самовыражение и самореализацию (ориентация на успех, скорее, связана с мотивом самоутверждения). Все решения такого человека обладают внутренней экологичностью. Это возможно при высоком уровне осознания себя, чувствовании своих ценностей и наличием воли, позволяющей следовать Ш-
Путь такого человека уникален, каждый его шаг становится выражением миссии. Успех или поражение воспринимаются им как вехи пути, который сам по себе становится высшей ценностью. Интуитивные решения такого человека всегда неожиданны, иногда парадоксальны, обладают большой силой и обеспечивают стратегический успех в задачах, которые поставлены им самим.
3.6. Языки разных уровней мышления и языковая неадекватность
Общаясь между собой, люди неосознанно используют многоплановый язык. Из психологических исследований известно, что вербальная часть передаваемого от одного человека к другому сообщения (т.е. то, что выражено словами) составляет около 10% всей информации. Остальная часть информации передается невербальными средствами и, как правило, слабо осознается.
Сюда относится передача эмоционального отношения к происходящему (и, в том числе, к передаваемой информации), некоторых каузальных импульсов, свидетельствующих о готовности совершать или не совершать обсуждаемые шаги, а также передача многих принятых по умолчанию правил и принципов -например, степень, в которой стоит доверять сказанному, степень личной заинтересованности и т.д. Собеседник может держаться высокомерно, робко или относиться к партнеру как к равному - это тоже является частью переданного сообщения. Не все передаваемое можно выразить словами, даже если поставить такую задачу.
Аналогичная многоплановость присутствует и во внутренних коммуникациях человека, в том числе и в различных вариантах процесса мышления. Удобно ввести классификацию уровней мышления, связав ее с тонкими телами.
Каждому тонкому телу, т.е. каждому уровню переживаний, будет сопоставляться особый язык. Можно говорить о языках сенсорного, эмоционального, ментального, событийного и ценностного уровней. Язык эмоционального уровня включает разные формы невербальной коммуникации - интонации, мимику, жесты, позу и т.д. Эмоциональное состояние может быть выражено и передано напрямую, без словесного сопровождения.
Аналогично, язык ментального уровня представляет собой обмен словесной информацией - без передачи эмоциональных или каузальных посланий. Примерами могут служить безоценочный комментарий и точная инструкция.
Язык каузального уровня - это язык поступков и действий. Через поступок можно передать более значимую и тонкую информацию, чем в словесных описаниях. Например, подробное обоснование необходимости определенных шагов - далеко не то же самое, что их немедленное осуществление.
Можно говорить также о языках других тонких тел - например, буддхиального (ценностный уровень). Ему соответствует особый тип языка. Примером может быть создание (или использование) ситуаций, где молчание становится более красноречивым, чем слова.
Иногда для передачи сообщения ценностного уровня используется словесная метафора, и всегда - тончайшие невербальные приемы: особый интонационный рисунок, ударение, взгляд, жест. В этом случае передается состояние, а не словесная информация. Например, мы можем без словесных гарантий полагаться на одного человека и отказывать в доверии другому - несмотря на предъявляемые им гарантии. Описать словами явления ценностного уровня - передать переживание командного духа или общности цели, обосновать свои личные предпочтения при выборе пути к этой цели - почти невозможно. Несколько легче сделать это с помощью поступка.
Сказанное выше объясняется тем, что язык более тонкого плана всегда является более информативным и способен передать более тонкое сообщение, чем язык нижележащего плана. Это связано с обсуждавшимся выше различием в скоростях процессов, протекающих в различных тонких планах.
В частности, языком слов можно передать эмоциональное переживание, но обратное невозможно. Нельзя языком эмоций передать нетривиальное утверждение - например, «бизнес является опорой для любых личных проектов», или «двигаясь к своей цели, учитывайте интересы партнера». Языком эмоций можно передать лишь некоторые простейшие ментальные сообщения -по сути, это всегда сообщения об эмоциональном состоянии. Например, «я не согласен (недоволен, разгневан, протестую)», или «я согласен (доволен, восхищен...)».
Аналогичны отношения между языками ментального и событийного планов. Одним поступком можно передать столько оттенков и смыслов происходящего, что для их словесного описания потребуются тома. В любом случае, все грани события словами передать невозможно. Именно поэтому разные участники события часто дают противоречащие друг другу описания. Особенно ярко это проявляется в конфликтных ситуациях, где каждый из спорящих отстаивает одну из полярных (т.е. противоречащих одна другой) позиций, в то время как внешний наблюдатель может обнаружить уместность обеих точек зрения и предложить третью, не менее уместную.