Практика выслеживания себя 1 страница
Инструкция
1. Возьмите любой пережитый эпизод, где была сильная негативная эмоция.
2. Войдите в периферийное внимание (расслабьте все тело и расфокусируйте внимание во всем теле).
3. Представьте образ ассоциированно, сделайте его ярким, объемным, цветным, движущимся, звучащим.
4. Теперь расширьте тело вперед, чтобы выбранный образ оказался внутри вас, или почувствуйте, что вы касаетесь его (не меняя содержания эпизода и расположения всех объектов). Если образ яркий, объемный и ассоциированный, то вы достаточно остро почувствуете происходящее в нем.
Те, для кого затруднительно выполнить пункт 4, могут использовать следующую тренировку.
Изменение границ тела (тренировка периферийного внимания)
1. Расслабьте тело, расфокусируйте внимание. Создайте ощущение, как будто вы расширили себя так, что касаетесь противоположной стены. Ощутите качество ее поверхности. Проделайте то же самое назад, а затем влево и вправо.
2. Расширив себя, помещайте внутрь живые и неживые объекты. Научитесь соединяться таким образом с камнями, растениями, животными, пейзажами, с разными людьми, и наконец - с эпизодами, которые хотите трансформировать. Как усилить ассоциированное восприятие эпизода
Для этого необходимо смотреть на образ эпизода из ощущения «Я». Ниже даны более подробные пояснения.
Задайте себе вопрос: где находится ваше «Я»? Обычно люди воспринимают его как определенное ощущение в теле. Сохраняя контекст выбранного эпизода, найдите это ощущение.
Допустим, оно найдется в груди, или в животе, в горле, иногда в голове.
Далее следует выяснить, откуда воспринимается это ощущение «Я», т.е. где находится внутренний наблюдатель.
На образ можно смотреть двумя способами: а) наблюдатель и «Я» находятся в разных местах; б) наблюдатель и «Я» совпадают.
Следует заметить, что можно перемещать ощущение «Я» из одной точки тела в другую. Фактически, можно расположить его в любой точке тела. Это же касается и внутреннего наблюдателя.
Используя этот прием, всегда можно совместить ощущение «Я» с внутренним наблюдателем. Такой способ ассоциированного воспоминания дает максимально острое эмоциональное переживание. (Особенно если человек при этом находится в периферийном внимании и расширяет тело так, как это объяснялось выше.)
Расширение границ тела и взгляд изнутри ощущения «Я» -главные условия правильной работы.
6. Техники трансформации боли и негативных эмоциональных состояний
В этом разделе даны две техники работы с болью и негативными эмоциональными состояниями, коОорые также проявляются в теле в виде слабых ощущений дискомфорта (см. раздел 3).
А. Техника трансформации ощущений 1. Внутренняя подготовка
• Настройтесь на сосредоточенную работу длительностью от 5 до 20 минут.
• Независимо от диагноза, найдите в теле болезненный симптом, с которым будете работать. Это может быть боль или другой дискомфорт: тяжесть, распирание и даже просто ощущение усталости.
2. Процесс трансформации боли
• Сконцентрируйте центральное внимание на расслаблении мышц в зоне дискомфорта. Затем, продолжая концентрироваться на расслаблении, расфокусируйте внимание и постарайтесь усилить боль. Очень важно не бояться боли, а наоборот, идти ей навстречу, как бы раскрываясь и принимая ее (принять страдание).
• В процессе выполнения предыдущего шага вы обнаружите, что болезненное ощущение как бы расправляется, расширяется; часто оно начинает распространяться по телу -вверх, или вниз, или вглубь, или наружу. Помогайте ему, сопровождайте его своим вниманием, расслабляя тело по ходу его расширения. Будьте внимательны к его эволюции: оно движется, расширяется или сжимается, а ваша задача - концентрацией подталкивать его в том направлении, в котором оно хочет двигаться, а периферийным вниманием расслаблять ткани по ходу его движения. Этот процесс необходимо продолжать до момента трансформации боли, который непременно наступит.
• Проследите, как именно завершится трансформация боли: боль может растечься по телу и превратиться в тепло или прохладу, может выйти из тела через кожу, дыхание, мурашки, чихание, может сжаться в точку и исчезнуть, может сжаться - и вдруг взорваться, но уже не болью, а жаром. Может возникнуть ощущение потока, проходящего сквозь все тело. Этот поток может осознаваться не полностью, а в двух-трех местах, например, в затылке, в крестце, в ногах и - более смутно - в остальных частях тела. Вы расслабляете мышцы вниз и вверх и помогаете вытекать энергии боли (или дискомфорта). Иными словами, вы расфокусируете энергию, которая была сжата до болезненной плотности, но воздействуете на нее центральным вниманием, концентрируясь на усилении любых тенденций в ее движении. Вы усиливаете ощущение: оно расширяется - и вы его расширяете, оно перемещается - и вы его подталкиваете, и так шаг за шагом, до самого конца.
3. Проверка
Когда болевое ощущение ушло, сделайте проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного дискомфортно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением. Работа завершена, когда во всем теле остаются только комфортные ощущения: легкость, тепло, прохлада, приятная наполненность и т.п.
Стенограмма демонстрации работы с болью в печени
- Расслабьте область печени, сконцентрируйтесь на расслаблении мышц. Усиливайте ощущение в том направлении, в котором оно пойдет. Если оно остается на месте - усиливайте его на месте, расслабляя мышцы. Помогайте энергии двигаться в том направлении, которое она избрала. Куда она двигается?
- Она расширяется.
- Расширяйте ее дальше, усиливайте ее, расслабляя мышцы. Что происходит?
- Она подходит к коже изнутри.
- Подтолкните ее туда. Важно отбросить все мысли: процесс движения энергии должен занять все внимание. Куда она пришла сейчас?
- Начинает просачиваться сквозь кожу.
- Создайте ощущение, как будто эта область тела открывается, и представьте, что видите, как энергия выходит. Где-то она выходит легко, где-то задерживается. Она застревает там, где тело заблокировано, в этом месте можно помочь массажным приемом. Попробуйте определить, какого цвета выходящая энергия?
- Белого.
- Какова ее консистенция, скорость выхода ?
- Это такой белый туман, и он постепенно становится прозрачнее.
- Что сейчас с болью в печени?
- Боли нет, есть ощущение выхода чего-то через кожу.
- Какого цвета туман сейчас?
- Совсем прозрачный.
- Прикиньте, сколько процентов этого «чего-то» еще не вышло?
- Процентов 5.
- Продолжайте расслаблять тело по ходу энергии. Сколько процентов остается?
- Все, вышла.
- Как печень сейчас?
- Там появилось ощущение легкости. А когда процесс завершен, должны быть только приятные ощущения?
- Да, там всегда комфортные ощущения: легкость, свежесть, тепло и т.п.
На первый взгляд, инструкция одновременно расслаблять мышцы и усиливать боль кажется парадоксальной, потому что существует противоположный, известный своей бесполезностью навык - сжиматься навстречу боли и стараться ее не замечать. Это дает слабый и недолговечный эффект, который, однако, воспринимается как единственно возможный: если мышцы напрягаются, то чувствительность снижается и боль ощущается меньше - до поры до времени. А если концентрировать на боли внимание, осознавать ее и принимать с расслабленными мышцами, она будет усиливаться сама по себе, пока не произойдет ее трансформация в ощущение комфорта. Боль - это энергия, «загнанная в угол». Нужно произвести обратное действие, «выпустить ее из угла», она расправляется и быстро возвращает себе свойства нормальной энергии, т.е. ощущается как тепло, легкость, готовность действовать.
До конца в этой работе идти сложно в двух случаях: если не хватает концентрации или если мешают сильные мышечные блоки; в первом случае необходимо тренировать навык концентрации, во втором нужна помощь специально обученного массажиста или, в крайнем случае, оператора (также специально обученного), который будет следить за правильным выполнением шагов и вовремя давать инструкции, помогая направить внимание.
Б. Техника трансформации «эмоциональных потоков»
Подготовка:
• Настройтесь на работу в течение 10-15 минут. Иногда это занимает от 2 до 5 минут.
• Используя практику выслеживания (см. раздел 3), найдите несколько недавних, все еще актуальных эпизодов или мыслей, на которые откликается боль.
• Расслабьте тело и расфокусируйте внимание.
•
Теперь вы готовы приступить к процессу трансформации боли.
1. Расслабьте мышцы в той области, где ощущается боль, расфокусируйте внимание в этой области, одновременно концентрируясь на расслаблении мышцы.
2. Сохраняя расфокусированное (периферийное) внимание в этой области, используйте теперь центральное внимание: направьте концентрацию на расслабление мышц в самом центре ощущения боли, и создайте ощущение, как будто тело раскрывается (примерно так, как в старых фотоаппаратах раскрывается диафрагма). Некоторым удобнее представить и ощутить, что поверхность тела в этом месте принимает форму воронки, направленной узким концом вглубь тела и проникающей до самого центра болезненного ощущения
3. Направьте острие концентрации вглубь ощущения боли, продолжая раскрывать, раздвигать ее.
4. Одновременно создавайте ощущение, как если бы какойто поток выходил из центра боли.
5. Задайте себе вопрос, какого цвета этот поток. Как правило, этот поток имеет неприятные темные или грязно-серые тона. Тем, кто затрудняется увидеть цвет, следует направить все свое внимание на ощущение выхода потока из центра боли.
6. Сделайте все, чтобы поток оставался стабильным или даже усилился. Для этого можно еще более расслабить мышцы, раскрыть тело и проникнуть глубже внутрь боли. При этом боль может немного усилиться. Если это так, вы получили знак, что действуете в верном направлении.
7. Добившись стабилизации потока, сконцентрируйте все внимание на его цвете и точке выхода, а периферийное внимание распределите на всю область боли и за ее пределы.
8. Поддерживайте это состояние в течение некоторого времени. Вы заметите, что постепенно поток становится более светлым и слабым.
9. Теперь необходимо поместить в поле зрения один из найденных ранее образов. Для этого необходимо центральное внимание направить на образ, продолжая наблюдать цвет потока и болевое ощущение периферийным вниманием. Периферийное внимание необходимо распределить между ощущением боли, цветом потока и образом. Если вы все сделали правильно, то вы мгновенно заметите, что поток становится более интенсивным, а цвет его более темным.
10.Концентрируясь на образе, старайтесь постоянно восстанавливать сильное переживание эмоции. Продолжайте делать это в течение некоторого времени.
11.Вы заметите, что интенсивность потока постепенно начинает падать, а цвет его становится более светлым.
12.Как только это произойдет, переходите к работе с другими образами, поступая с ними так же, как в предыдущем шаге. Продолжайте этот процесс, переходя от одного образа к другому, иногда возвращаясь к любому из предыдущих и проверяя, как он переживается теперь.
13.Ваша задача при этом - вновь и вновь возвращать эмоциональное переживание - до тех пор, пока вы не заметите, что эмоция потускнела. При этом и поток, несмотря на ваши попытки усилить эмоцию, становится все более светлым и менее интенсивным.
14. Подчеркнем, что на этой стадии вы будете чувствовать, что боль заметно уменьшилась. Однако вы обязаны проявлять максим ум скептицизма к этому результату и постараться вновь усилить боль, делая образ более ярким и эмоционально насыщенным.
15. Продол жайте этот процесс до тех пор, пока эмоция не исчезнет окончательно, а поток не станет сначала совершенно прозрачным, а потом и вовсе не закончится. К этому моменту боль полностью исчезнет, что будет означать завершение процесса.
Примечание 1. После шага 10 или 11 желательно открыть тело тем же способом, каким указано выше, в центре промежности (точка хуэй-инь) и в центре макушки (точка бай-хуэй). Одновременно постарайтесь расслабить тело по линиям, соединяющим эти точки с центром боли. Продолжая процесс расслабления, вы заметите, что указанные точки начинают объединяться с источником боли, воспринимаясь как нечто целое (см. раздел 4, шаги 1 - 3). Тем самым вы добиваетесь, чтобы повреждающая энергия стала выходить также через точки хуэй-инь и бай-хуэй, которые являются важными энергетическими центрами.
Примечание 2. После шага 14 возможны следующие дополнительные шаги.
14а. Распространите периферийное внимание на большую часть тела. Иногда можно заметить, что при усилении образа откликаются другие части тела. Например, если вы работаете с головной болью, может возникнуть реакция в области сердца, солнечного сплетения, в нижней части живота, в спине и т.д. Это будет означать, что переживаемая вами эмоция сопровождается ощущениями сразу в нескольких участках тела.
146. В таком случае поместите центральное внимание в эту область, создайте, как и прежде, ощущение, что тело раскрывается (как в шагах 2 - 4) и наблюдайте возникающий здесь поток. Таким образом вы будете одновременно поддерживать два или несколько потоков. Далее вы будете работать до тех пор, пока не закончатся все созданные вами потоки.
Примечание 3. В том случае, если у вас возникают трудности с концентрацией и раскрытием тела, или необходимо раскрыть тело сразу в нескольких точках, как описано в примечаниях 1 и 2, воспользуйтесь дополнительным приемом, который выполняется после шага 1.
Прикоснитесь пальцем или двумя пальцами к той части тела, где вы чувствуете боль, в ее центре, и слегка нажмите, одновременно концентрируясь на расслаблении мышц и расфокусировке внимания в этой области. При этом центральное внимание направлено на центр боли, в самой ее глубине. Далее приступайте к шагу 2. Прикосновение можно сохранять в течение всего процесса, до полного исчезновения боли.
Описанные в этом разделе технологии позволяют работать как с сильными эмоциональными переживаниями, так и с различными типами болевого синдрома - головная, зубная боль, боли во внутренних органах, иногда в позвоночнике и т.д. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы боль ушла безвозвратно. Подчеркнем, что этот прием, повторенный несколько раз (а часто и за один раз), может полностью ликвидировать и эмоциональные переживания, и обострение хронического заболевания, которое является
источником боли.
Полное исцеление невозможно до тех пор, пока остается неизменной картина мира. Но в случае острого заболевания такая задача обычно и не ставится.
Три стенограммы демонстраций работы с «эмоциональными потоками»9
Демонстрация 1. Острая боль в ухе.
- Каков характер боли?
- Сильные колики.
- Эмоциональная окраска боли?
- Страх.
- Вспомни, где был такой же страх.
- Обычно в школе, много таких эпизодов.
- Вспомни ассоциированно о каком-нибудь конкретном эпизоде в школе.
- Вспомнила.
- Как реагирует боль ?
- Колики сильнее.
- Значит, выследили правильно, это действительно страх именно такого рода. А теперь - вспомни, о чем ты думала, когда шла обедать ?
- О том, что мне не хочется работать в паре...
- Вспомни момент, когда я давал инструкцию. Если бы ты стала работать в паре и попробовала кому-то давать инструкцию?
- Боль усиливается.
- То ощущение похоже на страх перед невыученным уроком?
-Да.
- Смотрите, одна мысль промелькнула - и появляется боль. Мы дольше сейчас добирались до этой мысли, чем она длилась. А теперь, когда мы выяснили, я бы хотел провести полную сессию воздействия. Мы выследили болевой синдром, теперь можно его трансформировать.
9 Эти демонстрации выполнялись во время тренинга, поэтому некоторые комментарии адресованы группе.
- Вспомни как можно больше конкретных эпизодов из школы или раннего детства, когда тебе было страшно.
- Их много!
- Выбери самые основательные эпизоды. Два, три, пять -самые сильные.
- Нашла.
- В первом эпизоде сколько тебе лет?
- Они все возраста 6-7 классов.
- Теперь расслабь мышцы в той области, где чувствуешь боль... покажи центр этого места... там, где центральная часть уха, - ты ощущаешь там свое тело, не правда ли?
-Да.
- Теперь создай такое ощущение, будто все мышцы в этой точке расслабляются, и этот центр как будто начинает раскрываться. Как будто там такая воронка вглубь тебя образуется, как будто тело раздвигается, распахивается или раскрывается. И сразу начинает что-то выходить. Какого цвета ?
- Не вижу цвет.
- Тогда почувствуй выход, создай ощущение выхода - как будто какая-то субстанция начинает вытекать. А теперь
- какого она цвета?
- Синего.
- Отлично - и какова она на ощупь - теплая, холодная? Густая или газообразная? Еще сильнее расслабляй эту область, как бы еще больше раскрывай, открывай, открывай. Теперь - усиливается?
-Да.
- Теперь расфокусируй внимание в этой области, продолжая ее раскрывать - и посмотри, ОТКУДА идет эта энергия? Ее источник где-то в глубине тебя. Где? В голове... или в груди, или в затылке... или в плечах...
- Из плеча и груди.
- Хорошо. А теперь расфокусируй внимание так, чтобы обе эти точки оказались в сфере твоего внимания, и ухо тоже, и как будто вся энергия вытекает через это пространство. А теперь ты можешь создать ощущение, что открываются и грудь, и плечи, и ухо одновременно. И у тебя возникнет целых три потока. Получается? Какого цвета энергия там и там?
- Везде темная.
- Хорошо. А теперь продолжай расфокусировать внимание до тех пор, пока все эти три точки - в области груди, плеча и уха - соединятся. Расфокусируй, расслабь все эти точки и пространство между ними, оно начинает соединяться - и энергия выходит. Хорошо. А теперь, продолжая это делать, смотри на ту ситуацию, которая вызывает страх - в шестом или седьмом классе... ассоциированно переживай свой страх... если ты получаешь ощущение страха, то ты заметишь, что поток потемнеет или усилится. Ты видишь?
-Да, вижу.
- Отлично. И, очень сильно расслабляя тело, продолжай работать с энергией, концентрируясь на потоке и одновременно глядя в ту ситуацию и переживая страх. Больше ничего не надо делать, просто переживай страх и расслабляй мышцы. До тех пор, пока страх исчезнет.
- В этом эпизоде страха уже нет...
- Хорошо, переходи к следующему эпизоду. Опять то же самое, ты видишь, что поток сначала темнеет, и ты опять расслабляешь мышцы, концентрируешься, и работаешь так со вторым эпизодом. И когда страх начинает уменьшаться, можешь сразу переходить к третьему и четвертому эпизодам - ты можешь теперь работать с двумя-тремя эпизодами сразу - и время от времени возвращаешься ко второму и первому эпизодам, чтобы проверить, насколько там все чисто - и каждый раз, пока страх еще остается, ты будешь обнаруживать, что поток темнеет.
- Возникло новое напряжение - в ноге!..
- Хорошо, расслабляй мышцы там - открой, расслабь мышцы крестца, копчика и промежности, и мышцы ног, и открой ноги там, где есть напряжение, обязательно открой подошвы, тоже создавая такое ощущение раскрытия тела - и там тоже будет энергетический поток. И почувствуй, как энергия через ноги вытекает, но он берет начало там же - он связан с ухом, с шеей, грудью...
-Да!
- И снова вспоминай тот эпизод, который откликнулся еще и в ноге. Это может быть достаточно сильный
страх - такой, что захотелось убежать. Видишь, какая большая работа стоит за мелким симптомом! Болеет все тело; то, что реагирует определенный орган - это уже детали. Симптом, который ты обнаружила в ухе, связан и с шеей, и с плечом, и с сердцем, и с ногой, и с нижней частью живота - и все эти области как бы соединены. Так проходит меридиан. Как себя чувствуешь? Ухо еще болит?
- Нет.
- Посмотри теперь те эпизоды, с которыми ты разбиралась.
- Если бы я там сейчас оказалась, я бы совсем по-другому реагировала.
Демонстрация 2. Боль внизу живота (при беременности).
- Какова эмоциональная окраска боли в животе?
- Страх.
- Страх чего?
- Остаться одной...
- Какой внешний повод был для этого страха - сейчас, пока шли все эти демонстрации, перерыв? Какая-то мысль, какое-то впечатление? Просматривай все это, вспоминая момент, когда живот начал болеть.
- Когда Л. здесь сидела.
- Да, и то, что она говорила, и то, что здесь происходило, вызвало у тебя какую-то ассоциацию. Какая мысль промелькнула там, когда ты слушала Л. и смотрела ?
- Ну, я же тоже училась в школе...
- И какой-то эпизод всплыл, да ? -Да.
- Ну-ка, вспоминай этот эпизод сейчас еще раз.
- Угу.
- И когда ты вспоминаешь это ассоциированно, что происходит с болью? Немножко живее туда войди, в разные эпизоды - а периферийное внимание расфокусируй во всей этой области, и в солнечном сплетении, где ты показала, и в животе - и смотри, на что откликается живот?
- Что я сижу вот перед Вами, и Вы так спрашиваете...
- А в том эпизоде тоже есть такой момент? -Да.
- Живот реагирует?
-Да.
- Ну, прекрасно. То есть иногда мы вспоминаем эпизод, но не в том моменте. Нужно походить туда-сюда. А теперь вспомни несколько эпизодов из прошлого, из школьных времен, или даже еще из детских, где у тебя был такой страх
- есть ?
- Да. Страшно, что обо мне плохо подумают.
- Чем больше таких эпизодов, тем лучше, и чем они более детские, тем лучше - самый первый эпизод к какому возрасту относится?
-4-5.
- Что там было?
- Мама уходила на работу.
- Ты оставалась одна. Когда о тебе плохо думают, ты тоже остаешься одна?
- Угу.
- Наверно, мама плохо о тебе думала, поэтому уходила на работу, да? В голове ребенка всякие происходят связки. А теперь расслабляй мышцы в той области, где есть боль, раскрывай тело, точно так же как в предыдущей демонстрации было - и смотри, какая энергия выходит, какого цвета?
- Красный!
- Этот цвет тебе нравится?
- Нет.
- Какое у тебя эмоциональное восприятие этого цвета?
- Страх, просто ужас.
- Обычно цвет вызывает ту же эмоциональную реакцию, что и эпизод. Теперь смотри на этот красный цвет, создавая эмоциональное состояние страха, ужаса - и очень сильно раскрывай тело. Сильнее расслабь мышцы живота, копчик, крестец, руки-ноги обязательно, область промежности, область матки, вот так. Видишь поток?
-Да.
- Ты должна расслаблять тело до тех пор, пока поток станет очень сильным. Чем сильнее, тем лучше. И теперь, когда тело расслабляется, смотри тот эпизод, когда мама уходила и ты оставалась одна - и либо интенсивность потока возрастет, либо цвет станет более темным. Что у тебя?
- Поток возрастает.
- Еще больше расслабляй тело и смотри еще пристальнее в этот эпизод, переживая страх. Но вся концентрация идет вместе с тем на отпускание энергии.
- Еще вот тут боль возникла.
- Это связано с теми же самыми эпизодами. Открывай мышцы здесь, в солнечном сплетении также, расслабь место новой боли и место, где боль была вначале и соедини эти точки, и расслабляй сразу обе эти точки, так чтобы они соединились - и тогда поток усиливается и твое волнение вместе с ним уйдет... Вот и хорошо. А теперь продолжай усиливать поток, расслабляя тело и поглядывая в те эпизоды, где был страх - когда мама уходила и что-то еще происходило...
- Страх уходит.
- А ты все равно продолжай расслаблять тело и смотреть на поток и подставлять туда новые эпизоды - другие из этой же серии. Так. Смотри на какой-нибудь пугающий эпизод, подумай о том, что ты останешься одна -сильнее раскрывай и думай, что ты останешься одна и дальше - и очень сильно расслабляй тело - и вспоминай еще все свои страхи и все эпизоды, где была угроза, что ты останешься одна. В результате такой процедуры человек может сколько угодно думать, что он останется один - и никакого страха. Все равно, одна или с кем-то -какая разница. Уже не страшно?
- Нет.
- Вот и молодец. Вот это гарантия, что боль не будет возвращаться. Если эту процедуру не сделать, то любая мысль вроде «я останусь одна» будет снова вызывать боль. А так - с одной стороны, исчезает повод, мотив для боли, а с другой стороны, нет боли - так не будет подпи-тываться страх. Вот так и разрывается этот замкнутый круг. Как себя чувствуешь ?
- Хорошо.
Демонстрация 3. Зубная боль.
- Зубная боль - это интересная задача. Расслабь мышцы в области больного зуба, сконцентрируй там внимание и немного усиль боль. Если даешь внимание своей боли, то она начинает усиливаться. Расслабь там мышцы вокруг -в десне, в окружающих тканях - всегда есть что-нибудь такое, что может дать ощущение напряженности или расслабленности. Притворись, что там что-то расслабляется (так можно работать, например, с болью в костях, где расслаблять в обычном понимании совершенно нечего).
- Ну надо же, действительно расслабляется!
- Да. А теперь расслабляй дальше, что-то на поверхности тела, в челюсти, на самой поверхности - и соедини эти точки внутри и снаружи, расслабляя то, что между ними. Создавай такое ощущение, как будто точка на поверхности прозрачна. Возьми теперь симметричную точку и представь себе, что сквозь эти точки (слева и справа на деснах) как бы стержень проходит. Теперь преврати этот стержень в цилиндр и расслабляй все это пространство. Создай ощущение, как будто этот цилиндр полый - и вот он раскрывается.
- Оттуда что-то вытекать стало!
- Прекрасно. Что оттуда вытекает?
- Какой-то поток.
- Смотри, какого он цвета ?
- По-моему, прозрачный... С двух сторон вытекает.
- Хорошо. Здесь, в челюстях, бывает много напряжения, потому что когда мы беспокоимся, мы слегка сжимаем челюсти. Там набирается очень много повреждающей энергии, и она должна вытекать. Получилось?
- Получается.
- Продолжай дальше!
- Все вытекло.
- Что с болью?
- Она сейчас как будто далеко-далеко, приглушенная.
- Она закрылась. Зачем ты так делаешь? Никогда нельзя заканчивать работу, пока остается хоть какой-то дискомфорт. Снова раскрой - и доберись своим вниманием до центра этой приглушенной боли. Раскрой там все, и смотри: опять начинает вытекать!
-Да.
- Ну вот. Нельзя выходить из медитации. Я говорю с тобой, но ты должна слышать меня из внутреннего пространства и продолжать процесс! Если уж ты вошла в процесс, то что бы там ни происходило вокруг - телефон звонит, кто-то тебя зовет, - ты должна завершить начатое. Что стало с зубной болью?
- Кончилась. Вопрос из группы:
- Такое впечатление, что у меня два потока не соединяются. Они перемещаются, а соединиться не могут.
- Их нужно не соединять, а расслаблять тело между ними до тех пор, пока они не станут сближаться. Когда ткань между ними расслабляются, она как бы исчезает. Она перестает чувствоваться, и возникает такое ощущение, как будто расстояние между точками исчезает и они соединяются. Это означает, что вы раскрыли всю эту область. Если мышца расслабляется, она раскрывается для энергии, и тогда возникает сильный поток. А вы на нем концентрируетесь, и вся энергия начинает трансформироваться.
-
7. Техники исцеления хронических заболеваний. Симптомы заболевания как знаки внешнего мира
Если ставится задача не просто купировать приступ боли, а избавиться от болезни - нужно проделать более сложную, многоступенчатую работу (см. главу 2), включающую в себя описанную выше практику выслеживания, а также реальные поступки, закрепляющие новый стереотип восприятия (практика неделания).
Как мы уже упоминали, суть выслеживания состоит в установлении связи любого физического симптома с соответствующим ему фрагментом картины мира. Когда найдена точная корреляция между симптомом и фрагментом картины мира, необходимо синхронно трансформировать то и другое. Для этого к шагам предложенных в предыдущем разделе технологий добавляются следующие шаги.
1. В начале работы наметить список эпизодов из личной истории, поддерживающих данный симптом (см. раздел 3 этой главы), и убедиться, что каждый эпизод усиливает симптом. Часть этих эпизодов должна относиться к детскому или подростковому возрасту.
2. В конце работы, когда симптом исчез, убедиться в том, что ни один из эпизодов не вызывает больше телесной реакции. Более того, обработанные таким образом эпизоды не вызывают негативной эмоциональной реакции, меняется отношение к событиям и участвующим в них людям, появляются новые идеи о том, как решать проблемы.
Каждый из таких эпизодов является стрессовой ситуацией, и болезнь есть совокупная память тела о проживании каждого из этих стрессов. Можно убедиться прямой проверкой, что в любой стрессовой ситуации обостряются все хронические заболевания, хотя эти обострения могут быть очень слабыми, на грани возможностей чувствования. Чтобы осознать их, необходимо быть в периферийном внимании. Обычно обострения не осознаются, т.к. в стрессе люди напряжены и расфокусировка оказывается для них недоступной. Поэтому в большинстве случаев обострения проходят, так и не будучи замеченными. Тогда они начинают накапливаться до сильного обострения, которое уже нельзя не заметить.