Вопрос 6. Линии развития жизненного мира.
Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира в подростковом возрасте в основных своих чертах оформляются как сложившиеся, развитые типы. Этому способствуют развитие личностной рефлексии ( связанный с потребностью подростка разобраться в самом себе более детальный анализ своих мотивов, переживаний и черт), новый уровень развития мышления и окончательное становление типов характера. Основные черты того или иного типа жизненного мира окончательно развиваются феноменологически: во всей полноте переживаются свои связи с окружающим миром, в том числе сущностные, а также сложность внутреннего мира, внутренние конфликты и противоречия; развитие высших форм теоретического мышления позволяет осознать нравственные и духовно-нравственные ценности; становление типов характера способствует осознанию направленности личности.
Виды направленности личности:
1) Подростки с формирующимися духовно-нравственной и сущностной направленностями личности, соответствующими сложному и «как бы легкому» и сущностному жизненному миру, отличаются преданностью в дружбе со сверстниками. Отношения с родителями не сопровождаются острыми конфликтами, оставаясь в целом спокойными. Эмоциональные контакты сохраняются. Реакции эмансипации выражены умеренно. Из увлечений наиболее часты интеллектуально-эстетические. В учебе – преобладают мотивации достижения успеха и познавательные мотивы. Сущностные мотивы составляют основную часть жизненного мира. Линия развития, связанная с духовно-нравственной направленностью личности, свойственна для сравнительно мягкого проявленных сенситивного (тревожного ), психастенического ( осторожного ) и дистимного типов характера и, в особенности, для сочетаний первых двух с гипертимным, а также для этих сочетаний с включением в них застревающего ( шизоидного ) типа, при мягко проявленном лабильном типе характера.
2) У подростков с линией онтогенеза сложного и трудного жизненного мира (эгоистической направленности личности ) непросто складываются отношения со сверстниками: требования к другу всегда выше, чем к себе, важнее больше получить, чем отдать. Характерна частая смена друзей, в группе они часто стремятся к лидерству. Желание продемонстрировать перед сверстниками те или иные престижные качества: силу, ловкость, храбрость, ум, эрудицию. Отношения с родителями нередко остроконфликтны, характерна резкая выраженность реакции эмансипации. Типичными увлечениями являются эгоцентрические, накопительские и телесно-мануальные, причем всегда интересует результат. Среди мотивов учения преобладают престижная мотивация, мотивы статуса и другие эгоистические мотивы.
3) Линия развития, формирующая эгоистическую направленность личности, характерна для демонстративного (истероидного), возбудимого (эпилептоидного), отчасти гипертимного типов характера. Она присуща также их сочетаниям: эпилептоидно-истероидному, гипертимно-истероидному, лабильно – истероидному.
4) Самыми «трудными» являются подростки с линией онтогенеза, отвечающей гедонистической направленности личности. Они наиболее конфликтны с родителями, наиболее подвержены влиянию асоциальных групп, для них возможны делинквентное поведение, алкоголизация, токсикомания, наркомания, побеги из дома. Доминирующими мотивами являются удовольствия и развлечения, характерна тяга к безделью. Им свойственно подражание всему тому, что может принести немедленное удовольствие. Живут только настоящим, будущее их совершенно не заботит. Эти подростки равнодушны к родным и к заботам семьи, родители для них лишь «источник средств для удовольствий». Они «не способны занять себя сами, тянутся к подростковым уличным группам». Увлечения представлены самыми примитивными – информативно-коммуникативными. Характерна склонность к азартным играм. Учеба обычно совершенно запускается, в школе часты прогулы. Сущностные мотивационные отношения не характерны. Этот тип характера характеризуется несформированностью социально-приемлемых норм поведения, безволием во всех сферах жизни, особенно в исполнении обязанностей и долга.
5) Промежуточные типы жизненного мира-с двойным доминированием соответствующих мотивов. Прежде всего, это линия развития промежуточного типа жизненного мира с двойным доминированием эгоистических и духовно-нравственных мотивов (промежуточного между сложным и трудным и сложным и «как бы легким»).
Можно полагать, что, начиная с подросткового возраста положительное влияние на линию онтогенеза жизненного мира возможно только на основе учета конкретных особенностей типов характера, которые окончательно формируются именно в этом периоде.
В случае истероидного, эпилептоидного, а так же (при резкой их выраженности) гипертимного и лабильного типов характера формирование сущностных мотивов затруднено полным отсутствием или недостаточностью соответствующих предпосылок.
Истероидный (демонстративный) тип характера вообще не предполагает образования собственно сущностных мотивов. Их развитие возможно лишь при создании условий, «вынуждающих» обретение таких мотивов, иными словами, изживающих демонстративность как таковую.
Схема развития подросткового возраста:
1.Социальная ситуация развития – эмансипация от взрослых и группирование.
2. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.
3.Центральное новообразование – чувство взрослости (младший подростковый возраст). «Я-концепция» (старший подростковый возраст).
4 Другие важнейшие новообразования – теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Выводы:
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется новообразованием младшего подросткового возраста чувство взрослости, оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Появляется чувство ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток отражает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я - концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.
Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы.