Вопрос 5. Нормальная линия развития. Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
Вопрос 6. Патология развития.
Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Обусловленная любовь способствует развитию у детей неуверенности, тревожности, даже чувства неполноценности, снижает уровень самооценки. Дети чувствуют как неистинность обусловленной любви, так и непринятие со стороны родителей, а это сказывается на отношениях между родителями и детьми.
Стили воспитания:
- есть стили воспитания нежелательные или вредные. Отрицательно влияющие на личностное развитие детей. Это, прежде всего, такие крайности, как жестокое обращение с ребенком, авторитарность при отсутствии любви; воспитание по типу «кумира семьи». Если ребенок сензитивный или психастеничный и ему свойственна ранимость, склонность глубоко переживать любую оценку, если у него снижается самооценка и повышается тревожность, обращаться с ним нужно особенно осторожно бережно. Это тот случай, когда «захвалить» невозможно и хвалить и поощрять следует как можно больше, а выражать недовольство и наказывать – как можно меньше.
Возбудимый (эпилептоидный) подросток, проявляющий агрессивность и мстительность, стремящийся к доминированию в отношениях, уважает только силу. Ему необходим авторитарный стиль воспитания или элементы жесткого давления и контроля при демократическом стиле воспитания, иначе уже с 13-14 лет он начинает диктовать «мягким» родителям свои условия, определяя уклад жизни семьи.
Эмансипация, психологическое «отдаление» от родителей начинается с подросткового возраста. Эмансипация протекает тяжело, бурно, если у ребенка выраженный гипертимный, эпилептодный, истероидный или неустойчивый тип характера. Возможны скандалы, шантаж, уходы из дома.
Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности наиболее полно и интересно описаны К. Юнгом «Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста». Невротиком скорее является тот, кому никогда не удавалось осуществить в настоящем то, чего бы ему хотелось, и поэтому не может радоваться прошлому. Он не в состоянии избавиться от фазы молодости. Наверное, он не может найти себя в мрачных мыслях старения и поэтому напряженно смотрит назад, поскольку смотреть вперед для него невыносимо». В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продлевание стиля жизни, приобретает функции защитного механизма.
Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя.
Тема 12.
Поздняя зрелость ( после 60-70 лет)
План:
Условия развития. Старение и психологический возраст.
Основные линии онтогенеза.
Конец жизни.