Часть 1. Анализ и характеристика конкретизации задач
Задание:
Проанализируйте и кратко охарактеризуйте каждую формулировку, используя подходящие, с Вашей точки зрения, основания. Общее время работы – до 15 минут.
А. Выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
Теоретические задачи:
1. На основе анализа литературы психологического и педагогического содержания определить сущностные характеристики понятия «фрустрация познавательной активности».
2. На основе анализа литературы определить связь познавательной активности с системой ценностно-смысловых отношений личности.
3. Систематизировать позиции зарубежных и отечественных психологов относительно природы, детерминант и механизмов возникновения фрустрации познавательной активности.
4. Определить ситуационные и личностные условия возникновения фрустрации познавательной активности у подростков.
5. На основе анализа психологической литературы обобщить подходы к проблеме конструктивного преодоления фрустрации познавательной активности, обобщить классификации типов фрустрационных реакций у старших подростков.
Методические задачи:
1. Разработать программу экспериментального исследования связи ценностно-смысловых отношений с переживанием и поведением старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности.
2. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.
3. Определить эмпирическую выборку исследования.
Эмпирические задачи:
1. Провести сравнительный анализ типов реакций на фрустрацию познавательной активности в группах младших подростков, старших подростков и студентов.
2. Выявить особенности поведения старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности в межличностном взаимодействии.
3. Выявить связь поведенческих и эмоциональных фрустрационных реакций старших подростков с ценностно-смысловыми отношениями личности.
4. Выявить связь фрустрационных реакций с устойчивыми поведенческими установками старших подростков (ролевыми, коммуникативными, стратегиями преодоления).
5. Выявить влияние гендерных смысловых установок на поведение старших подростков в ситуации фрустрации познавательной активности.
Б. Задачи исследования:
1. Проанализировать различные подходы к пониманию психологической безопасности в отечественной психологической науке.
2. Определить понятие, критерии, показатели психологической безопасности младшего школьника в образовательной среде и способы ее изучения.
3. Теоретически обосновать компоненты и параметры образовательной среды, способные оказать влияние на психологическую безопасность и разработать инструментарий их оценки.
4. Эмпирически выявить влияние факторов образовательной среды начальной школы на психологическую безопасность младшего школьника.
5. Разработать рекомендации по созданию условий обеспечения психологической безопасности младших школьников.
В. Задачи исследования:
1. Изучить представления родителей и педагогов ДДУ о проблеме воспитания детей дошкольного возраста в мультикультурном обществе Эстонии.
2. Определить и исследовать структуру и показатели профессионально-личностной готовности педагогов ДДУ к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде и установить уровень ее развития у студентов – будущих педагогов ДДУ.
3. Выявить и описать психологические типы студентов – будущих педагогов ДДУ с разными показателями профессионально-личностной готовности к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде.
4. Разработать и апробировать программу развития профессионально-личностной готовности студентов – будущих педагогов ДДУ к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде Эстонии в период их обучения в вузе и определить результативность экспериментальной работы.
Г. Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы изучить сущность процесса формирования активности в младшем школьном возрасте и разработать стратегии экспериментального исследования компонентов и видов активности.
2. Выявить уровни развития структурных компонентов и видов активности у младших школьников.
3. Раскрыть организационные и содержательные особенности процесса формирования активности в младшем школьном возрасте.
4. Выявить структурные и динамические особенности активности у младших школьников.
5. Разработать и реализовать в образовательном пространстве МОУ «Начальная школа – детский сад №1» систему формирования активности средствами изобразительной и художественно-практической деятельности в младшем школьном возрасте.
Д. Задачи исследования.
1. Изучить состояние проблемы в отечественной и зарубежной психологии с целью выявления научного знания о содержании, структуре и процессе формирования профессиональной Я-концепции.
2. Определить особенности профессиональной Я-концепции учителя.
3. Установить возможности формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения.
4. Проанализировать психолого-педагогические возможности аудиовизуальных технологий в формировании профессиональной Я-концепции будущего учителя.
5. Разработать и апробировать модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения.
6. Провести формирующий эксперимент для проверки результативности использования разработанной модели формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения.
Е. Задачи:
1. Изучить и сравнить уровни семейной сплоченности, семейной адаптации и удовлетворенности семейным функционированием, показатели внутрисемейных отношений и семейного воспитания в семьях детей с различными вариантами нарушения психического развития и в семьях здоровых детей.
2. Исследовать у родителей детей с нарушенным развитием типы отношения к болезни ребенка, копинг-стили, уровень и параметры конструктивной активности в лечебно-реабилитационном процессе.
3. Проанализировать связи между изученными показателями семейного функционирования и социально-демографическими характеристиками семей для определения мишеней психологической коррекции.
4. Выявить показатели семейного функционирования и социально-демографические характеристики семей, влияющие на конструктивную активность родителей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития, в лечебно-реабилитационном процессе.
5. Разработать программу дифференцированного психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития.
Ж. Задачи исследования:
- теоретические – провести аналитический обзор существующих подходов к изучению кризиса идентичности личности, рассмотреть особенности негативной и позитивной идентичности, выявить психологические индикаторы кризиса идентичности и его компонентов, провести аналитический обзор существующих подходов к проблеме жизнестойкости;
- эмпирические – выполнить эмпирическое исследование, направленное на изучение связи жизнестойкости личности и кризиса идентичности у студентов.
З. Задачи исследования.
1. Изучить мотивацию учащихся профильных классов, определяющую выбор профиля обучения.
2. Исследовать специфику индивидных, личностных и [, в частности,] речевых характеристик, [в том числе –] вербальной креативности [, у] учащихся профильных классов и охарактеризовать их взаимосвязи с учетом типа мотивации.
3. Выделить детерминанты выбора профиля обучения.
Обобщить полученные результаты в виде психологических «портретов» учащихся каждого профиля и предложить на основании этого практические рекомендации для педагогов-словесников по обучению школьников [в] разных профильных классах.