Глава 10. Несправедливость, шок и пространство-время
Сегодня я хочу работать с симптомами, которые беспокоят нас не просто потому, что в симптоме есть энергии, с которыми нам нужно танцевать.
Скорее симптомы беспокоят нас потому, что те энергии напоминают нам о возможных ситуациях несправедливости[14]в нашем прошлом. Помните, что если дух сдерживается деятельностью, то он, как правило, становится несчастным и начинает вопить. Когда вы делаете слишком много и держите взаперти свое пространственно-временное сновидение, свой процессуальный ум, то через некоторое время он начинает жаловаться.
В качестве разминки попробуйте следующую медитацию: вы можете сидеть, лежать или стоять там, где вы находитесь. Если хотите и если это вам подходит, позвольте своим челюстным мышцам ненадолго расслабиться. Позвольте своим шейным мышцам немного расслабиться; посмотрите, позволит ли себе ваша шея расслабиться еще немного больше. И хотя вы сидите на стуле, опираясь спиной на его спинку, движение может означать и неподвижность. В любом случае расслабьтесь, чтобы вы могли находить в себе движение или неподвижность, которые пытаются возникать.
Это означает, в течение минуты следуйте желаниям своего тела в его больших или малых движениях или неподвижности. Пробуйте это, продолжайте это делать, пока у вас не возникнет какое-нибудь интуитивное понимание относительно чего-либо, и вы его не ухватите. Расслабляться… двигаться… быть неподвижными… сновидеть, бодрствуя. Используйте свое ясное сознание, чтобы улавливать все, что возникает. Возможно, вы получите намек или какой-то совет. Оставайтесь осознающими и улавливайте содержание совета. Посмотрите, можете ли вы сформулировать его в одной фразе, которую вы способны запомнить: содержание совета – одна фраза. Запишите ее и/или поделитесь этой фразой с кем-либо.
Теперь давайте подумаем о шоке и несправедливости. Под шоком и несправедливостью я подразумеваю воображаемое или действительное воспоминание несправедливого обращения с вами, чувство, что с вами несправедливо обошлись человек или природное событие.
Это могли бы быть психологическая травма, физическая рана или боль вследствие внешнего события, наподобие цунами. За такими чувствами и симптомами стоит ощущение, что с вами поступают несправедливо. Это ваше личное ощущение, и оно может быть или не быть «объективным».
Люди, которые обижают других, часто не осознают свою психологическую или физическую силу, которая определяет их «положение». Но и те, кого обижали другие, обычно не осознают или не осознавали это неравенство положений и потому не были способны в достаточной степени защищать себя или просто этого не делали. Так или иначе некоторые симптомы сами могут напоминать нам о несправедливости со стороны того, против чего мы не можем защищаться. Такие симптомы заставляют вас чувствовать и/ или говорить: «Помогите мне, я чувствую несправедливость» или жаловаться: «Я просто не могу с этим справиться».
Чтобы работать с таким симптомами прежде всего крайне важно защищаться от них, бороться с ситуациями несправедливости и бороться с симптомами. Например, первый шаг в процессе может состоять в том, чтобы бороться с переживаниями близости смерти и говорить «ВЫБИРАЙСЯ!». Но медицинские подходы в ситуациях близости смерти могут быть вредоносными просто из-за соответствия статистике, окружающей данную болезнь. Говоря статистически, если ваша болезнь считается смертельной, то даже если вы потенциально способны жить еще долго, вы можете начать сдаваться из-за силы, значимости и убедительности медицинской статистики, которая, так сказать, «не на вашей стороне». Это большая проблема, через которую я проходил, когда говорил с матерью В., которая не так здорова, как могла бы быть. Иногда человек действительно болен и кажется, что ситуация ухудшается. И тогда он или она думает: «Что же, может быть приходит мое время», поскольку каждый знает, что однажды время должно прийти. Тем не менее даже хотя все признаки могут говорить, что время вышло, в глубине человека может быть сила, которая отказывается смиряться и хочет восставать.
В. : Арни работал по телефону с моей матерью и со мной. Он прислушался к ее дыханию и спросил ее, что бы ей хотелось сделать, если бы она могла. Она сказала, что она бы вернулась к работе. Поэтому он прислушался к тому, что ее интересовало, и сказал моей маме: «Время не пришло, ваш процесс говорит, что сейчас вы должны кое-что сделать, работать, вернуться к работе!» А уже на следующий день она чувствовала себя потрясающе и сказала: «Это было так забавно!» Она начала заботиться о вещах, на которые уже долго не обращала внимания; раньше она была просто загипнотизирована мыслью о том, что она умирает.
Да, борьба с симптомом, который способен усиливать стандартные медицинские соображения, может быть первым шагом в процессе. Но иногда мы так много боремся с симптомами, что отказываемся даже чувствовать их или думать о них. Как я говорил ранее, это может происходить потому, что они заставляют нас бояться какой-то несправедливости.
Наша индивидуальная биология и коллективная жизнь группы также имеют тенденцию маргинализировать или стараться забывать шокирующие события, чтобы не давать нам о них думать. Часть каждого человека хочет избегать боли и избегать военных зон, как будто всегда еще слишком рано думать о болезненных вещах. Давайте хорошо проводить время и не слишком много думать об этом и уходить от всего этого. В том, чтобы не думать о боли и уходить от всего этого, есть положительная сторона. Это бессознательная форма отстраненности.
Однако такая репрессивная тактика также может заставлять X или вредную энергию становиться сильнее и снова появляться в симптомах. Поэтому проработка фактора X , самой беспокоящей энергии в хронических симптомах, может быть связана и с проработкой этой энергии X из прошлых проблем несправедливости.
Иногда это бывает трудно делать, поскольку склонности к зависимостям, которые мы развиваем, чтобы подавлять мышление о трудных вещах, которые были в вашей жизни, могут не давать вам прорабатывать эту энергию X . Вокруг проблем несправедливости обычно появляются зависимости, чтобы заставлять вас чувствовать себя лучше. У каждого есть те или иные формы склонностей к зависимости; сладости и специи тоже могут вызывать зависимость, равно как и хорошо известные алкоголь, наркотики, кофе, сахар и еще бог знает что.
Один из огромных недостатков игнорирования проблем несправедливости состоит в том, что их игнорирование способно делать вас слепым к тому факту, что вы можете становиться несправедливым и жестоким к самому себе. Порой вы можете не осознавать, что способны непреднамеренно обижать самого себя как обижали вас.
Снаружи было так трудно, что вы можете видеть несправедливость только как что-то, происходящее снаружи: «это» случалось там, и вы можете не замечать этого, когда начинаете делать неудобные «X -подобные» вещи по отношению к самому себе. Если люди относились к вам отрицательно, вы можете бессознательно начинать отрицательно относиться к самому себе. Если другие не обращали на вас внимания и поступали с вами так, как им не следовало поступать, то иногда вы можете не уделять себе внимания и совершать по отношению к себе ненужные, неполезные и недобрые поступки.
Когда вы добираетесь до процессуального ума, то все, чего вам следовало избегать, что вам следовало делать или с чем вам следовало бороться, становится частями большего процесса, и «он» справляется с болезненными вещами совершенно другого уровня. Подумайте о том, что вещи, которые вас беспокоят, являются вашими, но также, возможно, и не вашими ! Силами, с которыми мы работаем, нередко бывают социальные, коллективные проблемы. Беспокоящие вас энергии в той или иной степени можно находить почти в каждом человеке. Беспокоящие энергии – это реакции на случившиеся несправедливости или порой они бывают связаны с ними, а также с массой паники и депрессии и паранойи.
В работе, которую мы собираемся здесь проводить, мы будем думать о симптоме, который мог бы быть как-то связан с каким-то видом проблемы несправедливости. Мог ли этот отдельный симптом быть связан с каким-то затруднением из прошлого? Я хочу сказать, что сущность симптома нелокальна.
Отрицать и забывать ситуации несправедливости нормально – это попытка дистанцироваться от проблем. Отрицая какие-то вещи, нечто в вас может искать отстраненное состояние ума, спокойную третью позицию между двумя противоположностями.
У вас есть X , трудная энергия, которая может быть или не быть связана с проблемой несправедливости. Теперь история уже не так важна, так как я хочу говорить именно об энергии . И потом есть u – тот, кого обижали. Вам нужен «третий» – процессуальный ум, измененное состояние «Танца Древнего».
Обретение доступа к измененному состоянию сознания этого процессуального ума может быть не только полезно для тела, оно может помогать в решении проблемы несправедливости без ее прямой проработки, без выслушивания конкретного содержания истории несправедливости. Вместо этого вы имеете дело с энергиями основополагающей сущности.
Люди ходили и до сих пор ходят к своему деревенскому шаману, чтобы получать для себя эту отстраненность: входить в измененное состояние и выходить из него с чемто, что поможет страдающему человеку так, чтобы человеку ничего не нужно было делать самому.
В Африке я познакомился с великими шаманами. Мы спрашивали их, как они работают с проблемами отношений. Я должен повторить эту историю, даже если вы уже слышали ее от меня раньше. Допустим, у пары есть действительно серьезная проблема. Шаман или знахарь рассказывал нам, что он мог сказать: «Идите домой, и забудьте об этом!» Я спросил: «И это действует?» Шаман объяснил, что это действует потому, что пара идет домой и расслабляется. Затем шаман шаманит! Когда пара возвращается, они говорят: «Это подействовало!» Пока это самая лучшая медицина! Мне очень нравится позиция шамана. Входить в пространственно-временное сновидение другого, чтобы решать проблемы, очень важно. Шаманизм и нелокальность – и то и другое помогает нам несколько дистанцироваться от вещей, так что мы можем работать с проблемами с большей, более широкой перспективы, включающей в себя больше частей целого.
Как я говорил в своей книге «Процессуальный Ум», разум или процессуальный ум, стоящий за древним танцором, является Всеведущим – что означает всезнающим – и Вездесущим – присутствующим везде. В этой Вселенной невозможно быть в одиночестве. И процессуальный ум, подобно образам бога, Всемогущ . Ваш процессуальный ум обладает какого-то рода связующей силой. Под силой я имею в виду полевое ощущение чего-то, движущего вас, где бы вы ни были, в любых обстоятельствах.
«Зажигай[15], врубайся и отпадай». Хиппи шестидесятых пытались находить эту отстраненную позицию, врубаясь и отпадая с помощью наркотиков. Тимоти Лири, американский гуру тех времен, советовал всем «зажигать» и «балдеть». «Врубаться» – означает входить в измененное состояние. «Отпадать» – означает отстраняться от ценностей и норм культуры. В своей речи в 1966 году Тим Лири призывал людей принимать культурное изменение путем употребления наркотиков и психоделиков. И, отстраняясь от условностей и иерархий общества, они могли «отпадать», то есть уходить глубоко в себя.
Если можно, я бы хотел модернизировать рекомендации Лири:
Включайся, находи свой процессуальный ум, настраивайся на него и отстраняйся от текущей общественной ситуации, а потом возвращайся в повседневную жизнь с тем, что ты приносишь из пространственно-временного сновидения.
В 1966 году состоялось «сборище», собрание тридцати тысяч хиппи в Парке Золотые Ворота в Сан-Франциско. Хиппи символизируют существующее в нас мощное побуждение отстраняться от повседневной общепринятой реальности, чтобы находить другой уровень и проверять те традиции, которых мы придерживаемся, на правильность и заново создавать мир. Хиппи были сильны в случайных элементах стохастического ума, но не в детерминистической его части. Остерегайтесь наркотиков. Используйте свою внутреннюю работу, чтобы отстраняться, а потом возвращаться с новой информацией.
В этом упражнении работы с симптомом, я не прошу вас сообщать какие бы то ни было подробности того, что с вами происходило, а просто воображать там неприятную энергию X и обиженную энергию u .
Симптомы могут быть замечательным способом работы в особенности с посттравматическим стрессом, который представляет собой глубокую тревогу, иногда развивающуюся вслед за травматической ситуацией.
Например, работая с людьми, которые были на войне, я обнаружил, что, хотя они не могли думать о том, что происходило на поле боя, они могли рассказывать мне о боли в желудке. Путем работы над той X , которая была желудочной болью, мы были способны не только помогать желудку, но и уменьшать страх в отношении внешних событий, напоминавших им о войне.
В качестве примера такой работы позвольте мне рассказать вам о том, как мы с Эми прошлым вечером делали следующее упражнение. Мы с Эми живем вместе уже почти три десятка лет, и это что-то; жить четверть века с самим собой – это уже успех!
Эми : Я работала с симптомом, относящимся к проблемам кожи. Для меня они были связаны с жестоким опытом постоянного выслушивания замечаний о том, как плохо я выгляжу. Я работала над этой критичной энергией, которая исходила от определенной фигуры в моем прошлом, говорившей: «Как ты плохо выглядишь!».
А энергия u была более текучей, хотевшей, чтобы ее любили и утешали… Потом мы отправились в одно из моих любимых мест на земле, к океану. Там X была представлена волнами, с грохотом обрушивавшимися на скалы, а другой энергией был легкий ветерок. Когда я вошла в нее, я поняла, что грохочущие волны были подобны тем проблемам кожи, трескавшейся и покрывавшейся сыпью в качестве энергии X . Я вошла в эту энергию, и это было все равно, что вырваться и освободиться от всех социальных вещей! Это меня удивило. Я нуждалась в энергии X , чтобы бороться с ней! Так или иначе я пошла дальше и почувствовала, что меня движет вселенная, у меня было ощущение свободы, желающей идти за сновидением, вырывающейся из всех социальных норм и действительно следующей сновидению. Я была в экстазе.
Арни : Некая часть тебя, Эми, которую я раньше не видел, выражалась в том, что трещины твоей кожи не просто были плохой энергией X , но давали тебе способность прорываться через реальность, чтобы могли случаться другие состояния. За симптомом также была и способность прекращать то, что происходило, и освобождаться от всей социальной проблемы на заднем плане.
Энергия X -симптома, то есть растрескивание, прорывается наружу; Эми думала, что симптом мог быть связан с этим социальным разногласием, что тебе следует выглядеть так-то и так-то, а не так, как ты действительно выглядишь, и это растрескивание взламывало преграду, открывая путь всевозможным новым переживаниям. Из нее выходили вещи, которых я не увидел за тридцать лет!
Эми : Да! Я могла танцевать, как Древний!
Арни : В следующем упражнении, которое лучше всего делать в паре, помните, что в то время как один человек, работая над своим симптомом, находится в измененном состоянии, человеку, выполняющему роль помогающего, следует мягко побуждать партнера воображать, как использовать энергии и прозрения в повседневной жизни и в мире. В конце концов возможно, что некоторые из ваших энергий и историй несправедливости могут иметь какую-то цель. К примеру, подсказывать вам какие-то задачи, которые вы могли бы выполнять в мире.