Десенсибилизация к психотравмирующим обстоятельствам и снижение эмоционального напряжения
Многократное обращение в ходе психотерапии (причём не только поведенческой) к травмирующим событиям или переживаниям оказывает десенсибилизирующее воздействие, результатом которого является постепенное угасание отрицательных эмоций, связанных с негативным опытом.
Снижение эмоционального напряжения также обусловлено тем, что пациент может доверять и выражать свои чувства лицу, от которого он надеется получить реальную помощь. При этом, чем выше доверие к терапевту, чем больше надежда и ожидание помощи, тем сильнее у пациента чувство облегчения [6].
Идентификация
Основана на сознательном или бессознательном стремлении пациента видеть в психотерапевте, которому он доверяет модель для подражания, в силу чего он перенимает некоторые ценности и поведенческие особенности своего терапевта.
Корригирующий эмоциональный опыт
Состоит в том, что психотерапевт, как правило, объективнее и реалистичнее, более эмпатически, чем окружение пациента, реагирует на его эмоциональные проявления и поведение. Все это дает пациенту новый эмоциональный опыт, который позволяет по-иному взглянуть на существующие проблемы и отношения с окружающими людьми, а значит, несет в себе факторы исцеления.
Обучение
Объяснения и интерпретации психотерапевта любой школы ведут к повышению осознавания, т. е. дают пациенту понятную, значимую и рациональную основу для понимания того, почему и как возникли его проблемы, каковы пути их разрешения и что для этого необходимо сделать.
Психоаналитик А. Спенс (1982) даже утверждает, что аналитическая интерпретация оказывает терапевтический эффект не потому что она истинна, а благодаря своей способности устанавливать логическую последовательность [23]. Г. Келли (1963) обнаружил, что объяснения, кажущиеся правдоподобными, хотя и не основанные на теории, часто имели терапевтическое действие [17].
Интервенции психотерапевта активизируют аналитическое мышление пациента, что часто приводит к интроспекции и выработке у него более адаптивных взглядов. Вариантом когнитивного обучения является информирование, когда речь идёт исключительно о предоставлении информации пациенту, а не о понимании в более широком смысле. Пример. «Воздействие этого лекарства Вы почувствуете лишь через две недели» [1].
Другой вид обучения более адаптивным образцам поведения — оперантное обусловливание.
Это — особый вид формирования условно-рефлекторных связей посредством явной или скрытой демонстрации психотерапевтом своего одобрения-неодобрения, поощрения-осуждения тех или других форм поведения и эмоционального реагирования пациента. «Терапевты подкрепляют то или иное поведение посредством многочисленных вербальных и невербальных актов, таких как кивок, улыбка, разворот телом в сторону пациента, заинтересованное «ммм» или прямое обращение за дополнительной информацией. С другой стороны, терапевты стараются искоренить поведение, не считающееся желательным, посредством некомментирования, некивания или его игнорирования» [11].
С целью усвоения новых, более адаптивных поведенческих паттернов также широко используются их «мыс- ленные репетиции» и соответствующие упражнения в ходе сессии, а также различные формы домашних заданий. По сути, это — процесс обучения, путем конструирования в воображении и/или проигрывания пациентом желательных поведенческих паттернов в ситуации психотерапевтического сеанса, с последующей реализацией и закреплением вновь приобретенных навыков в повседневной жизни.
Поддержка
Предполагает высказывания и другие действия психотерапевта, выражающие поддержку и принятие пациента, заботу о нем, способствуют возникновению у него доверия к терапевту, надежды и положительных ожиданий, уменьшению чувства вины [1]. Поддержка терапевта во многом способствует установлению продуктивных терапевтических отношений и помогает пациенту обрести чувство безопасности, которое ему необходимо, для того, чтобы справляться со своими проблемами.
Понимание эмоций
Речь идет о выявлении, анализе и разъяснении чувств пациента, их качеств и нюансов. Этот подход отличается от «переживания эмоций» (далее) тем, что в данном случае задача психотерапевта состоит не в том, чтобы предоставить пациенту возможность свободно выразить эмоции, а чтобы помочь их проанализировать и уяснить. Выявляется не содержание чувств, а только их наличие. Пример, «Можете Вы сказать точнее, какое именно чувство Вы только что испытали? Гнев или печаль?» [1].
Переживание эмоций
Побуждение пациента к открытому выражению эмоций, вплоть до катарсиса. Раскрепощение эмоций способствует снижению в ходе психотерапии внутреннего напряжения пациента, что уже само по себе вызывает у него облегчение [1, 5].
Понятие катарсиса впервые использовал Аристотель, который утверждал, что через сочувствие и страх трагедия добивается катарсиса, т. е. очищения духа. Со времен выхода в свет в 1885 году трактата Д. Брейера и З. Фрейда по лечению истерии, многие психотерапевты пытались помочь пациентам избавиться от подавленного аффекта через катарктическое отреагирование, вслед за которым следовало уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения.
Как указывает И. Ялом (2000), катарсис может играть важную роль в терапии, но одного лишь отреагирования часто бывает недостаточно. На протяжении жизни все мы испытываем порой очень сильные эмоциональные переживания, однако далеко не всякое переживание ведет к изменению [11] Тем не менее, катарсис как лечебный фактор используется во многих психотерапевтических методах.
Активизация
Воздействие, способствующее той или иной активности пациента. Например: «Подумайте, что можно сделать по-другому в этой ситуации?»
Конфронтация
Позволяет показать пациенту его прежнее или теперешнее поведение, или же поведение, которого он избегает с целью сделать такое поведение понятным для него самого или же поставить под вопрос целесообразность такого поведения. Пример. «Когда Вы об этом говорите, Вы всегда выглядите подавленным. Понимаете, Ваше истинное отношение выдает именно это» [1].
Состояние транса
В гипнотерапии для его достижения используются специальные трансовые индукции. Транс может быть получен при применении особых дыхательных техник. Спонтанные погружения в транс могут наблюдаться у пациентов при использовании самых различных психотерапевтических приемов, предполагающих концентрацию внимания на телесных ощущениях или образах, работу с воображением и даже в ходе обычной беседы.
Поскольку в трансовом состоянии активизируются бессознательные процессы, повышается внушаемость, снижается сопротивление, умение психотерапевта (даже формально не практикующего гипноз) замечать у пациента минимальные признаки транса, и использовать измененные состояния сознания для целей терапии, повышают ее эффективность, часто вне зависимости от способов наведения, глубины и продолжительности гипнотического транса.
Суггестия (внушение)
Может осуществляться явно или скрыто. Внушение — терапевтический фактор, присутствующий во всех видах психотерапии (даже в тех школах, которые пытаются это отрицать).
В одних случаях, например при проведении гипнотерапии, прямые или косвенные внушения являются важнейшей составляющей психотерапевтических интервенций. В других — суггестивный акцент в психотерапии менее выражен. Но «всякий раз, когда психотерапевт представляет суть своего метода и подразумевает или открыто формулирует, что пациент почувствует себя лучше, если последует этой терапевтической модели — будь она динамической, гештальтистской или бихевиоральной, — он использует внушение» [6].
Кроме того, известно, что чем сильнее вера пациента в специалиста, чем выше его идеализация, тем больший круг терапевтических действий обладает суггестивным потенциалом и тем мощнее воздействие внушений.