Лунные и солнечные затмения 15 страница
В шаманских культах барабан применяется в качестве способа достижения экстатического состояния и в этой своей функции сближается с наркотическими средствами. С аналогичной целью барабан использовался в экстатических культах Великой матери. В тибетском буддизме один из обрядов перехода включает танец под аккомпанемент барабана, сделанного из черепов; его цель — призыв богов, которым танцующий как бы приносит себя в жертву. Барабан саамских шаманов, кобдас, на котором нарисованы различные изображения сакрального характера, применяется для гадания (под ударами молотка специальный треугольник, помещенный на барабане, передвигается от одного изображения к другому, и его перемещения истолковываются шаманом в качестве ответов на вопросы). Все эти аспекты использования барабана в различных культурах подчеркивают его основное значения в качестве посредника и символа связи между человеком и божеством.
БАРАКА –Особый вид энергии, силы – субстанция увеличивающая возможности человека в различных сферах его жизнедеятельности. (развития, знания, творчества, работы и т.д.) Нечто подобное благодати, но в отличии от последней, Б. дается не только непосредственно Богом, но передается через людей (Учителей), в некоторых местах (места силы), через священные тексты (которые необходимо прорабатывать, ища в них более глубокий смысл), через дыхательные упражнения и прочие суфийские практики. Б. воздействует на человека в соответствии с временем, местом, потребностями и обстоятельствами (см. Триадный закон). Но в любом случае Б. может войти только в человека достигшего определенных успехов на пути духовного развития.
БАРАНЫ(евр.айил)– ценились как мясной скот и как жертвенные животные. Их приносили в жертву всесожжения, в жертву повинности, в жертву мирную, в жертву очищения за назорея, но не в жертву за грех, где могли быть принесены только козлы. У пророков баран (овен) символизирует князей и народы.
БАРБАЛЕ, в грузинской мифологии богиня, олицетворяющая солнце. В основном почиталась как покровительница женского плодоносящего начала. По народным представлениям, Б. обеспечивает изобилие продуктов земледелия и скотоводства, способствует оплодотворению как крупного рогатого скота и домашней птицы, так и человека. Ей посвящались различные праздники, главный из которых совпадал с днём зимнего солнцестояния. В ритуалах и обрядах, посвящённых Б., употреблялись предметы, являющиеся символами солнца. Само имя Б. (известны также другие варианты этого имени — общегрузинское — Барбаре/Бабале и сванские — Бабар/Барбал/Барбол) находит лингвистические параллели в грузинских названиях круга, колеса, сверкающего пламени; в имени Б. проявляется также формальное и семантическое сходство с шумеро- аккадским словом-эпитетом ЫЬЫгги — сверкающий луч, сияние. Б. почиталась и как целительница, дарующая людям зрение и излечивающая их от головной боли, оспы и др. болезней. Б. могла также насылать на людей бедствия, недуги, смерть.
БАРБАРИС –растет на сухих и щебенистых склонах, лесных опушек, среди кустарников в лесной и субальпийской зонах. В народной медицине препараты Б. (водный настой, отвар) применяются при болезнях печени и желчного пузыря, простудных заболеваниях, малярии, повышенном кровяном давлении, различных женских болезнях.
БАРВИНОК - вечнозеленое растение – оберег. В древних языческих ритуалах был связан с представлением о жизненной силе и бессмертии, постоянстве и устойчивости, верности и любви. В купальских и колядных обрядах барвинок одно их трех ритуальных растений. По языческим поверьям, барвинок оберегал от злых духов, змей, морового поветрия. В свадебных и похоронных обрядах служил для укрепления любви между супругами, Как колдовское средство барвинок может использоваться ведьмами для наведения порчи на человека.
БАРВИНОК МАЛЫЙ –многолетнее травянистое растение. Растет в лесах на лесных опушках, разводят его также как декоративное растение. В медицинской практике употребляют траву растения, которую заготавливают в первом цветении и сушат в тени. Сырье содержит алкалоиды, горькие, дубильные вещества и др. соединения. Препараты Б.м. обладают гипогензивым действием. Наиболее ценным является кристаллический алкалоид винкамин, который входит в состав препаратов девинкан применяющегося для лечения некоторых форм гипертонической болезни, а также неврогенной тахикардии. В последнее время терапевтическое значение девинкана возросло, т.к. благодаря ему медицина получила новое средство для лечения церебральных сосудистых заболеваний. Препараты винкан и винкатон понижают артериальное давление и оказывают успокаивающее действие.
БАРДО –(тиб. состояние). Как утверждает буддийская философия, в частности ламаизм – рождение и смерть случаются не один раз в человеческой жизни – они происходят непрерывно. В каждое мгновение что-то в нас умирает и что-то возрождается. Поэтому различные «бардо» представляют различные состояния нашей жизни. Состояние бодрствования, нормальное сознание, известно в Тибете как «симнос бардо»; состояние сознания во сне «мирам бардо»; состояние «дхияны» (глубокой медитации)
«симтам бардо»; состояние сознания испытания смерти «чиккай бардо»; состояния сознания испытания реальности «чоньид бардо»; состояние сознания возрождения «сидпа бардо».
БАРДО ТОДОЛ –тиб. достижение освобождения в посмертном состоянии. Трактат Б.т. известен на Западе как «Тибетская книга мертвых». Согласно преданию, она была написана самим Падмасамбхавой основоположником ламаизма (тантрического буддизма) в Тибете. Еще эту книгу называют «Путеводителем души после смерти». Как правило, с ее помощью ламы совершают обряд над покойником и если возможно начинают ее чтение в стадии умирания человека. Людям, стремящимся к освобождению ее рекомендуется изучать еще при жизни, ибо существование после смерти во многом зависит от того, какую жизнь вел человек. В момент смерти, а затем в течении 3-4 дней сознание человека находится в состоянии сна или транса. Этот период называют первым бардо (чиккай бардо) или переходным состоянием, когда появляется «ясный свет» в своем первозданном состоянии, но потом затемняется под воздействием кармы. С окончанием первого бардо, когда познающее начало начинает осознавать, что произошла смерть, начинается второе бардо (чоньид бардо). Во втором бардо умерший, если он не «озарен», находится в заблуждении, что хотя он и умер, он обладает телом из плоти и крови. Когда он начинает осознавать, что тела нет, его охватывает всепоглощающее желание найти себе тело. Начинается период третьего бардо (сидпа бардо) поиск возрождения. Для людей духовно развитых, к-рые обладают великим йогическим знанием переход из одного бардо в другое заканчивается либо в состоянии рая, либо в теле человека из благополучной и счастливой семьи, в к-рой будут все условия для дальнейшего духовного совершенствования. Это происходит потому, что эти духовно развитые люди весь посмертный период находятся в осознанном состоянии и знают, что делать. Для обычного человека, душа к-рого попадает в третье бардо, вся надежда ложится на ламу, совершающего обряд. Один за другим перед его взором появляются то сияющие существа, то омерзительные чудовища. Перед ним открывается множество разных дорог, и если до его слуха доносятся благие напутствия ламы, ему удается выбрать правильные путь и осознанно выбрать рождение или среди богов, или в такой семье, к-рую он пожелает. Но для тех, кто при жизни не имел о Бардо Тодоле ни малейшего представления, кто попадает туда преисполненный сожаления об утраченной жизни, наставления ламы совершенно бесполезны, они их даже не слышат.
БАРЗ, в мифологии лакцев, лезгин (Варз), даргинцев (Б а д з), аварцев (М о ц) божество, персонификация луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Распространён сюжет о пятнах на луне: луна и солнце (см. Барг) были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что красивее солнца и на неё смотрят больше, чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, отсюда — пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и тщетно пытается догнать луну. Согласно мифологическим представлениям рутульцев, луна и солнце раньше были людьми — братом и сестрой, славившейся невиданной красотой. Брат влюбился в сестру, и она превратилась в солнце, а он — в луну.
БАРЗУ (фарси), в иранской мифологии богатырь, сын Сухраба, и внук Рустама. Б. была посвящена сохранившаяся во фрагментах эпическая поэма «Барзунома» (приписывается автору 11 в. Ходжа Ата ибн Якубу Атаи). Б., как и его отец Сухраб, стал жертвой коварства Афрасиаба: тот, воспользовавшись неведением Б., одаривает его золотом и натравливает против деда. Вопреки советам матери Шахруй, Б. выступает против Ирана, пленяет богатырей Тусу и Фарибурза. Рустам освобождает пленных, но не может осилить Б. В поединок с ним вступает сын Рустама Фаромарз и пленяет Б. Мать Б. устраивает побег сыну, но Рустам настигает беглецов и после двух поединков побеждает Б. Шахруй открывает Рустаму, что побеждённый — его внук, и спасает Б. Тот переходит на сторону иранцев и вместе с дедом наносит поражение Афрасиабу. Царь Кай Хусроу жалует Б. земли Гура и Герата, наставляя его на праведное правление и покровительство земледельцам.
БАРМА — Слово Всевышнего, бог, шепчущий молитвы, читающий Веды (ср "бормотать"). В русских былинах он — Бермята либо Пермята (отсюда название города Пермь, имя народа — пермяки). В Индии он — Брахма и Брахманаспати.
БАРМИЦА - др. рус. – наплечник из металлических пластинок вместо воротника.
БАРМЫ– греч.- накладное ожерелье, которое великим государям царям на рамена сверх одежды возлагали во время их венчания. На бармах вокруг изображались иконы Христа, Богоматери и святых.
БАРРЕТТ Фрэнсис (точные годы жизни неизвестны) — английский эзотерик, автор книги "Маг" ("Magus"), краткого руководства по оккультизму и магии, изданного в 1801. Знаток химии и оккультизма. Давал уроки магических искусств у себя дома и переводил Каббалу и другие древние тексты на английский язык. "Маг" описывал природную магию трав и камней, магнетизм, талисманную магию, алхимию (см.) и другие средства для создания Философского Камня (см.), сам Философский Камень, нумерологию (см.), а также биографии известных адептов (см.), вошедших в историю. Рассуждая о ведьмах, Б. заявлял, что не верит в их способность мучить или убивать очарованием, с помощью прикосновения или изображения на воске. Согласно Б., если Дьявол хочет убить человека, повинного в смертном грехе, он не нуждается в посреднике. По мысли Б., магическая сила заключена во внутреннем мире, или душе человека. Определенная часть души человека жаждет распространиться на все окружающее. Поэтому, когда человек пребывает в надлежащем состоянии, может быть достигнут искомый контакт между человеком и соответствующим предметом. С помощью книги "Маг" Б. искал заинтересованных людей, желающих формировать собственный магический круг. По версии британского историка М.Саммерса, Б. имел успех и превратил Кембридж в центр магии. "Маг" не пользовался популярностью до тех пор, пока этот труд не возымел влияния на Э.Леви (см.). После этого имя Б. приобрело определенную известность.
БАРСИСА, в мусульманской мифологии имя человека, поддавшегося искушениям шайтана, но обманутого им. Комментаторы ассоциируют Б. с соответствующим безымянным персонажем Корана (59:16). В предании Б. — отшельник, по наущению шайтана совративший и убивший доверенную его заботам больную девушку. Б. отрёкся от Аллаха за обещание шайтана помочь ему, но последний обманул Б. и выдал его братьям девушки.
БАРТ Карл (1886—1968 гг.) — швейц. протестантский теолог, оказавший влияние на все христианское богословие 20 в., основоположник «теологии кризиса». Изучал теологию в ун-тах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. В 1909—1910 гг. — викарий в Женеве, в 1911—1921 гг. — пастор в Зафенвиле (Швейцария). Кн. Б. «Послание к римлянам» (1919) принесла ему известность и место проф. теологии в ун-те Геттингена (1921). Вместе с Ф. Гогартеном, Э. Турнайзеном и Г. Мерцем основал жур. диалектической теологии «Между времен». Проф. догматики в Мюнстере (1925) и Бонне (1930). Отказавшись от сотрудничества с нацистами, в 1935 г. вернулся в ун-т Базеля. Один из основателей Исповедующей Церкви (Барменское теологическое просвещение, 1934 г.). Согласно раннему Б., Бог есть лишенный всякой предметности источник кризиса всякой предметности — Судья, отрицание и небытие мира. Отрицая либеральное учение о «религиозном a priori», утверждал полный разрыв (диастазис, кризис) между религией как частью культуры и верой как прыжком в пустоту, между творением и Творцом. Вера — свойство не человека, а Бога, «верность» Бога. Вера так же диалектична и негативна, как Бог, в ней человек не может доверять никакой определенности, она оказывается не продолжением, а разрывом в бытии между греховностью человека и незаслуженной милостью Бога. Линия смерти человека, вновь и вновь «умирающего» в вере, становится линией жизни (обретение спасения). Вместе с тем Бог непрерывно пребывает в истории, которая началась после вертикального разрыва каузальных связей воплощением, смертью и воскресением Христа. Мировая история из запечатленного хаоса превратилась в Страшный суд. Поздний Б. (Церковная догматика, 1932—1967 гг.) развивал теологию Слова как возвышения мира Богом. В ее центре оказываются отношения ипостасей Троицы и отношения между Богом и человеком как их подобие (не аналогия бытия, а открываемая в вере устремленность друг к другу — analogia relationis et fidei). Служение Церкви и противостояние злу рассматриваются как необходимый ответ на Откровение.
БАРТ Ролан (1915–1980 гг.) — фр. эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950-е гг.) Б. испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960-е гг.) взгляды Б. находятся в рамках структурализма и семиотики. В третий (1970-е гг.) он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В течение всего творческого пути Б. разрабатывает концепцию «письма», оказавшую большое влияние на фр. и всю зап. мысль. В круг его интересов входят также проблемы семиотики, культуры и искусства.
В 1950-е гг. выходит первая важная работа Б. «Нулевая степень письма» (1953), в которой «письмо» определяется как «третье измерение формы». Б. располагает его между языком и стилем, выводит последние за пределы собственно литературы, называя язык «долитературным», а стиль — «сверхлитературным» явлением и полагая, что именно письмо делает литературу искусством. Оно означает технику, манеру, тон, ритм, а также моральное и ценностное измерение литературы. Письмо выступает способом связи литературы с обществом и историей, представляет собой литературный язык, включенный в конкретный социально-исторический контекст. В этот период Б. уделяет большое внимание критике зап. культуры вообще и массовой в особенности, посвящая этому кн. «Мифологии» (1957). Особо стоит выделить его анализ творчества Б. Брехта, которого он называет «единственным великим именем в пустыне современного театра».
В 1960-е гг. Б. увидел в структурно-семиотической методологии возможность решения всех проблем культуры, искусства и эстетики. Лингвистика и семиология, пишет он, «смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм». Теперь Б. смотрит на мир через призму языка, который охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне которого нет ничего: «язык повсюду», «все есть язык». Б. определяет культуру как «поле дисперсии языков». Для него изменить язык — значит изменить мир. Радикальное преобразование общества он надеется осуществить с помощью «революции в собственности на символические системы» Свои новые взгляды Б. развивает в работах «О Расине» (1963), «Критические очерки» (1964), «Критика и истина» (1966), «Основы семиологии» (1965), «Введение в структурный анализ рассказов» (1966), «Система моды» (1967) и др. Как и др. явления, искусство рассматривается с точка зрения знака и языка, как формальная система, в которой главным выступает не содержание и смысл, но форма и порождающая смысл структура, «кухня смысла». Существенно меняется понимание письма. Оно превращается в «реле», которое не включает, а отключает литературу от общества и истории. Письмо становится средством преодоления естественного языка, техникой «выпаривания» смысла слов и создания «косвенного языка», вторичных значений, коннотаций, которые являются имманентными, эндогенными образованиями. В 1970-е гг. во взглядах Б. произошли новые изменения, которые затронули прежде всего «письмо». Теперь оно становится особой практической деятельностью, для обозначения которой Б. употребляет термины «письмо-текст», «чтение-письмо» и «текстуальный анализ», поскольку результатом письма выступает текст, принципиально отличающийся от традиционного произведения. «Произведение» представляется Б. устаревшим, ньютоновским понятием, тогда как «текст» — современным, эйнштейновским. Первое предстает как нечто готовое и законченное, обычно отождествляемое с книгой. Оно находится в рамках литературной традиции и культуры, подчинено общему мнению (доксе). «Текст всегда является парадоксальным». Он нарушает все традиции, не укладывается ни в какие жанровые рамки и представляет собой «не эстетический продукт, а означающую практику; не структуру, а структурирование; не предмет, а труд и игру». К «текстам» относятся фактически все бартовские работы 1970-х гг.: «S/Z» (1970), «Империя знаков» (1970), «Удовольствие от текста» (1973).
БАРХАТНАЯ КНИГА– списки русских знатных родов, родословная. Составлена в 1687 по приговору об отмене местничества(1682) и после прекрашения составления разрядных книг.
БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ –психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б.п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены») В социальном поведении индивида Б.п. представлены коммуникативными барьерами ( барьерами в общении), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т.д.
БАСМА– татарск.- тиснение, изображение, снимок. От глагола басмак (basmak)- бить, чеканить. 1. настоящее значение долго не было точно выяснено. Некоторые, и в том числе Карамзин думали, что это был образ, болван, статуя ханская. Но слово басма ни в коем случае не может иметь такого значения; сверх того, татары исповедовали магометанскую веру, которая запрещает всякие статуи. Приезжавшие к русским великим князьям Ордынские послы, обыкновенно, привозили с собой басму. На встречу к ним великие князья выходили пешие из города, кланялись им, подносили кубок с кумысом, а для слушанья ханских грамот, подстилали под ноги стецу соболий мех и приклоняли колена. Выражение «басма лица ханова» показывает, что это был просто портрет ханский. Китайские императоры точно таким образом посылали народам, кочевавшим в нынешней монгольской степи, свои портреты и заставляли их вождей воздавать этим изображениям ту же честь, как бы себе самому. Басемными изделиями назывались кожаные или металлические, когда на них были оттиснуты изображения, слова или фигуры. Басменные бывали нередко оклады книг, по преимуществу богослужебных. 2. турецкий ситец. 3. индийская растительная краска черного цвета для окраски волос. 4. верхняя часть наковальни.
БАСНЬ -ложное и бесполезное учение. (евр. машаль)- краткое иносказательное нравоучительное стихотворение или рассказ, действующими лицами которого являются животные или растения. Слово «басня» в значении «вымысел» (греч. Ютос- «миф»), встречается во 2 Петр.1:16; 1 Тим.1:4; 4:7; 2 Тим. 4:4; Тит.1:14. Басни, о которых предупреждает Павел в 1 Тим. 1:14; 4:7; 2 Тим.4:4; Тит. 1:14- различные языческие и еврейские лжеучения о бесконечном множестве духовных существ, которые якобы исходили от Бога, заполняли пропасть между Богом и миром.
БАСТ, Бастет , в египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное Б. — кошка. Изображали Б. в виде женщины с головой кошки, атрибут Б. — музыкальный инструмент систр. Центр её культа, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) (10—8 вв. до н. э.), — Бубастис. Сын Б. — Махес. Б. отождествляли с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Б. также приобрела функции солнечного Ока. Геродот сообщает о ежегодных торжествах в честь Б., сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Б. с Артемидой.
БАСТВАРАЙ, в иранской мифологии (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на среднеперсидском — Баствар (Бастур, Настур), сын Зарера. Когда после гибели Зарера в бою Виштасп (см. Гуштасп) призывал богатырей отомстить за него, семилетний Баствар вызвался сделать это. Виштасп не соглашался, но Баствар хитростью уговорил конюха дать ему боевого коня и, пробившись сквозь строй врагов и достигнув тела отца, стал оплакивать его гибель. Прокладывая мечом дорогу, Баствар благополучно вернулся к ставке Виштаспа, который, видя его героизм, разрешил отомстить за отца. Баствар прорвался сначала к одному флангу иранских войск во главе с Гирамиккартом, сыном главного советника царя Джамаспа, потом к другому флангу во главе с братом Виштаспа могучим Спанддатом (Испандат). Втроём богатыри повели свои войска на противников — хионитов и всех их избили, за исключением Арджаспа. Плач Баствара над трупом отца передаётся в средне- персидской поэме о Зарере «Йдгар Зареран» («Памятка о Зарериде»). Историческая основа мифа — борьба против набегов кочевых племён (иранских, затем тюркских).
БАСУХУН БУЛОУ САРАМЭИ РАБЙА («река намытого золотого песка»), в мифологии нгаджу (остров Калимантан) подводная река, на берегу которой расположены селения крокодилов, подданных Джаты. Мировые реки, разделяющие горизонтальные миры на дуалистические половины, расположенные вверх и вниз по течению реки и соотнесённые с вертикальными мирами, — характерный элемент мифологического мироздания в Западной Индонезии и на Филиппинах (см. в ст. Малайского архипелага народов мифологии).
БА СЯНЬ, см. Восемь бессмертных.
БАТА - в египетской мифологии один из древнейших богов; почитался в образе быка. Центр культа Б. — город 17-го нома Каса (греч. Кино- поль), бывший также центром культа бога Анубиса. Связь Б. с Анубисом ярко выражена в сказке периода Нового царства о двух братьях, которыми были Б. и Анубис. Из-за козней неверной жены Б. несколько раз умирал и оживал после смерти. В первый раз Б. возродился при помощи Анубиса. В сказке ясно прослеживается мифологическая основа, указывающая на мотивы из мистерий Осириса и роли в них Анубиса. В сказке оба бога выступают как люди, но после их имён стоит детерминатив бога.
БАТ - мера жидких тел у Евреев (3Цар 7:28-38). На нашу Русскую меру в бате содержится более 4-х ведер.
БАТАЙ Жорж (1897–1962 гг.) – французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера – «самый светлый ум во Франции». В 1901–1913 гг. учился в лицее в Реймсе. В 1914 г. принял католичество. В 1915 г. окончил колледж д'Эпер-ней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 г. защитил дипломную работу «Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в.» и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 г. поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942 г. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым; под его влиянием начал читать Ф. Достоевского, Кьеркегора, Б. Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова «Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше» (1925). Кроме этих мыслителей, Б. интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже – Г. Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931 г. вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934 г.). Опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика»: «Критика основ гегелевской диалектики» (совместно с Р.Кено, 1932 г.; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); «Проблема государства» (1933 г.; полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); «Психологическая структура фашизма». Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 г. участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934–1939 гг. – в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской «Феноменологии духа». В 1935 г. принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом; стал одним из инициаторов движения «Контратака» (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными идейными источниками «Контратаки» были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных им документов «недипломатическая грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйству» французских политиков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайного общества «Асефаль» (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частности, стал Клоссовски; одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 г. Б. стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии «сакрального», способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть – «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию»), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 г. по инициативе Б. началось издание журнала «Критика», где он опубликовал статьи «Моральный смысл социологии», «Тайна Сада», «О рассказах жителей Хиросимы», «Переход от животного к человеку и рождение искусства», «Коммунизм и сталинизм», «Сад (1740–1814)" и др. В 1952 г. Б. был награжден орденом Почетного легиона. Основные сочинения: «Внутренний опыт» (1943), «Виновный» (1944), «О Ницше» (1945), «Метод медитации» (1947), «Теория религии» (1948), «Проклятая доля» (1949), «Литература и зло» (1957), «Эротизм» (1957), «Слезы Эроса» (1961), «Сумма атеологии» (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. становились: Бергсон, Ницше, З.Фрейд, Л.Шестов, С.Кьеркегор, Ф.Достоевский, Б.Паскаль, Платон, Маркс, Г.Гегель, Клоссовски, Бланшо. В общих чертах взгляды Б. сводятся к осмыслению опыта «абсолютной негативности», преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности. Адекватное выражение Б. опыта «невозможного» в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель предельной интенсификации языка, чтобы устранить дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее важными у Б. в этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия «суверенности» и «трансгрессии» (см. Трансгрессия). («Господин» в гегелевской трактовке, по версии Б., – это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) «Суверенность» у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. «чистую позитивность», предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые ограничения своей автономии. В своем оригинальном понимании «трансгрессии» Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих установлений как результата «общественного договора» и о естественном, «органически» присущем каждому индивиду стремлении к собственной «суверенности», которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в «пограничных ситуациях» (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное «постановочное движение» суверенной мысли отвергает конформизм, гарантирующий «длительность» жизни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую «интенсивность», тем самым восстанавливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого «отверженного фрагмента» последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его самого. Б. отождествляет «суверенность» и «трансгрессию» вплоть до реабилитации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции выступает для Б. не социальный активизм, а литературное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности; она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью «революционности», тем самым нарушая «правила игры» как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной идеологии.