Практич. функции. Сферы приложения дея-ти
Мед. Ψ – это отрасль Ψ, задачами к-й явл. решение практич. и теоретич. вопросов, к-е относятся к диагностики заболеваний, к предупреждению патологических заболеваний, а также психолог. формы воздействия, влияющие на процесс выздоровления, реабилитации и профилактических мероприятия.
Выделяют след. практические функции психолога:
1.Диагностика. Она имеет спец. особенность – синдромальность, т.е. качественное описание синдрома.
Выделяют:
-назоологическую д. Мед. Психолог выделяет закономерности нарушения использованных экспер. методов, выделяя основной факт, к-й помогает поставить диагноз больному.
-топическая. Мед. психолог выделяет места поражений г.м. совместно с неврологом, т.к. при разной локализации нарушений страдают различные функции психики.
-индивидуально – психологич. д. Д. индивидуальности чел.
-функциональная д. проводится в рамках какой-либо экспертизы.
-Д. умственного развития детей и определение искажений развития.
-Д. связанная с различными формами психологич. воздействия.
2.Функция психолог. воздействия – это целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями.
3.Экспертиза. Принципы Э. заключ. в след.: во-первых, исследовать не только нарушенные, но и сохранённые стороны психики, во-вторых, соотносить психологич. статус испытуемого с требованиями той ситуации, в к-й происходит Э.
4.Функция реабилитация – это комплекс медицинских и психологических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
5.Профилактика –это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Выдел. два блока проблем, к-е решаются мед. психологом:
1.Дети
-нарушения, связанные с эмоц. депривацией ( дети с детский домов, с неблагоприятных семей, но эмоц. депривация может возникнуть и в нормальных семьях, если реб. не будет уделять достаточно внимания и т.д.).
-проблема общения ребёнка с близкими людьми, т.е. искажение родительских отношений. Следствии, у реб. могут появиться бронхиальная астма, гипертания, язва желудка и т.д.
-ранний детский аутизм встречается как в контексте шизофрении, так и самостоятельного синдрома.
-минималльная мозговая дизфункция, сюда относятся родовые травмы, наркозы, а также мозговые травмы, к-е приводят к ММД.
-диагностика случаев нарушения интеллектуальной дея-ти.
-диагностика личностных особенностей.
2. Взрослые:
-локализация поражения, т.е. определяется очаг после инфаркта, различных травм и т.д.
-посттравматический синдром.
-диагностика и коррекция невротических и депрессивных стояний.
-профилактика суицидов и различных зависимостей.
-психосоматические расс-ва.
5.Этика в мед.Ψ.
Профессиональная деятельность клинического психолога интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:
1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»). Основополагающим для модели Гиппократа является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь. Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте в период перехода от жреческой медицины к светской. Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного. При контакте с больным предлагалась такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление.
2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» - это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.
3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. «Соблюдать долг» - это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». Под влиянием этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не «вторичное» участие оформляется в новых типах взаимоотношения врача и больного - информационный, совещательный, интерпретационный типы являются по своему формой защиты прав и достоинства человека. В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.
6.Понятие психологич. вмешательства.
П.В. – это вид, тип или форма воздействия, к-я характер. определ. целями и соответствующим этим целям выбором методов.
Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций).
Психологические интервенции, в свою очередь, делятся на педагого-психологические (педагогическая психология); трудовые и организационно-психологические (психология труда и организационная психология) и клинико-психологические (клиническая психология).
С точки зрения Перре и Бауманна психологические интервенции характеризуются:
1)выбором средств (методов);
2)функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);
3)целевой ориентацией процесса на достижение изменений;
4)теоретической базой, в качестве которой выступает теоретическая психология;
5)эмпирической проверкой;
6)профессиональными действиями.
Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Сходных взглядов в отношении функций или целей клинико-психологических интервенций придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три основных цели психологической интервенции в клинике в соответствии с различными фазами развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация. Психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии (и реабилитации), является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину «психотерапия».