Два этапа в процессе развития каждой потребности
1.Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удов-
летворяет потребность.
На первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована».
Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано.
В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.
2.Второй этап — это период после встречи с предметом, который удов-
летворяет потребность.
.
Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название «опредмечивание потребности».
В акте «опредмечивания» рождается мотив, который определяется как предмет потребности, или «опредмеченная потребность».
Через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за «опредмечиванием потребности» и появлением мотива поведение человека резко меняется, если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление.
Деятельность (Особенный вид деятельности) -совокупность действий, вызванных одним мотивом.
Виды мотивов
1. Органические –направлены на удовлетворение естественных потребностей
организма, они связаны с ростом, самосохранением и развитием организма.
2. Функциональные –удовлетворяются с помощью разного рода культурных
форм активности, например, игр и занятий спортом.
3. Материальные –побуждают человека к деятельности, направленной на
создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов,
непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потреб-
ности.
4. Социальные –порождают различные виды деятельности, направленные на
то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и
уважение со стороны окружающих людей.
5. Духовные –лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны
с самосовершенствованием человека.
Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву.
ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение –простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.
Анализатор – это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.
Отделы анализатора
1.Периферический отдел – специальный преобразователь внешней энергии
в нервный процесс.
2.Проводниковый отдел –обеспечивает проведение нервного возбуждения
от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге.
3.Мозговой отдел –это высший отдел анализатора, который осуществляет
сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения.
Механизм действия анализатора:
Предмет – раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, которое по проводниковому отделу передаётся к центру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.
Классификация ощущений
1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют следующие:
а) дистантные(зрение, слух);
б) контактные(вкусовые, болевые, тактильные);
в) обоняние, которое занимает промежуточное положение между этими ви-
дами ощущений.
2. По месту расположения рецепторов выделяют следующие ощущения:
а)экстерорецептивные, возникающие от раздражения рецепторов, располо-
женных на поверхности тела;
б)интерорецептивные, возникающие при раздражении рецепторов, находя-
щихся внутри организма;
в) проприорецептивные, возникающие при раздражении рецепторов, нахо-
дящихся в мышцах и сухожилиях и обеспечивающие сигналы о положении
тела в пространстве.
3. По модальности выделяют следующие ощущения:
1. Зрительные – возникают в результате воздействия световых лучей
(электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза —
сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.
2. Слуховые – вызываются звуковыми волнами, распространяющимися
во все стороны от источника звука.
Слуховые ощущения отражают:
1) высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн;
2) громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний;
3) тембр звука, который зависит от формы колебаний звуковых волн.
Все слуховые ощущения можно разделить на три вида:
1) речевые;
2) музыкальные;
3) шумы.
3.Вибрационные ощущения – занимают промежуточное место между
кожными и слуховыми ощущениями. Они отражают колебания упругой
среды.
4.Обонятельные ощущения – отражают запахи окружающих предметов.
5.Вкусовые ощущения –вызываются действием на вкусовые рецепторы ве-
ществ, растворенных в слюне или воде.
6.Кожные ощущения –делятся на несколько видов в зависимости от вида
анализаторных систем, расположенных в кожных покровах:
а)тактильные ощущения. Их рецепторы распределены по всему телу не
равномерно. Больше всего скоплений тактильных клеток наблюдается на
ладонях, на кончиках пальцев и на губах.
б)болевые ощущения. Их рецепторы расположены под кожей глубже, чем
тактильные рецепторы. При этом болевые и тактильные рецепторы распо-
ложены таким образом, что, где больше сосредоточены тактильные рецеп-
торы, там меньше болевых.
в)температурные ощущения — связаны с регулированием теплообмена
между организмом и окружающей средой.