Правильное и неправильное поведение при формулировке целей социального проектирования
Типичные ошибки | Правильные действия ; |
Весь объем задач не разделяется на главные и второстепенные; | Задачи ранжируются на главные и второстепенные; внимание и ресурсы |
Поставленная задача не соответствует необходимому ресурсному обеспечению | Задача приводится в соответствие с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами |
Витиеватость формулирования задач, что не способствует ее пониманию исполнителями; неоправданное применение морально-эмоциональных оценок, политических декларации | Формулировка задач должна быть организационно недвусмысленной, понятной для тех, кто отвечает за выполнение задач |
Подробные советы и детализированные указания относительно способов выполнения задач, которые могут во многом не соответствовать изменившимся условиям | Опытные исполнители не нуждаются в подробных указаниях и мелочных советах; в связи с непрерывной изменчивостью внешних условий I исполнители должны иметь определенную свободу действий |
Игнорируя вопрос о кадрах, которые будут выполнять проект, не определяются лица, руководящие деятельностью и несущие за нее персональную ответственность | Назначаются руководители проекта в целом и отдельных его этапов, определяется круг исполнителей, которые вовлекаются (или могут быть вовлечены при необходимости) в работу |
Не указывается срок исполнения проекта в целом и его этапов | Устанавливается срок или период выполнения задачи, достижения поставленной цели |
После выбора целей переходят к следующему этапу проектирования — оценке текущего состояния объекта социального трансформирования (состояния, структуры или деятельности системы социальных служб или конкретного учреждения социального обслуживания). Эта оценка проводится в соответствии с определенными критериями, выбор которых в значительной степени зависит от цели будущей деятельности.
В настоящее время не существует единой системы методики оценки эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания или системы социальных услуг на определенной территории. Все предлагаемые оценки не являются комплексными, охватывая лишь одну сторону (или некоторые стороны) деятельности исследуемого объекта.
Так, количественные показатели охвата населения социальными услугами, доступности учреждений, набора их функций не дают представления о качественной стороне объекта; субъективные оценки клиентами деятельности социальных служб являются достаточно важными, но, как давно установлено теорией менеджмента, в основном отражают их эмоции (жалуются или восхищаются чаще всего те, кто обнаружил некоторые отклонения в лучшую или худшую сторону, или лица с особым складом характера). Наконец, степень осознания населением потребности в социальных услугах значительно влияет на характер оценки, данной клиентами. Поэтому хотя постоянное исследование мнения клиентов является обязательной частью деятельности социальных служб, профессионалы социального управления г^вд/кны хорошо осознавать относительность результатов, полученных с использованием такого инструментария. Среди методов оценки следует упомянуть и социальную экспертизу.
Оценка текущего состояния социального объекта подразумевает решение следующих задач:
• анализ с помощью избранных оценочных критериев сильных и слабых сторон деятельности, характеристика системы управления социального объекта, его материальной базы, определение степени укомплектованности учреждения или органа профессиональными кадрами, перспектив расширения и т.д. (диагностические задачи);
• ранжирование недостатков деятельности учреждения:
недостатки, которые могут быть устранены внутри самой системы, силами сотрудников данного объекта;
недостатки, которые не могут быть устранены силами сотрудников данного объекта;
• определение места социального объекта в социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной сферы, вовлеченными в процесс преобразования.
Стадия оценки текущего состояния социального объекта в процессе подготовки программы его трансформации является одной из ключевых. Результат такой оценки и сформулированные на ее основе выводы составляют итоговую базовую
позицию для всей последующей процедуры проектирования. В связи с этим выводы должны быть надежными, объективными и полными. Они призваны мотивировать руководителя к деятельности, создать у него представление о реальной перспективе развития социального объекта, продемонстрировать, чего можно добиться в конкретной ситуации, какие проблемы невозможно решить без привлечения других ресурсов социальной системы.
Следующая стадия проектирования — определение потенциала развития социального объекта.
Потенциал развития присущ любому социальному объекту, и величина его конкретна в каждый момент. Поскольку социальные объекты носят системный характер, при отсутствии этого потенциала любые попытки проектирования будут тщетными;
при наличии незначительного потенциала, вероятно, целесообразнее стимулировать деятельность социального объекта в существующих рамках, не строя планов на перспективу. Потенциал социального объекта определяется на основе оценки текущего состояния этого объекта и намеченных целей его деятельности. Далее с помощью метода креативного (творческого, созидательного) мышления определяется, каким путем можно максимально быстро достичь намеченных целей. При этом необходимо определить:
• как расширить сферу деятельности и функции социального обг>екта — например, как увеличить номенклатуру предоставляемых услуг (если речь идет о социальном учреждении);
• как повысить качество работы, выполняемой объектом;
• что нужно сделать, чтобы выполняемые объектом функции соответствовали ожиданиям клиентов;
• какие потребности клиентов могут быть удовлетворены в ходе деятельности социального объекта;
• как улучшить финансово-экономические результаты деятельности объекта;
• как скоординировать деятельность социального объекта с деятельностью других элементов социальной системы, неправительственными и благотворительными организациями и объединениями и др.
Поиск ответов на такие вопросы — не разовое мероприятие, а процесс, предусматривающий споры и расхождение во мнениях. Как правило, может быть выявлено несколько путей достижения целей, причем ни один вариант, кроме явно нереалистичных и неэффективных, не должен немедленно отвергаться. Даже после выбора стратегии деятельности некоторые из этих вариантов, в силу изменения обстоятельств, могут стать главной линией развития. При выборе итоговой стратегии целесообразно оценивать степень процветания социального объекта (табл. 11.3; социальным объектом здесь является социальное учреждение).
Таблица 11.3