Пары преследуют друг друга в тесном помещении, но возникающий при этом хаос никого не пугает
- 5 минут -
Подготовка----------------------------------------------------------------
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Объясните участникам, что в этой игре им придется проявить быстроту реакции, умение сотрудничать с партнером и принимать стратегические решения.
2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает партнера, которого при необходимости сможет понять без слов. Они берут друг друга за руки. Затем каждая пара выбирает для игры другую пару. Эти две пары начинают играть в салочки: одна пара убегает, вторая — преследует. Когда преследователи коснутся убегающих, те должны сначала обернуться вокруг себя на 360° и только после этого пускаться в погоню.
Замечания
Важные дополнительные правила: во-первых, игрокам запрещается быстро бегать. Можно только быстро ходить. Кроме того, не разрешается, чтобы одна пара «проскальзывала» сквозь какую-то другую.
Также необходимо точно определить игровое поле. Оптимальная величина площадки: бхб м для шестнадцати-двадцати участников. Если игровое поле слишком велико, игра теряет свою остроту.
Увидеть связи
Речь идет об умении установить связь между вещами, которые на первый взгляд не имеют отношения друг к другу - 30 минут -
1. Расскажите членам группы о значении аналитического мышления, с помощью которого можно извлечь из всего комплекса связей несколько факторов и описать их взаимодействие по причинно-следственному принципу. Синтетическое системное мышление позволяет понять весь комплекс действующих связей и отыскать среди них множественные. Мы предлагаем следовать по этому пути, если хотим понять всю систему в целом.
2. Прочитайте (или расскажите) участникам притчу «Сон короля», приведенную ниже.
Q Рассказ ^
Король вернулся с войны в свой замок. Смертельно уставший, он крепко заснул. Ночью ему приснился длинный сон. Во сне король видел различные предметы, быстрой чередой сменявшие друг друга. Сначала он увидел очертания кровати. Кровать пропала, а на ее месте видна была земля, покрытая травой и камнями. Эта картина также исчезла, и тогда перед взором короля предстала открытая могила.
Немного позже король увидел громадное дерево с богатой листвой и множеством ветвей, огромный меч, спрятанный в ножнах, келью в монастыре, огонь, полыхающий в камине, вершину горы, укрытую снегом, и спокойное море, гладкое, как зеркало. Затем он увидел нечто напоминающее сердце, потом оазис в пустыне, верблюда, корабль и снова кровать.
Мысли об этом сне преследовали короля в течение всего дня, ибо он абсолютно не мог понять, что все это означает. Тогда король решил выслушать совет мудреца.
Король рассказал сон мудрецу, и тот сказал: «Ты увидел очень много вещей. Какой смысл может в них быть?»
Король ответил: «Кровать означает «спать» и приятные или страшные сны. Земля, камни и дерн натолкнули меня на мысли о
Зерне, цветах и плодах. Могила говорит о смерти. Громадное дерево имеет несколько значений: плоды, которые можно есть, древесина, которую используют для строительства, и прохладная тень в жаркий солнечный день. Меч заставляет думать о войне, келья монаха — о мире и покое, которые дарит Господь. Огонь в камине напоминает о счастливых годах нашей жизни с королевой до ее смерти. Покрытая снегом вершина повествует о мужестве и выдержке, необходимых тому, кто захочет взобраться на гору. Океан указывает на долгие путешествия и дальние страны. Сердце — центр и источник моей жизни. Оазис в пустыне означает сладость освежающего отдыха. Верблюд и корабль —- просто средства передвижения. И в конце я возвращаюсь назад к миру и покою, обретая их в своей кровати».
Все это так, — сказал мудрец, — ноя должен заметить, что ты ничего не понял. Ибо для всех многочисленных вещей, увиденных тобой во сне, и для множества толкований, которые ты им дал, существует одно общее название. Они все служат одной общей цели, которую ты не разглядел».
3. Прервите здесь свой рассказ и попросите участников разбиться на подгруппы по четыре человека. Они должны вместе попытаться ответить на вопрос, какой смысл увидел мудрец в сне короля? Дайте подгруппам 20 минут на то, чтобы найти слово, которое бы стало обобщающим для всего, что привиделось королю. Подгруппы должны работать независимо друг от друга и не показывать никому своих ответов. Раздайте каждой подгруппе по одной копии истории «Сон короля» (это должен быть фрагмент, заканчивающийся словами мудреца «... цели, которую ты не разглядел»).
4. Группы собираются на общее обсуждение и называют свои варианты. Не оценивайте ответы, а расскажите басню дальше.
Мудрец сказал: «Ты упоминал, что кровать дарит тебе покой, но это же даст тебе и земля, которая станет твоей самой последней «кроватью». Покой ты найдешь также и в могиле. Птица покоится на ветке дерева, меч — после жаркой битвы — в ножнах. Монах спокоен в келье, а ты сам находишь покой, сидя у намина. Твои страсти улягутся при взгляде на снежные вершины или на широкое тихое море. Тебе спокойно в сердце друга, в сердце возлюбленной. Ты находишь покои в зеленом оазисе, на спине верблюда и на борту корабля. Почему же ты ищешь столь многое, если все эти вещи означают одно и тоже?»
Король возражал: «Потому что смысл их был от меня скрыт». Мудрец ответил: «Да, это вполне возможно: кровать — это не что иное, как просто кровать, и покой, который она дарит, разглядеть нельзя. Так же обстоит дело и с остальными вещами. Они просто есть, но они не открывают своего значения. Ты сам придаешь вещам их смысл. Разве это не так?»
Замечания |
Дайте участникам немного времени, чтобы они могли выразить личные реакции и чувства от услышанного. Вероятнее всего, многие члены группы будут еще долга обдумывать поучительную историю.
Внутри и снаружи
Некоторые проблемы можно решить, только если посмотреть на них с новой тонки зрения - 30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Длякаждой пары Вам потребуется одна карточка для участников игры «Внутри и снаружи» и повязка на глаза.
1. Проведите короткую вводную беседу и поговорите об искусстве решения проблем и поиска творческих решений.
2. Каждый игрок ищет партнера, с которым, как он надеется, совместная деятельность по решению проблемы может принести удовольствие.
3. Партнеры должны прийти к единому мнению по вопросу, кто из них в этом упражнении будет «слепым» (либо с повязкой на глазах, либо с закрытыми глазами). Такое невыгодное положение одного из игроков побудит игроков более интенсивно общаться друг с другом. Как только глаза партнера окажутся закрытыми, дайте каждой паре карточку участника игры. Пусть они выполнят задание.
4. Когда пара найдет решение проблемы, зрячий партнер подводит «слепого» к ведущему, чтобы «слепой» прошептал это решение ему на ухо. (Решение: внутри круга расположены буквы, состоящие лишь из прямых линий, все остальные помещаются снаружи.)
5. На работу с карточкой отводится 20 минут, после чего все игроки собираются вместе, чтобы обсудить следующие вопросы:
• Как повлияло на совместную работу то обстоятельство, что один из партнеров был «слепым»?
• Кто нашел решение — зрячий или «слепой» игрок?
• Какой была атмосфера во время игры?
• Насколько большим был промежуток времени между первым и последним решениями?
• Какой принцип надо применять для решения задачи?
• Что вы делаете, чтобы повысить свой творческий потенциал?
О |
Карточка участника игры
«Внутри и снаружи»___________________
Выясните принцип, по которому буквы поместили внутри или снаружи круга.
Как будут расположены остальные буквы алфавита? Нанесите оставшиеся буквы на рисунок.
Сама по себе
Этот трюк имеет глубочайший подтекст - 10 минут -
1. Эту простую игру вы можете использовать в самом начале занятия.
2. Игроки делятся на пары. Партнеры становятся друг перед другом. Руки одного при этом свисают вдоль тела, а второй обхватывает двумя ладонями правую руку стоящего напротив и, крепко удерживая ее, пытается помешать партнеру поднять руку вверх. {Первый участник держит руку прямой и изо всех сил старается поднять ее, второй со всей силой удерживает руку.)
3. Через минуту вы даете сигнал «Стоп!» — и оба партнера прекращают выполнять задание. Что происходит? Как по волшебству, не удерживаемая более рука сама по себе поднимается вверх.
4. Затем происходит смена ролей. Игру проводят по тем же правилам. Партнер, руку которого держат, после сигнала «Стоп!» может попытаться удержать руку внизу, но подобная попытка почти всегда обречена на провал.
Замечания |
Объясняя суть игры. Вы можете связать ее с законом групповой динамики. Раньше или позже угнетение порождает восстание. Теперь у Вас есть хороший аргумент в пользу собственного мягкого стиля руководства.
Говорим одновременно
Необычный опыт словесного общения, активизирующий работу обоих полушарий мозга - 1 5 минут -
1. Скажите несколько слов о вербальном общении и конфликтах. Назовите две распространенные причины конфликтов: недостаточная психологическая гибкость партнеров либо ситуации, когда кто-то старается выбить себе преимущества, не признаваемые другими. В этом упражнении мы отменяем привычные правила общения. Обычно люди говорят по очереди: один начинает, другой отвечает. Такой порядок создает иллюзию того, что один может взять верх над другим. Настоящее разрешение конфликта требует, однако, победы обеих сторон.
2. Каждый ищет себе партнера, столь же гибкого в психологическом отношении, как и он сам.
3. Партнеры садятся или встают рядом и ищут темы для спора. Это могут быть как самые простые вопросы, например: «Какой фильм мы хотим посмотреть — «Терминатор-2» или «Любовь и голуби»?», так и сложные, действительно дискуссионные темы вроде: «Кто — мужчины или женщины — будут лидерами в двадцать первом веке?»
4. Партнеры ведут спор, соблюдая следующие правила:
• оба говорят одновременно;
• каждый умудряется высказать свою точку зрения и в то же время внимательно выслушать аргументы другого;
• цель — не заговорить партнера «до смерти», а просто научиться общаться более творчески, лучше приспосабливаясь друг к другу.
5. Дайте участникам сигнал к началу диалога. Партнеры дискутируют в течение 5 минут.
6. Оцените результаты в конце игры, предоставив участникам возможность ответить на следующие вопросы:
" Возникла ли в процессе спора игровая атмосфера?
• Менялись ли точки зрения игроков во время дискуссии?
• Чем закончились дебаты?
Ревность