Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 1. Игра с младшими детьми

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 3. Объект агрессии

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 4. Одевание

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 5. Игра со старшими детьми

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 7. Выговор

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 8. Умывание

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 9. Игнорирование

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 10. Агрессивное нападение

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 11. Собирание игрушек

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 12. Изоляция

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 13. Ребенок с родителями

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Глава 6. Психодиагностика и консультирование 3 страница - student2.ru

Рис. 14. Еда в одиночестве

Образец протокола

Фамилия, имя Возраст

Дата обследования.

Рисунок Высказывание В1 лбор
    Весе­лое лицо Печаль­ное лицо
1. Игра с младшими     +
детьми      
2 Ребенок и мать с   +  
младенцем      
3. Объект агрессии Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо   +
4. Одевание   +  
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +  
6. Укладывание спать Я всегда беру спать игрушку   +
7. Умывание Потому что он умывается +  
8. Выговор Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +  
9. Игнорирование Потому что малыш тут +  
10. Агрессивность Потому что кто-то отби­рает игрушки   +
11. Уборка игрушек Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли?   +
12. Изоляция Мама хочет уйти от него +  
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним, веселое лицо +  
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю +  

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14). ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.

Дети в возрасте 3,5-7 лет по ИТ разделяются на 3 группы: 0-20% — низкий уровень тревожности; 20-50% — средний; свыше 50% — высокий.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоцио­нальной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относят­ся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

. Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младен­цем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве). Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях трицательный эмоциональный выбор, с вы­сокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревож­ности. Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуа­циях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7. (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.

Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис. 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис. 2, 6, 8,9, 11 и 13 — взаимоотношения между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис. 4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает один; ситуация на рис. 6 с одинаковым основанием может быть отнесена как к ситуациям типа «ребенок-взрослый», так и к ситуациям «ребенок-ребенок».

При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отри­цательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмо­циональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негатив­ный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотноше­ний ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду, школе.

Модификация методики. При предъявлении рисунков все время дают одну и ту же инструкцию: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка?» После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос «Почему?» Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики. При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки. В модифицированном варианте возрастает степень свободы для ответов детей, а следовательно, расширяется перечень источников переживае­мой тревоги.

Методика «Иголки»

Методика разработана А. В. Гридиным и С. Т. Посоховой для экс­периментального выявления тревожности как свойства личности. Мето­дика основана на актуализации в представлении человека столкновений в прошлом опыте с болевыми воздействиями.

Для проведения исследования необходим обычный стол. Психолог и обследуемый сидят с одной и той же стороны стола, обследуемый — справа от психолога. На расстоянии 20 см от края стола, где сидит психолог, мелом проведена линия. В результате поверхность стола делится на два поля: маленькое и большое.

Предварительно обследуемого спрашивают, были ли в его жизни неприятные ситуации, вызывающие ощущение физической боли, вызва­ли бы они беспокойство, тревогу, если бы повторились. Потом просят вообразить, что на всем маленьком поле плотно вбиты иголки, так что их острые концы выступают на 4-5 см над поверхностью стола. Затем обследуемого просят представить свою эмоциональную реакцию, если он со всего размаха попадет кистью руки на это колючее поле.

После выяснения представленных эмоций обследуемому дают сле­дующую инструкцию: «Закройте глаза и представьте, что на всей поверхности маленького поля вбиты иголки острием вверх. Вам не­обходимо, ударяя ладонью правой руки по столу, как можно ближе приблизиться к меловой линии. Как только вы почувствуете, что даль­нейшее продвижение по столу грозит попаданием на иголки, остановите движение руки и откройте глаза».

Процедура повторяется дважды. Психолог, используя линейку, после остановки движения измеряет расстояние от меловой линии до кисти руки и подсчитывает среднее арифметическое по двум попыткам. Чем больше среднее расстояние от меловой линии до кисти, тем ниже стрессоустойчивость человека, слабее выражено чувство личной безопасности в напряженных ситуациях, тем больше ему свойственно чувство тревоги, беспокойства за свое физическое существование, тем вероятнее срывы эмоционального поведения.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М., 1994.

3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

4. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочер­касск, 1994.

5. Данилова Б. Л. Как стать собой. Психотехника индивидуально­сти. М., 1994.

6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обуче­ние. Л., 1985.

7. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. М., 1993.

8. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

9. Классический психоанализ детского возраста. Красноярск, 1994.

10. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993.

11. Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1, 2.

12. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

14. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. М., 1993.

15. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальт-терапии. М., 1993.

16. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гештальт-терапии. СПб., 1995.

17. Практика психосинтеза / Сост. и ред. Дж. Томас. СПб., 1992.

18. Психодраматический и психодирективный подходы в групповой работе с людьми / Метод, описание и комментарии Е. В. Сидоренко. СПб., 1992.

19. Психологическая служба в педагогическом институте. Кирово­град, 1993.

20. Психотерапевтические тетради, что такое психотерапия. Вып. 1. 1993.

21. Развивающие игры для детей. М., 1990.

22. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М., 1994.

24. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

25. Сатир В. Как стороить себя и свою семью. М., 1992.

26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

27. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

28. Фейдимен Дж., Фрейзер Р. Личность и личностный рост. М., 1992. Вып. 3.

29. Ферруччи П. Кем мы можем быть. М., 1990.

30. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоана­лиз М.: Изд-во МГУ, 1993.

...Жизнь течет определенным обра­зом, и природа идет единым путем, и притом простым, и каждому возрасту дано его время, так что слабость детей, пылкость юношей, строгость правил у людей зрелого возраста, умудренность старости представляются естественны­ми чертами характера, которые надле­жит приобретать в свое время...

Марк Туллий Цицерон

Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

Глава 1. Помощь людям в особых случаях и ситуациях

Страхи (фобии)

Мы привыкли к определенным формам поведения в обществе и считаем их нормальными. Они как бы соответствуют логике событий и нашим представлениям. Но есть люди, форма реагиро­вания которых на наши слова и поступки, на происходящее вокруг отличается непривычностью и своеобразием. Это, как правило, вызывает у нас недоумение, тревогу, недовольство или мысль о психической ненормальности человека. Однако не все непривыч­ные реакции — свидетельство психического нездоровья. Многие из них являются результатом сочетания врожденных особенно­стей темперамента и характера с неправильностями воспитания или следствием болезненных реакций на определенные трудности, выступают как защитные формы поведения, не всегда осознавае­мые теми, у кого они есть. Другие люди, напротив, настолько тщательно следят за своим поведением и внешним видом, что воз­никает вопрос, зачем это делается. Иногда все эти особенности вызывают не только недоумение и сожаление, но и агрессию с нашей стороны. Что же происходит? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим, что это за особенности и с чем они связаны. Постараемся понять таких людей и помочь им. А, может быть, среди этих «странных» людей узнаем и самих себя.

Одной из разновидностей особых психологических и поведен­ческих реакций являются различного рода страхи (фобии) того, на что другие люди особо не реагируют и потому не понима­ют глубины переживаний тех, с кем это происходит. У детей это может быть боязнь темноты, различных животных, воды и т. д. Большинство окружающих детские страхи воспринимают как результат каприза, дефектов воспитания, повышенной впеча­тлительности, недостаточной развитости логического мышления, глупости: «вырастет — поймет». Когда с подобными проявле­ниями сталкиваются у взрослых — реакция несколько иная. На первое место обычно выходят оценки типа: «ненормальный», «псих», «лечиться надо», т. е. такие проявления расцениваются прежде всего как неадекватность, ненормальность. Между тем большинство фобий встречаются у психически здоровых лиц и являются по существу своему образованиями психологического плана. Рассмотрим наиболее распространенные из них и попыта­емся понять, вследствие чего они возникают и что сам страдающий может сделать, если страхи появились у него или его близких.

Достаточно часто встречаются страхи закрытых или откры­тых пространств, высоты или подземных помещений, страх по­краснеть, нелепо или смешно выглядеть в глазах окружающих, потерять над собой контроль. У некоторых возникает ужас перед публичным выступлением, боязнь пользоваться некоторы­ми видами транспорта. Бывают страхи загрязнения, заражения какими-либо заболеваниями и, наконец, ничем объективно не обоснованный страх смерти или сумасшествия. Особую группу представляют так называемые навязчивости, с проявлениями кото­рых сталкивается почти каждый из нас: это навязчивый счет (окон, номеров трамваев, машин, чисел на билетах и т. д.), своеобразные повторяющиеся движения головой, подергивания, введение в речь постоянно повторяющихся определенным образом слов, которые могут быть совсем неуместны и не соответствовать контексту. Навязчивых проявлений множество, и все они появились не про­сто от плохого воспитания. Появление каждого из них имеет свою предысторию и обусловлено определенными причинами и закреплено практикой. Все эти сложные образования являют­ся своего рода защитными ритуалами, позволяющими в какой-то момент снять психическое напряжение и скрыть растерянность в ответственных ситуациях.

Итак, это — форма психологической защиты. Но оптимальна ли такая защита по существу? В какой-то момент выручившая человека, она в дальнейшем становится неадекватной, а поэтому нуждается и подлежит замене. Но вот на вопрос: «Всегда ли нуж­но заменять ее», можно ответить по-разному. В принципе, если она в дальнейшем больше мешает, чем помогает, и у человека есть желание и силы заменить ее на адекватную или убрать вовсе, то этим следует заняться. Однако каждый это должен решить сам. Поэтому мы разберем в дальнейшем только те формы стра­хов, которые человеку безусловно мешают, но он чаще всего не в состоянии самостоятельно с ними справиться и невольно зависит от них.

Для удобства рассмотрения разделим страхи на группы. На­чнем с группы страхов, называемых социофобиями, так как они проявляются в социально значимых для человека ситуациях. К ним относятся: боязнь публичных выступлений, страх по­краснеть или вспотеть в обществе, страх потерять контроль над своим поведением, сказать что-то невпопад, упасть. Статистиче­ски ими чаще всего страдают молодые мужчины. Как правило, это застенчивые, робкие, малообщительные люди с затрудненной адаптацией к новым ситуациям и новым людям. Обычно они воспитывались в атмосфере гиперопеки, подавления личной ак­тивности в семье, разной степени социальной изолированности. Как правило, это единственный ребенок в семье с большим ко­личеством взрослых женщин или без отца. У некоторых из них застенчивость и замкнутость наблюдались с раннего детства: они с трудом переносили детские учреждения, скованно чувствовали себя в школе, а страхи, как правило, впервые обнаруживались в период полового созревания. По мере становления личности и со­циальной адаптации к обществу эти проявления или «затихали», или исчезали вовсе.

Иногда человеку, страдающему фобиями, удается разобрать­ся в себе, понять причину страха и принять себя таким, как он есть, со всеми своими особенностями (внешними и внутренними), научиться справляться с ними или не обращать на них особого внимания. Но в серьезных конфликтных ситуациях, перенапряга­ющих человека, болезненные явления могут возникнуть вновь.

В случае неразрешения внутреннего конфликта, ухода от не­го, человек теряет веру в себя, и тогда страх с новой силой обрушивается на него. Внешне это проявляется, кроме страха, в нерешительности, уходе от ответственности, невозможности самостоятельно принимать решения. Возникает болезненное от­ношение к себе. Именно в этот момент необходима помощь психолога или психотерапевта.

При умеренной выраженности страха часто удается сохранить веру в свои силы. Тогда можно начать тренировки с фиксации внимания на расслаблении, ощущении тепла и тяжести, спокой­ствия, уверенности в себе. После этого возможен переход на тренировки в реальных ситуациях с постепенным возрастанием нагрузки и обязательным осуществлением поставленной цели на каждом занятии.

Перед тренировками необходимо выявить свои сильные сто­роны и опираться именно на них, подключая свои способности, ум и волю. Если самостоятельные занятия через месяц-два не дадут эффекта, не надо отчаиваться и считать дело проигран­ным. Следует обратиться за помощью к психологу, чтобы лучше понять себя, объективно оценить свои психологические параме­тры, составить новый план тренировок и осознать, что именно скрывается за симптомом. Затем следует разрешение актуально­го конфликта, который имеет место при любых фобиях. Если вы сами понимаете суть конфликтной ситуации, попытайтесь ее обязательно разрешить.

Если вы от природы застенчивы, нерешительны, тревожно-мнительны, не спешите ломать себя. Умный застенчивый человек чтобы достичь успеха, не обязательно должен воздействовать на других путем прямого давления, силой или быть поведенческим лидером, директором, начальником. Того же самого результата можно достичь будучи теоретическим, интеллектуальным лиде­ром, прекрасным специалистом, консультантом и т.д., т.е. фак­тически ведущим, обладая умом, дальновидностью, даром предви­дения и умением просчитывать ситуации. Правильно выбранная стратегия и тактика поведения в жизненных ситуациях позволя­ет «не дергаться», а опираться на сильные стороны совершенно иного, иногда даже противоположного силе плана. И в частной жизни умение не действовать «нахрапом» очень высоко ценится, особенно женщинами. Не рекомендуется также «плакаться», всем рассказывать о своих недостатках и немощах. С этим обращаются к специалистам, близким, друзьям.

Особам женского пола с такими проявлениями слабости ха­рактера приспособиться к жизни гораздо легче, чем мужчинам, потому что «умения» краснеть, смущаться, быть неуверенной и слабой по существу своему являются «положительным сальдо» в глазах сильного пола, особенно по контрасту с сильными, пря­мыми и грубыми женщинами, т. е. слабости иногда тоже могут быть своеобразной силой. Все зависит от того, с какой точки зре­ния оценивать. Если вы болезненно реагируете на свои внешние реакции и испытываете затруднения в общении, являясь руково­дителем, то без ущерба для своего статуса и здоровья вы можете организовать группу психологической поддержки; поручить дела, связанные с личными контактами и массовыми мероприятиями, своему заместителю по связям с общественностью; иметь посто­янного психолога, с которым можно готовиться к ответственным встречами, проигрывать различные варианты собственного по­ведения с целью оптимизации своей деятельности и поддержки душевного равновесия.

Если вы руководитель и видите, что у подчиненных есть проблемы, мешающие успешной деятельности предприятия, и вы хотите им помочь, можно организовать тренинги по успешному взаимодействию группы и улучшению психологического климата в коллективе.

Рассмотрим группу страхов, выраженных в виде опасений возникновения определенных заболеваний (кардиофобия, канце­рофобия, лиссофобия), условно называемых нозофобиями. Ста­тистически они встречаются примерно одинаково у мужчин и женщин в зрелом возрасте. Внешние проявления их не всегда вы­глядят чисто психологическими образованиями, так как включают и соматические (телесные) проявления.

Картина кардиофобии обычно складывается из страха воз­можного заболевания сердца и смерти от этого. Внимание че­ловека постоянно фиксировано на особенностях работы сердца («бьется сильно», «перебои», «останавливается», «неправильно работает»), из-за чего возникают постоянное нервное напряже­ние, тревога и образуются уже вторичные страхи всего того, что может спровоцировать ухудшение деятельности сердца (физиче­ских нагрузок, переутомления и т.д.). Эти люди держат руку на области сердца, считают пульс, предпочитают находиться бли­же к телефону, носят с собой лекарства, читают медицинскую литературу, часто проверяются у врачей. Они тревожны, эмоци­онально лабильны, общительны, в работе могут забыть о своих «недугах», пока кто-то или что-то не напоминает им о серд­це. Врачи-терапевты никогда не обнаруживают в деятельности их сердца какой-либо серьезной патологии. Они об этом знают, вроде верят, но... боятся.

Чем же они отличаются от настоящих «сердечников», людей с реальными тяжелыми заболеваниями сердца? Настоящий «сер­дечник» обычно не говорит о своем заболевании с посторонними, он активен, бодр, работоспособен, за все берется, много и про­дуктивно работает. Не очень верит врачам и лекарствам. Его надо удерживать от непосильных нагрузок и заставлять принимать лекарства, отдыхать, соблюдать режим. Он скорее беспечен в от­ношении здоровья. Сравнили? Теперь сами попробуйте отличить кардиофобика от больного-сердечника.

Итак, в случае кардиофобии психологическое беспокойство заставляет человека с серьезных психологических проблем пе­реключить внимание на деятельность сердца, таким образом со­храняя равновесие. Задача страдающего кардиофобией состоит в том, чтобы проанализировать свои проблемы и попытаться их разрешить, а не прятаться за мнимую болезнь сердца. В данном случае «болит душа» или что-то иное и необходима помощь психолрга и психотерапевта, чтобы как можно раньше приступить к адекватному лечению, поскольку вторичные проявления болез­ни появляются достаточно быстро и могут привести к снижению трудоспособности и ипохондризации, а также уходу человека «в болезнь».

Что в таких случаях человек может сделать сам? Если он подозревает у себя болезнь сердца и не может избавиться от этой мысли, надо сначала пойти к терапевту и проверить деятельность сердца. Если заболевание не подтверждается и кардиограммой, надо обратить внимание на те факторы, кото­рые могли спровоцировать неприятные ощущения: чрезмерная выпивка, переутомление или перегрев, непривычная физическая нагрузка, эмоциональный стресс, сексуальные неудачи, присут­ствие при какой-то внезапной кончине и т. д. Если возникшее состояние через некоторое время не проходит, а страх и тревога нарастают, следует обратиться к психотерапевту, так как ему легче, чем психологу, разобраться в' особенностях психических и физических проявлений этого недуга. Однако и в этом варианте необходимы подробное психологическое исследование личности и анализ актуальной ситуации: за фобией всегда прячется возмож­ность ухода от разрешения проблем психологического характера, чего сам страдающий может и не осознавать.

Страдающие канцерофобией (страхом заболеть онкологиче­скими заболеваниями) выглядят не столько беспокойными, сколь­ко угнетенными, мрачными, пристально следящими за измене­ниями своего веса и внешнего вида. В прямом смысле слова их «гложут» страшные мысли. Они реже других делятся свои­ми переживаниями, но тоже активно интересуются медицинской литературой и всеми новинками лечения болезней. В данном варианте самым главным является немедленное обследование в соответствующем учреждении. И только при абсолютно профес­сиональном заключении онколога может вестись активная пси­хологическая работа. В этих случаях необходимо подключать к психотерапевтической работе и близких, поскольку к моменту обращения за помощью они уверили своих родных в наличии у них «страшного» заболевания. Самим «канцерофобикам» бы­стрее всего помогают «сдвинуться с точки» интересная работа, удачное замужество (женитьба), творческие начинания, создание новых перспектив, иногда смена обстановки, не считая регу­лярной работы с психологом по преодолению внутренних конф­ликтов.

Люди, страдающие лиссофобией (страхом сумасшествия), могут быстро успокоиться даже после одной удачной беседы с психологом или психотерапевтом, если с помощью психологических методик удается предметно показать и доказать очевидность их нормальных ответов и реакций, логического мышления. Затем следует переключиться на анализ и решение актуальных кон­фликтных ситуаций, как внешних, так и внутренних. Если же че­ловеку не удается унять страх самостоятельно или с помощью по­сторонних, следует обратиться к психотерапевту или психиатру.

Не так уж редко встречаются люди со страхом открытых и закрытых пространств, определенных видов транспорта (особенно метро), страхом перемещения в пространстве без сопровождающих. Логически эти страхи трудно объяснить, но всякий раз, попадая в указанные ситуации, люди испытывают безотчетный страх, тревогу, беспокойство с ощущением нехватки воздуха, «помрачением в голове», сердцебиением и потливостью. Обычно эти люди не ездят и не ходят одни, не остаются в помещениях, и даже сама мысль об этом приводит их в ужас. Во всем остальном они полностью уверены в себе, как правило, хорошо работают, все успевают и никому не жалуются на свое состояние, кроме близких, да и то, если в них уверены. Они даже в помещениях могут находиться и работать одни, если не знают об этом. То есть не само помещение действует на них плохо, а мысль о том, что они в нем одни, а это уже очень похоже на страх перед одиночеством. Исходя из этого и нужно вести поиски истоков данного чувства, тщательно анализируя актуальные проблемы пациента. Параллельно необходима постоянная тренировочная работа по приучению себя к пространству и транспорту. Формы и приемы тренировок могут быть различными. Можно сначала проигрывать ситуацию в уме, постепенно приближая тренинговые занятия к реальной действительности, с выходом в конечном итоге на объект страха. Возможна тренировка по преодолению страха непосредственно на объекте.

Наши рекомендации