Композиция публичного выступления
Оратор и его аудитория
Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать ему или внушить ему все, что нам угодно...
Ж. Лабрюйер (французский писатель XVII в.)
Этапы подготовки текста к публичному выступлению
1. Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).
2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.
3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.
4. Составить рабочий план выступления.
5. Написать основную часть текста выступления.
6. Написать вступление и заключение выступления.
7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.
8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т.д.).
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:
1. выбор темы;
2. сбор материала;
3. составление рабочего плана;
4. написание основной части текста, а также введения и заключения;
5. краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).
Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.
Композиция публичного выступления
Композиция (построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение.
Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для успеха публичного выступления оратору необходимо прежде всего овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако управлять вниманием слушателей не просто, и успех зависит не только от самого оратора (его способностей, профессионализма, подготовленности), но и от объективных факторов, на которые выступающий не может воздействовать (например физическое состояние слушателей).
Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Следовательно, выступающий должен уделять большое внимание композиции речи – то есть последовательному расположению всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора.
Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Известный русский оратор адвокат А.Ф. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории.
Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.
Задачи вступления:
1. пробудить интерес к теме;
2. установить контакт;
3. подготовить слушателей к восприятию выступления;
4. обосновать постановку вопроса.
Основные функции вступления:
1. контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);
2. проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).
Виды зачинов:
· Оригинальная цитата«Я хотел бы начать свое выступление с высказывания философа Скилефа: «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию…»
· Обыграть тему выступления«Сегодня мы собрались поговорить об ораторском искусстве. Я хочу обратить ваше внимание на слово «искусство» в названии презентации. Оно здесь не случайно….»
· Использовать предмет как наглядное пособие «Посмотрите, пожалуйста, на эту картину (показывается картинка, собранная из Puzzle). Может показаться, что это просто детская игра. Но в ней скрыта глубокая философская концепция. Из мелких составляющих деталей образуется нечто большее… Точно так же ораторское мастерство складывается из мелких навыков…»
· Комплимент«Очень приятно видеть здесь людей ищущих, развивающихся, самосовершенствующихся. Людей, у которых есть в жизни действительно большие цели. Людей, которые ценят новые знания. Людей, которые стремятся стать более успешными…»
· Обращение к непосредственным интересам«Добрый день! По моему опыту, вопросы, которые обычно интересуют участников подобной презентации, чаще всего следующие: как справиться со страхом публичных выступлений; как владеть своим голосом; как наладить контакт с аудиторией; что делать, если в аудитории вредный слушатель… Вопросы действительно важные…»
О своих чувствах
«Сейчас я чувствую смесь волнения и радости. Радость – оттого что наш центр начинает притягивать и объединять так много сильных и интересных людей. И легкое волнение, которому я тоже всегда радуюсь. Ведь волнение означает: то, о чем я буду говорить сейчас, мне не безразлично…»
Об аудитории (описание)
«Добрый день! На наши курсы приходят самые разные люди. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что сейчас, в этой аудитории, есть и студенты, и домохозяйки, и менеджеры, и руководители, и владельцы собственного бизнеса, и вольные художники…»
Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут (именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока). Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения. Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?
Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.
Задачи основной части:
1. последовательно разъяснить выдвинутые положения;
2. доказать их правильность;
3. подвести слушателей к необходимым выводам.
В главной части реализуется логическая последовательность (см.: законы логики) и стройность изложения материала.
Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей.
1. Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна (неизменна) самой себе, то есть иметь устойчивое основание.
2. Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них.
3. Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной.
4. Закон исключенного третьего – утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.
Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.
Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи:
· принцип экономии (простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств);
· принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения).
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять идраматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации:заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.
Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.
В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.
Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.
Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.
Важно время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения – словом, любая работа слушателей.
Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т.п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.
Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.
Задачи заключения:
1. суммировать сказанное;
2. повысить интерес к предмету речи;
3. подчеркнуть значение сказанного;
4. поставить задачи;
5. призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.
Недопустимо в конце выступления:
1. извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;
2. обрывать речь без заключения и уходить;
3. заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.
Варианты допустимых концовок:
· цитата;
· призыв к действию;
· крылатое выражение;
· иллюстрация;
· комплимент аудитории;
· благодарность за внимание.
Опытные выступающие считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление затягивается, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). Когда выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости», – писал юморист. Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет – суть выступления ускользает от слушателей.
Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.
Вот как закончил лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: «Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию».
Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросымогут исправить или испортить впечатление от выступления.
Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным. Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть.
Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух.
Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»
На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.
Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего.
Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.
Искусство отвечать на вопросы совершенствуется от выступления к выступлению. И очень важен объективный самоанализ каждого выступления. Эти записи очень помогут в будущем, это шаги оттачивания мастерства.