Взаимоотношения с мужчинами. Мужчина-Гефест – человек не компанейский
Мужчина-Гефест – человек не компанейский. Ему претят поверхностные приятельские отношения, характерные для экстравертов. Мужчины, склонные заниматься общественной работой (те, кто впоследствии становятся работниками корпораций и профессиональных организаций), сразу замечают, что это человек не их породы. Если даже в его характере присутствуют такие архетипы, как Аполлон или Гермес, которые помогают ему влиться в коллектив, архетип Гефеста все равно не позволит по-настоящему почувствовать себя частью общего дела.
Взаимоотношения с мужчинами, которые способны объединяться в группы исключительно из деловых соображений, – не для него. Не любит он и поверхностных знакомств на вечеринках. Поэтому он чувствует себя аутсайдером, – и нередко является таковым. Обычно его также отвергают люди, склонные активно пользоваться "старыми связями", – так что роль аутсайдера нередко приходит к нему не только изнутри, но и извне.
У Гефеста нередко возникают определенные проблемы с мужчинами, наделенными властью и авторитетом. Это может быть отец, учитель, начальник. Если кто-то пытается его "построить" (примерно теми методами, какими в американском флоте "салаг превращают в настоящих мужчин"), обычно из этого ничего не выходит, – и тогда разгневанный авторитет может просто вышвырнуть Гефеста прочь. На Гефеста не действуют исходящие извне требования соответствовать чужим стандартам, – отчасти потому, что он сориентирован на внутренний мир, а отчасти – потому, что гнев и осуждение людей, стремящихся перекроить его по своему образцу, пробуждают в его душе встречный гнев, который он подавляет и накапливает. Из-за этого кипящего внутри гнева Гефесту еще труднее делать то, что от него требуют. А люди с авторитарным характером склонны преувеличенно реагировать на любое поведение, которое они воспринимают как неуважение или строптивость, – чем только усугубляют ситуацию.
Однажды бог войны Арес безуспешно пытался силой привести Гефеста на Олимп. Гефест прогнал Ареса, бросая в него горящие головешки. Подобно богу, Гефест-мужчина не терпит насилия и, если оно направлено против него, "вспыхивает" огнем враждебности. Даже бог войны, известный своей неуемной силой и яростью, не смог принудить Гефеста к тому, чего тот делать не хотел, – не годится такой подход и в отношении мужчины-Гефеста, даже молодого.
И наоборот, Дионис напоил Гефеста вином и уговорил поехать вместе с ним на осле. Дионис и не пытался прибегнуть к силе. Он нашел другой способ преодолеть упрямство Гефеста и преуспел там, где Арес потерпел поражение. Он вошел на территорию бога кузни, смягчил его непреклонную позицию при помощи вина, и Гефест вдруг стал сговорчивым – от воинственного настроения не осталось и следа.
Миф находит параллели в жизни: Гефест и Дионис действительно часто становятся друзьями. Бывает, что только другому закоренелому аутсайдеру удается завязать близкое знакомство с мужчиной-Гефестом. Совместная выпивка во многих случаях служит объединяющим мужчин ритуалом. Групповая инициация при помощи алкоголя – не для Гефеста. Но он вполне может сблизиться с индивидуумом, который любит красоту, знает, что такое боль, и не боится проявлять свои чувства, – а мужчина-Дионис именно таков. Более экстравертный и экспрессивный Дионис способен высказать, эмоционально изобразить и артистично сыграть то, что остается невысказанным в Гефесте. Такая способность взаимно дополнять друг друга составляет основу для глубоких и прочных взаимоотношений – Дионис может стать одним из немногих друзей Гефеста.
Сексуальность
Глубина и замкнутость – эти слова характеризуют все аспекты жизни Гефеста, в особенности его сексуальность. Он моногамен и верен – и ожидает от партнерши того же. Слишком часто его ждет та же судьба, что и бога Гефеста: он обнаруживает, что любимая женщина его предала. Он сам отчасти виноват в неверности возлюбленной, ибо уделяет ей недостаточно внимания – пусть даже всегда носит ее образ в своем сердце. Типичный Гефест слишком увлечен работой, посвящает любимой мало времени, он не общителен и может подолгу не заниматься сексом.
Он способен сублимировать сексуальное пламя в творчество и склонен к долгим периодам воздержания, даже состоя в браке. Работа превращается для него в своего рода возлюбленную – она отнимает у него время и половую энергию.
В сексе внутренний духовный опыт имеет для мужчины-Гефеста намного большее значение, чем чувственное удовольствие от физического акта. Вполне возможно, что он, в отличие от партнерши, не воспринимает секс как общение или единение. Однако партнерша становится для Гефеста источником внутреннего опыта, – и он воистину дорожит ею.
Женщину-Афродиту вполне может привлечь глубина Гефеста и восхитить его творческий потенциал. Но этот мужчина часто не понимает, что она – красивая женщина, имеющая много поклонников. Когда Гефест обнаруживает, что у нее есть другие любовники, он воспринимает это как чудовищное предательство. Проблема в том, что с самого начала он сделал типичное для интроверта предположение, что настоящая любовь может быть только одна. Бывает также, что подобная женщина просто соблазнит его, а потом предаст.
Гомосексуальный Дионис способен подобным же образом соблазнить и предать Гефеста, причем в этой ситуации немалую роль может сыграть алкоголь. Однако Гефест не представлен в социальной культуре гомосексуалистов: ему не по душе поверхностные связи и групповое самоотождествление, а поэтому его не привлекают ни корпорации, ни иные социальные группировки. В свою очередь, гомосексуальные сообщества тоже отвергают Гефеста, поскольку он не вписывается в их образ жизни.
Брак
Для мужчины-Гефеста брак одновременно исключительно важен и проблематичен. Его внешнее благополучие и душевный комфорт напрямую зависит от того, на ком он женится и как будут складываться отношения в браке. Оставшись холостяком, он может оказаться в эмоциональной изоляции. Согласно традициям (и стереотипам), большинство мужчин, и в особенности интровертный Гефест, считают, что о взаимоотношениях с окружающими должна заботиться жена. Она приглашает гостей, устраивает праздники, строит планы на отпуск, поддерживает связи с родственниками и помнит важные даты.
Жена мужчины-Гефеста может также играть ключевую роль в продвижении его работ в мире. Художник или ремесленник Гефест, привыкший к уединению в мастерской, нередко нуждается в хорошем агенте. Часто его жена либо лично занимается продажей работ, либо налаживает сотрудничество с агентом, галереей или магазином.
Согласно мифам, женой Гефеста была Афродита (и она постоянно изменяла ему). Кроме того, он безуспешно пытался оплодотворить Афину, оказавшую ему активное сопротивление. Наконец, Гефест был творцом золотых служанок (а также Пандоры). Эти три мифологические модели взаимоотношений отражают три типа браков, характерных для Гефеста.
Гефест и Афродита
Женщин, архетипически подобных богине любви Афродите, привлекает глубина взаимоотношений, которую может дать Гефест. Если он к тому же создает прекрасные произведения искусства, она может испытывать также чувственно-эстетическое влечение к его работе. Кроме того, Гефест видит в этой женщине свою личную Афродиту и проецирует на нее этот образ – в его присутствии она действительно чувствует себя богиней.
Они оба интенсивно живут здесь и сейчас. Однако в разлуке он способен носить взаимоотношения в себе в качестве внутреннего опыта, а ей это обычно не удается. Мужчина-Гефест может по-своему "уйти" и сосредоточить всю свою страсть на работе, ожидая, что любимая при этом сохранит ему верность. Если эта женщина не направляет свою сексуальность в творческую деятельность или архетип Геры-жены не занимает важное место в ее психике, у нее вполне может закрутиться роман, пока Гефест поглощен работой.
Гефест и Афина
Из всех олимпийских божеств самый ясный ум у Афины, богини мудрости и рукоделия. Она может с одинаковой легкостью разработать план и осады города, и изготовления прекрасного полотна. Женщина-Афина очень правильно оценивает ситуацию и предпочитает успешных мужчин – либо таких, которые могут преуспеть с ее помощью. Ревность для нее не проблема. Мужчина-Гефест любуется и восхищается тем, как Афина управляет финансами и налаживает связи, необходимые для успеха в жизни, – это ее искусство даже кажется ему таинственным. Похоже, именно такой союз существует между Эндрю и Бетси Вайс. Бетси – бизнес-менеджер для Эндрю. Когда раскрылся секрет Эндрю Вайса и стала очевидной его одержимость изображением Хельги, реакция Бетси была типичной для уверенной в себе Афины: "Он очень скрытный человек. Он не сует нос в мои дела, я – в его. И этот подход оправдал себя. Посмотрите на эти картины. О Боже! Это же просто замечательно! И как их много!"5
Если верить прессе, она продала это собрание за 10 миллионов долларов.
Гефест и Пандора
Гефест уже был великолепным мастером, когда по просьбе Зевса создал Пандору, первую смертную женщину. Это была не единственная женщина, сотворенная богом кузни. Гомер отмечает, что Гефесту помогали по дому созданные им золотые служанки, которые не только умели говорить, ходить и работать руками, но также обладали интеллектом и были искусны во многих делах.
Подобным образом, когда немолодой угрюмый Гефест берет в жены уступчивую и восприимчивую женщину моложе себя (архетип Персефоны), он может воспитать из нее жену, которая будет вести себя как золотая служанка Гефеста.
Вполне возможно, он даже не будет воспитывать ее намеренно. Неопределенный характер (что свойственно Персефоне) и неброская внешность представляют собой "экран", на который "проецируются" его образы. Восприимчивость и стремление стать такой, какой хочет видеть ее муж, носит одновременно сознательный (она хочет угодить ему и поэтому внимательно относится к его предпочтениям) и бессознательный характер (в силу психической восприимчивости, эта женщина раскрывает перед ним именно те стороны своей личности, которые больше всего соответствуют его представлениям о ней).
Кроме того, она может быть "изобретением" его ума и сердца, что навлечет на Гефеста множество бед. Будучи интровертом и чаще всего не умея реально оценивать женщин, Гефест иногда влюбляется в им же самим созданный образ женщины и вдобавок предполагает, что она испытывает к нему такие же сильные чувства, как он к ней. Учитывая глубокую натуру Гефеста и склонность к моногамии, а также сильнейшую жажду близости и приятия, которую пробуждает в нем любовь, ошибочное предположение, что эта женщина именно такова, как он вообразил, обращается для него личной катастрофой. Она может превратиться для него в самую настоящую Пандору со всеми присущими той чертами: женским обаянием, половой привлекательностью, бесстыдством, лукавством, лживостью и двуличием.
Дети
У бога Гефеста детей нет, и часто мужчина-Гефест тоже предпочитает их не заводить – особенно если у него самого было несчастливое детство. Как Гефест будет относиться к собственному ребенку, предсказать сложно. Тут решающее значение имеет то, возникнет ли между ними связь с самого младенчества. (Вероятность возникновения связи значительно возрастает, если он присутствует при родах и начинает заботиться о ребенке с первых же секунд его жизни.) Если связь возникает, она перерастает в глубокую привязанность – Гефест буквально срастается с малышом. Ему нравится, когда ребенок находится рядом, даже если они не играют и не разговаривают.
Дети часто видят в нем отстраненного задумчивого мужчину, который раздражается всякий раз, когда его отрывают от дела, сердится, когда они шумят, и предъявляет к ним не по возрасту высокие требования. Однажды дочь мужчины-Гефеста рассказала мне, что, когда ей было всего шесть лет, папа попросил, чтобы она сварила ему кофе, и очень рассердился, обнаружив, что девчушка не умеет делать это.
Между отцом-Гефестом и его детьми возникает ряд предсказуемых проблем, которые усугубляются его хроническим недовольством, депрессией и властностью. Например, он редко говорит о чем-то прямо и ясно. Дети приучаются ходить вокруг него на цыпочках, интуитивно догадываться и логически просчитывать, как он отреагирует на те или иные их действия.
Нередко дети не признают авторитет отца-Гефеста, поскольку его аргументы бывают весьма субъективными и вдобавок он не умеет их толком высказать. Кроме того, он, как правило, не любит перемен, а дети и подростки меняются постоянно. В результате возникают трения.
Гневливый властный Гефест, отец послушной дочери, может сделать из нее "золотую служанку", которая безропотно делает, что ей велят. Такая дочь всецело в его власти. Он подавляет ее самостоятельность, требует покорности и ограничивает во всем. В результате возрастает вероятность, что позже мужчины будут над ней издеваться или помыкать ею. Сыновья открыто бунтуют против гневливого властного Гефеста. Несговорчивые от природы дочери тоже могут бунтовать – чаще всего за пределами его территории.
Как сыновьям, так и дочерям Гефеста нередко не хватает отцовского наставничества в жизни, поскольку этот человек слишком индивидуалистичен и интровертен, чтобы помогать детям продвигаться в мире. Сам Гефест обычно шагает не в ногу с обществом и не обладает "старыми связями", которые мог бы использовать во благо детям. К тому же он не способен служить для них ролевой моделью для достижения успеха.
Хотя у многих детей возникают проблемы с отцом-Гефестом, возможны также очень близкие позитивные взаимоотношения, если отец не гневлив и привязан к детям. Если мастерская Гефеста становится для детей уютным святилищем, где можно заниматься творчеством и просто быть рядом с папой, тогда они проводят с отцом много времени и это общение оказывает на них позитивное влияние. Их творческий потенциал, уверенность в себе и самооценка возрастают благодаря общению с ним: они делают что-нибудь вместе, учатся приемам его работы, а затем создают что-то самостоятельно.
Средний возраст
Первая половина жизни обычно полна трудностей, поскольку Гефест не соответствует принятому в обществе образу мужчины: конкурентоспособного, логичного и экстравертного человека, который с удовольствием принимает любой вызов и стремится добиться успеха в жизни. В то время как большинство мужчин в первой половине жизни делают то, что от них ожидают (заботятся о карьере и создают семью), оставляя внутреннее путешествие на вторую половину, Гефест с самого начала сориентирован на внутренний мир и испытывает потребность выразить свои затаенные сильные чувства.
Если, несмотря на неумение идти в ногу со всеми, ему удается сделать карьеру и создать семью, тогда вторая половина жизни обычно оказывается для него счастливее первой. На этом жизненном этапе Гефест впервые может получить преимущество перед своими ровесниками. Ему пришлось бороться за право оставаться собой и одновременно выполнять задачи, которые ставит внешний мир, – и он преуспел и в том, и в другом. (Более экстравертный мужчина приспосабливается к миру легче: ему не приходится прилагать особые усилия, чтобы в первой половине жизни делать то, чего ждут от него окружающие. В процессе приспособления его личность страдает, что ведет к внутренним конфликтам и депрессии во второй половине жизни.)
Однако гневливый, пребывающий в постоянной депрессии мужчина-Гефест, который своим отношением пугает и отталкивает окружающих, или же сам закрывается от них, может прожить до середины жизни, не имея ни близких друзей, ни удовлетворительной работы. Тогда на этом этапе его тоже ждут перемены – но перемены к худшему. Если он проанализирует свою жизнь и сравнит себя с другими сверстниками, его может ждать мучительный кризис среднего возраста, способный привести к важным переменам в его жизни. (Смотрите далее разделы, посвященные психологическим проблемам и путям развития.)
Старость
Преклонные годы, когда "вырисовывается общая картина жизни", не сулят особых неожиданностей. Осуществивший себя мужчина-Гефест под конец жизни может с удовлетворением вспоминать годы, проведенные за творческой работой в избранной им "кузне". Он в совершенстве отточил навыки своего ремесла и стал всеми признанным мастером. С другой стороны, мужчин-Гефестов непропорционально много среди отвергнутых обществом отщепенцев.
Психологические проблемы
Большинству мужчин-Гефестов приходится столкнуться с ощущением, что их не принимают окружающие, что они не соответствуют общественным стереотипам (или ожиданиям) относительно того, каким должен быть мальчик, а затем мужчина. Гефест, выходец из неблагополучной семьи, где над ним издеваются, вырастает еще больше склонным к одиночеству, чем если бы рос в нормальной семье. Обладая замкнутым интровертным характером, он обычно не может компенсировать недостаток одобрения и приятия со стороны близких популярностью или успехами в школе (для этого необходимо присутствие также других архетипов в его характере).
Став взрослым, Гефест по-прежнему встречается с проблемами адаптации к обществу. Благодаря работе он может осознать, что является человеком продуктивным и творческим и окружающие ценят его. Но поскольку он не умеет общаться и вести политические игры, этот путь тоже оказывается для него нелегким. Так что можно ожидать, что у него возникнут определенные психологические проблемы.
Эмоциональное увечье: последствие неприятия со стороны окружающих
Мать Гефеста, лишенная материнских чувств Гера, с самого рождения отвергла ребенка, поскольку он оказался увечным. Ей стало стыдно за несовершенство сына, и она вышвырнула его прочь, – в точности такова участь новорожденных, которых находят в мусорных контейнерах, чьи матери видят в младенце лишь постыдную ошибку, о которой следует забыть. Такую же судьбу, – но только в метафорическом смысле, – разделяют многие другие малыши, не отвечающие ожиданиям родителей и отторгаемые эмоционально.
Младенцы, которых не берут на руки и не ласкают, плохо растут и (как это было обнаружено во время войны в Англии) умирают, даже если их регулярно кормят и содержат в чистоте. В свое время мне довелось проходить практику в двух разных окружных больницах, куда нередко приносили плохо набирающих вес, апатичных младенцев, которые "не хотят расти". Их главной проблемой было неприятие и пренебрежение со стороны матери.
Даже если отвергнутый ребенок выживает физически, психологическая травма приводит к эмоциональному увечью. Такой ребенок тревожен и недоверчив, ему изначально недостает веры в то, что мир хорош и добр. Он с самого начала жизни становится одиночкой, поскольку нет ни одного человека, с кем у него установилась бы эмоциональная связь.
Согласно другим вариантам мифа, Гефеста покалечил и вышвырнул с Олимпа Зевс, разъяренный тем, что ребенок вступился за мать и встал между ним и Герой. В этом случае причиной неприятия со стороны родителя послужило неприемлемое поведение ребенка. По данной версии Гефест стал калекой вследствие жестокого обращения. И опять-таки, жизнь достаточно часто буквально воспроизводит миф, если женщина живет с мужчиной, который не является отцом ребенка и недоволен его присутствием – либо потому, что воспринимает малыша как соперника, либо потому, что тот просто раздражает его. В таком случае жестокое обращение с ребенком – не редкость. Лишенный защиты со стороны матери, подвергающийся издевательствам со стороны отца, такой ребенок может благополучно пережить физические издевательства, но останется увечным эмоционально – глубоко в его душе затаится страх и злоба.
Мальчик-Гефест может получить эмоциональное увечье в результате самых разных переживаний, связанных с отношением родителей. Это может быть все что угодно, начиная с крайних случаев (неприятие со стороны матери или побои) и заканчивая более тонкими психологическими факторами вроде холодности матери или осуждения со стороны отца. Насколько сильно все это скажется на ребенке, зависит не столько от масштабов трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, сколько от его субъективного опыта. Позже, рассмотрев ситуацию более объективно, он может даже признать, что все это было "не так страшно", однако чувствительность к отторжению в сочетании с интровертной натурой может привести к сильным реакциям и болезненным переживаниям. Возможно, этот мальчик просто очень ранимый, что значительно усугубляет проблему.
Его личные черты усиливают действие болезненных факторов. Более экстравертный или импульсивный ребенок, подвергшись издевательствам, сам начнет обижать тех, кто слабее его, или расскажет кому-то о своей беде и за него вступятся. В отличие от этих детей, Гефест уходит в себя и ничем не выказывает обиду, гнев и страх. Он ни с кем не говорит о своих проблемах, и это может стать причиной эмоциональной зажатости, неспособности выражать свои эмоции и отчужденности по отношению к окружающим. В зрелом возрасте детские проблемы могут повториться: Гефест встречает неприятие со стороны женщин, расположения которых он добивается, и неодобрение со стороны мужчин, наделенных властью.
Искажение реальности – проблемы интроверсии эмоций
Скрытность и ранимость приводит к тому, что Гефест часто искажает "то, что произошло на самом деле", – а это оборачивается проблемами как для него, так и для окружающих. Точка зрения Гефеста на ситуацию определяется скорее эмоциональным воздействием, которое она оказала на него, чем фактами или намерениями других участников.
Незначительные обиды, которые другой и не заметил бы, могут очень ранить Гефеста. Если он совсем не обсуждает инцидент или не может принять версию другого человека, "происшествие" сводится к тому, как воспринимает его он. Если по прошествии месяцев или даже лет Гефест заговорит об этом, другой участник события может даже не вспомнить, о чем речь, и будет тронут, опечален, потрясен или даже рассержен отношением Гефеста.
Также какой-нибудь совершенно незначительный жест другого человека может пробудить в Гефесте сильные чувства, вызвав в душе нежность, которая будет согревать его много лет. И опять-таки, не исключено, что сам человек, совершивший этот поступок, не придавал своему жесту практически никакого значения.
При интровертировании чувств в памяти сохраняется именно внутренняя реакция на внешнее событие. Человек помнит не факты, но эмоции, окрашивающие событие. Конечно, в большей или меньшей степени это свойственно всем, но Гефесту – в особенности.