Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КУРСУ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Волгоград, 2004

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета

социальной работы и клинической психологии

Волгоградского государственного медицинского университета

Утверждено Советом факультета социальной работы и клинической психологии

Рецензенты: доктор педагогических наук В.Зайцев

кандидат психологических наук, доцент Г.Иванова.

Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004.

Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2000); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.11.1996г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь", Программы учебного курса "Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора" (утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным, 1996г.), "Методических указаний к практическим занятиям по общей и медицинской психологии" (утверждены директором Всероссийского учебно-методического центра Минздрава РФ П.А.Душенковым, 1992г.), Программы курса "Психология и педагогика" (одобрена на заседании Президиума УМО по психологии, протокол № 2 от 01.12.1999г), других методических документов, а также опыта использования при преподавании психологии 2-го выпуска данных методических рекомендаций.

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО

Вопросы к семинарам:

1. Факторы, влияющие на отношение к болезни.

2. Структура (уровни) внутренней картины болезни.

3. Типы отношения к болезни.

4. Психологические мотивы отказа от приёма лекарств.

5. Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления.

6. Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления.

7. Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты.

8. Эйтаназия, этические и правовые аспекты.

9. Психология умирающего больного.

Основная литература:

1. Ардашева Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые вопросы ее применения // Вестник Рос. АМН. - 1996. - № 12. - С.60-64.

2. Жизнь после смерти. - М.: Сов.писатель, 1990. - С.8-56, 96-190.

3. Кабанов М.И., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.:Медицина, 1983.- С.38-62.

4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, Авиценум, 1983. - С.193-314.

5. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - С.65-80, 86-106.

6. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во корпорация "Логос", 1999. - 232 с.

7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. - М: Изд-во МГУ, 1987. - 166 с.

8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для медвузов: Т.1-2. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - Т. - 412 с.; Т.2 - 381 с.

***************

"Внутренняя картина болезни", "аутопластическая картина болезни", "типы отношения к болезни", "переживание болезни", "чувство болезни", "сознание болезни", "концепция болезни" и другие близкие понятия обозначают субъективное, личное переживание болезни. На содержание, степень выраженности субъективного переживания влияют:

1. Характер заболевания, степень тяжести, локализация заболевания для конкретного больного.

2. Представления о болезни, лечении, врачах у больного как результат воспитания, личного опыта и мнения окружающих (могут быть как достаточно адекватными, так и совершенно неправильными).

3. Личность больного:

- возраст;

- степень общей чувствительности к различным факторам;

- темперамент;

- характер и шкала ценностей, другие собственно характерологические особенности;

- социальное положение больного и, особенно, наличия у него социальной поддержки (взаимоотношения улучшают здоровье).

В структуре внутренней картины болезни выделяют 4 уровня:

- чувствительный или сенсорный; - эмоциональный;

- интеллектуальный или информационный; - мотивационный.

Единой, общепризнанной классификации типов отношения к болезни нет. Обобщая, можно выделить следующие типы отношения:

1. Нормальный (гармоничный).

2. Анозогнозический

- эргопатический;

- эйфорический;

3. Эгоцентрический (истерический, демонстративный).

4. Неврастенический.

5. Ипохондрический (близкие понятия депрессивный, меланхолический).

6. Тревожно-фобический (близкое понятие психастенический).

7. Паранойяльный.

8. Апатический.

На практике часто приходится встречаться со смешанными типами отношения к болезни; со временем типы отношения могут также меняться.

Об "изменении" личности больного в результате болезни можно говорить при изменении содержания ведущего мотива деятельности (например, ведущий мотив становится патологическим), обеднении мотивационной сферы деятельности, сужения интересов, нарушения степени критичности и самоконтроля.

Определенная совокупность социально-психологических факторов достоверно связана с заболеваемостью и смертностью населения на основании многочисленных исследований, проведенных в разных странах за последние годы. К таким факторам, в первую очередь, относят: алекситимию, поведение "типа А", соответствие между уровнем притязаний и реализации, эффективность деятельности, конформизм, уровень удовлетворенности собственной жизнью, наличие группы поддержки, независимость (внутренний локус контроля), контроль судьбы (контроль будущего).

Наши рекомендации